Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".
Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Классификация социальной мобильности может быть проведена по следующим критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.
На других
основаниях мобильность классифицируют
на стихийную или организованную.
Примером стихийной мобильности
могут служить перемещения с
целью заработка жителей
От организованной
мобильности следует отличать структурную
мобильность. Она вызвана изменениями
в структуре народного
25. Причины,
содержание и функции
Совершенно
очевиден тот факт, что без выяснения
причин конфликтов мы с вами будем
не в состоянии предпринять что-
Существует 4 группы причин конфликтов:
- объективные (объективные)
- личностные (субъективные)
- организационно- управленческие (объективные)
- социально – психологические (субъективные)
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные
причины начинают действовать тогда,
когда предконфликтная
Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:
- естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
- слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.
Вторая
группа объективных причин конфликтов
носит организационно-
Третья
группа причин имеет социально-
Конфликты бывают простые и сложные. Простые формы социального конфликта:
Бойкот
- полный или частичный отказ от
действий, которые служат интересам
конкурирующих или
Травля
(преследование) - форма борьбы, применяемая
с целью ослабить или скомпрометировать
противника. В этой форме реализуется
имеющийся перевес над
Словесная
агрессия - выдвижение обвинений, оскорблений,
распространение дезинформации
с целью дискредитации
Физическая агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба.
Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм.
Общественный протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение. Может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок.
Бунт - массовые стихийные выступления, как правило, агрессивные и относительно кратковременные.
Социальная
революция, гражданская война - форма
социального конфликта, направленная
на коренное изменение общественно-
Для понимания
социального конфликта важно
иметь представление о причинах
и формах выражения социальной напряженности
в обществе, социальной группе. Социальная
напряженность - индикатор социального
кризиса, нарастающего конфликта.
26. Пути
и способы регулирования
Пути
и способы регулирования
Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В условиях
нарастания социальной напряженности
знание ее индикаторов позволяет
умело не давать повода для инцидента,
с которого начинается конфликт. В
качестве инцидента могут выступать
такие обстоятельства, как резкое
изменение внешней ситуации, провоцирующие
действия одной из конфликтующих
сторон, возникновение спорных
До инцидента руководство может занимать разные позиции:
- не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;
- осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;
- занимать позицию невмешательства.
После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:
растерянность и бездействие (страусиная политика);
агрессивная позиция;
солидарность и даже руководство забастовкой;
подачки бастующим;
воздействие через неформальных лидеров.
Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.
Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт - это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто - профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов. У нас пока мало лидеров рабочего движения - это неизбежный результат тоталитарной системы.
Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.
В процессе
ведения переговоров можно
- подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;
- поисковую фазу;
- финальную фазу.
Западные
социологи разработали
Важнейшие среди них:
- переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
- участвующие стороны должны понимать друг друга;
- долговременное решение базируются на интересах, а не позициях;
переговоры должны быть гибкими.
Кроме
того, существует несколько правил
ведения переговоров при
27. Приемы
мирного разрешения социальных
конфликтов.
- Не отвечайте на агрессию агрессией;
- Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
- Дайте возможность оппоненту высказаться;
- Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
- Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
- Предложите
оппоненту обсудить возникшие проблемы
в спокойной обстановке.
28. Переходный
характер современного этапа
развития России.
29. Особенности
социальной структуры
Управление
- это целенаправленный планируемый,
координируемый и сознательно организуемый
процесс, способствующий достижению максимального
эффекта при затрате