Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
27 Программа и план в социологическом исследовании.
Подготовка соц.
Исследования непосредственно начинается
с разработки программы, сост их 2 отделов
– методологического и
Как ни важны
программа и выборка без
28 Причины, функции и субъекты соц конфликтов.
Причиной соц
конфликта может оказаться
Первичные группы
(непосредственно участники
29 Метод фокус-групп в соц исследовании.
Фокус-группа – это метод сбора соц. инфы. Даёт достаточно достоверные рез-ты без длит-ой подготовки и существенных затрат на проведение.Проводится среди 8-12 незнакомых людей, но знакомых с обсуждаемым вопросом. Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы, на котором приветствуется высказывание участниками собственных мыслей, даже споров. Для этого ведущим задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы и т.п., что требует заранее составленной программы. Но также ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь улавливать момент, когда разговор уходит «влево», и вернуть беседу в первоначальное русло.
Обычно при
проведении фокус-группы используют различную
аппаратуру для фиксации слов участников
(видеокамеры, диктофоны и т.д.). Полученные
сведения затем интерпретируются специалистами,
на их основе делаются выводы, подтверждается
или опровергается поставленная гипотеза.
30. Обработка, анализ и использование результатов соц исслед.
Анализ завершается
подготовкой отчета по результатам
проведенн иссл. Отчет включ описание
всех основн этапов иссл. Во введении дается
развернут хар-ка проблемной ситуац,
описывается объект, предмет, цели и задачи
иссл. Теоретич раздел отчета включает
анализ публикаций по данн проблеме, теоретич
анализ основн понятий иссл, теоретич
и рабочую модель с необходимыми обоснованиями
и выкладками. Процедурно-методический
раздел включает обоснование выбора метода
исследования, макеты инструментов, расчет
и обоснование выборки, а также краткое
описание процедур отбора единиц наблюдения.
Аналитический раздел содержит результаты
анализа полученн данных. В заключительном
разделе подволятся итоги иссл и даются
рекомендации или технологии управления
изучаемым процессом в соотв с целью иссл.
В отчет также включают список использ
лит источников и приложения.
31. Социальный статус и его виды.
Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный
П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.
Социологи выделяют:
1)предписанный
– навязанный обществом,
2) приобретенный(достигнутый)
– определяется усилиями
Выделяют: -естественный
статус личности – предполагает устойчивые
черты личности;-
Человек может
иметь сразу несколько статусов
– интегральный статус. Социальный
статус выражается сложными связями
между субъектами общественных отношений.
32. Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.
Общественное
мнение - совокупность суждений и оценок,
характеризующих
По этому поводу
можно высказать следующие
во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным; в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия; тавляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное. Этапы общественного мнения: 1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей. 2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности. 3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. 4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей. 5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя. 6. Возникновение общенародного мнения.
Можно выделить
основные стадии формирования и функционирования
общественного мнения: 1. Рождается
2. Достигает определенной степени развития
3. "Умирает" или реализует себя в
конкретных проявлениях жизни.
33. Этноконфликт как разновидность соц конфликта. Причины…
Этнонациональные
конфликты — это организованные
политические действия, массовые беспорядки,
сепаратистские выступления и гражданские
войны, в которых противостояние проходит
по линии «этнические общности». Чаще
всего такого рода конфликты происходят
между меньшинством и доминирующей этнической
группой, контролирующей власть и ресурсы
в государстве. Существует несколько теорий
объяснения причин этнонациональных конфликтов,
которые были сформулированы на основе
исследований в различных регионах мира.
Одним из доминирующих является социологический
подход, который основывается на анализе
этнических параметров социальных групп
(классы, страты, социально-профессиональные
группы и т.д.) и выявляет феномен узурпации
тех или иных привилегированных социальных
ниш представителями одной группировки
в ущерб другой и социальной дискриминации
по этническому или расовому признаку.Межнац
конфликты - это крайнее обострение противоречий
между нациями, возникающих в ходе решения
политических, территориальных, экономических,
языковых, культурных проблем. Речь идет
о конфликтах между целыми этносами и
их отдельными представителями. Они могут
возникать и действовать на соц-психологическом
и идеологическом уровне национально
этнического сознания народов, а также
на уровне деятельности национально-государственных
институтов законодательной и исполнительной
власти. Конфликты имеют свои причины
нередко коренящиеся в исторически сложившихся
условиях жизни народов. Иногда они связаны
со справедливой борьбой за свои права.
Необходимо стремиться к разрешению конфликтов
демократическим путем. Способность многонационального
общества вовремя предвидеть и разрешать
цивилизованными способами конфликты
– важный показатель его гражданской
зрелости и демократизма. Этому способствует
правовое регулирование межнац отношений,
составляющее важнейшую сферу деятельности
правового государства.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, пр. всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения класса считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения м. ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс К. выделял понятия "класс в себе" - это класс, члены которого ещё не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" - класс, выработавший классовое самосознание. Т.о., в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.
В рабовладельческом обществе - рабы и рабовладельцы, при феодализме - крепостные и феодалы, в капиталистическом обществе - пролетариат и буржуазия. Противоречия м.классами приводят к классовой борьбе, которую марксистская теория считала движущей силой развития общества, так как интересы классов несовместимы, и их может разрешить только лишь социальная революция. Марксизм рассматривал историю с позиций классовой борьбы. Веберовская теория классов альтернативна марксизму. Вебер М. рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы у Вебера - это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. класс, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", пр. всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" - класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать м. любыми из этих групп, а не только м. рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и др. факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе др.иерархических структур и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.
В современной
социологии существует тенденция к
переоценке центрального значения класса.
Класс и классовый тип