Шпаргалки по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Содержание

1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

36. Рабочий класс  в современном  российском обществе

Рабочий класс - это слой нас., который участвует  в процессе произв-ва или сфере  услуг, они не имеют в своей собственности ср-в произ-ва, недвижимости, приносящей прибыли, и получают за свой труд только з/п (слесарь, токарь, продавец и т.д.).

Рабочий класс  России в настоящее время социально  неоднороден и представляет собой  скорее совокупность отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются процессы сокращения численности рабочих, роста безработицы, перехода рабочих в частный и кооперативный сектора. Государственные предприятия останавливаются, закрываются, становятся банкротами, а, если и продолжают работать, то в цехах пусто, трудятся по 1-2 рабочих и прибыли, за редким исключением, они не получают. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 

38. Этническая социология  ее содержание.

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве  в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений в том числе тенденции  в профессиональных ориентациях, темпы  социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и  межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. 

39. Культура, ее основные  элементы. Понятие  и виды субкультуры.

КУЛЬТУРА - это  способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.Основные элементы культуры: Язык Знания, убеждения

Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное  переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными. Ценности

Ценности выступают  как:

а) желательное, предпочтительное для данного социального  объекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.;

Б) критерий оценки реальных явлений;

в) они определяют смысл целенаправленной деятельности;

г) регулируют социальные взаимодействия;

д) внутренне  побуждают к деятельности.

Идеология . Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины. В этом случае мы имеем дело с идеологией.

Субкультура - это  набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. Каждое сообщество создаёт свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфическиеотличия.Этиотличиясвязанныесособенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Для социалогии важно определить, смешиваются ли эти субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты. Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. 

40. Понимающая социология  М. Вебера. Важн. составляющей данной теории явл-ся концепция идеальных типов. Это некая идеал. модель того, что наиболее полезно чел-ку, что объективно отвечает его интересам в соврем. ему эпохе. В этом отнош. в качестве идеал. типов м/т выступать морал., полит., религиоз. ценности и вытекающие из них установки поведения и деят-ти людей, правила и нормы их поведения, а также традиции соц. общения.Идеал. типы Вебера харак-ют как бы сущность оптимал. обществен. состояний — сост. власти, межличностного общения, индивидуал. и групп. сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духов., полит. и материал. жизнь людей. Вебер выделял след. типы соц. действия: Целерационал. действие — это когда чел-к ясно пред-ет себе цель действия и ср-ва ее достижения, а также учитывает возможную реакцию др. людей на свои действия. Критерием рацион-ти явл-ся успех. Ценностно-рационал. действие совершается ч/з сознательную веру в этич., религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит ч/з аффекты, т.е. бессознат. психологич. импульсы и чувства. Традиционное действие осущ-ется ч/з привычку. В реальном поведении людей чаще всего присут-ют все указанные типы действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осущ-ния соц. действия. Вебер исходил из того, что в историч. процессе растет степень рациональности соц. действий. Это видно в развитии капитализма: рационал-ся способ ведения хоз-ва, управление в области эк-ки, политики, науки, культуры; образ мышления людей. Воплощением рацион-сти Вебер считает прав. гос-во, функционирование которого базируется на рационал. взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым полит. и морал. ценностям. 

41. Крестьянство в  соц. структуре  общества. Проблемы  разв-я фермерства

Крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий  коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО  и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей  лич. собственности ср-ва произ-ва, земля  же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.

В настоящее  время крестьянство состоит из колхозного, совхозного и небольшого слоя фермеров (их число 1 % населения), которые строят свои предприятия на арендованной земле, применяя при этом наемный труд. Иногда фермеры работают сами, им помогают жены и дети. Фермерство – более адаптированная социальная группа сельского социума к условиям капиталистического рынка, нежели колхозно-совхозное крестьянство. Если средний размер фермерского участка по России равен 50 га, то передовые фермеры имеют по 200 – 250 га (что сопоставимо с Канадой или США). Фермерство смогло выжить прежде всего в районах, где возможно рентабельное ведение товарного хозяйства, где производство прибыльно при нынешних ценах на сельскохозяйственную продукцию. Но на территории Башкортостана колхозы до сих пор вполне себя оправдывают (хотя, безусловно не все). Они получают новейшую импортную технику, им помогает правительство, предоставляются субсидии. Главный вопрос, который является болезненным для России – о собственности на землю, он сейчас находится в стадии разрешения и, будем надеяться, на улучшение положения в сельском хозяйстве. 

42. Маргинализация, как  явление современного  общества.

Главным признаком  маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи. К усилению маргинализациии приводят:

общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, Люди смиряются  с ухудшением своего материального  положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей.На все другое у него не остается сил.

Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

Примитивизация  общества как бы оправдывает различные  формы социальной патологии, перестает  не только вести с ними борьбу, но и осуждать их.Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных  и скрытых формах. Существенное влияние  на маргинализацию общества будет оказывать  миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока “некоренных народов” из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

Увеличивается и поток людей уезжающих из родных мест в результате растущей социально- экономической нестабильности. Их социальное обустройство представляется делом еще более сложным, чем  русскоязычного населения: сказываются не только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к другим традициям и обычаям. Каковы перспективы самой маргинализации общества?

Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных  рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д. растущий численно слой люмпенов.Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела (или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев “социальное крушение”, перестала занимать промежуточное положение.

Она как бы окончательно “определилась”.Вторая часть (значительно  большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни. Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.  

42. Теории социальной  стратификации и  социальной мобильности.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX в. Один из основателей (в 1909 г.) и член правления Немецкого социологического общества. В 1918 г. - профессор политической экономии в Вене. В 1919 г. - советник немецкой делегации на Версальских переговорах. С июня 1919 г. - профессор политической экономии в Мюнхене., рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии -- социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном -- множество статусов и высок уровень организации разделения труда.Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие -- социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство  людей играет огромную роль. Неравенство -- это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию -- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав -- это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация -- это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов  и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство  как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.Таким образом, понятия социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и детализируют анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций. 

44. Метод экспертной  оценки в социальном  исследовании.

Метод экспертных оценок позволяет выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.

Информация о работе Шпаргалки по социологии