Шпаргалка по "Социологии"

Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Ответы по социологии.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

Социальный  институт или общественный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Основные  социальные институты:

- семья,

- образование

- экономика

- политика

- наука

- религия 

Функции соц. институтов:

Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила  т. н. «институциональная школа». Представители  институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и  другие социальные институты, такие, как  государство.

Социализация  — передача индивидам установленных  в данном обществе образцов поведения  и способов деятельности — институты  семьи, образования, религии и др.

Производство  и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными  институтами управления и контроля — органы власти.

Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и  предписаний, реализующих соответствующие  типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения  и т. д. Социальные институты управляют  поведением индивида через систему  поощрений и санкций. 

Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Молодые  люди в нестабильной социально-экономической  обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки  из-за нежелания брать на себя ответственность  за семью. 

16. Семья  как социальный институт. Истоки  семейных конфликтов. Функции семьи. 

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Причины семейных конфликтов:

- утрата  любви

- низкая  половая культура

- низкая  психологическая культура

- слабая  помощь молодой семье со стороны  общества и государства

Функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей  является проблема деторождения. Цельность  сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как  высшего чувства делает невозможным  отделение одного от другого. Супружеская  любовь в значительной мере зависит  от характера удовлетворения сексуальных  потребностей, особенностей их регулирования  и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая  — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию  жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная. Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные  украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное  и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях не могут  стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо  «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера  первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация  ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями  старшего и среднего поколения;

е) рекреативная. Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ё) духовного  общения — развития личностей  членов семьи, духовное взаимообогащение;

ж) социально-статусная  — предоставление определённого  социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

з) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять  потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время  как традиционные функции стали  резко ослабляться, возникла эта  новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак  удачен или нет в зависимости  от активизации этой функции, т. е. в  настоящее время семейное существование  в значительной степени зависит  от стабильности близких эмоциональных  отношений. 

17. Образование  как социальный институт. Роль  образования в жизни российского  общества. 

Социальный  институт — организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются:

1. Установки  и образцы поведения - любовь  к знаниям, посещаемость 
2. Символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. Утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. Кодекс  устный и письменный - правила  учащихся

5. Идеология  - академическая свобода, прогрессивное  образование, равенство при обучении

6. Формы  учреждения образования - частные,  государственные, церковные

7. Группы  лиц, осуществляющие процесс образования  - семья, преподаватели, ученики,  студенты

8. Методы  воспитания и обучения - эмпирический  и исследовательский

9. Содержание  образования - определяется министерством  науки и образования (государством  и его руководящими административными  органами)

10. Цели  института образования - интенсивная,  экстенсивная и продуктивная 

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс  как вид социокультурной деятельности. 

18. Социальный  процесс как историческая практика  людей. 

Социальный  процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные процессы:

- интеграция  и дезинтеграция социальной системы; 

- сплочение  и конфликты в группе;

- текучесть  и стабильность персонала в  организации; 

- эмиграция  и иммиграция;

- усиление  социальной однородности общества  и социальная дифференциация;

- занятость  и безработица и т.д.

Базовым процессом социальной практики выступает  процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального  опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и  складывания жизненной траектории через представления о своем  будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого  в этом пространстве – «социальный  продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты  в социальную сферу. 

19. Факторы и  условия, определяющие социальные  процессы. Роль социокультурных факторов и условий в развитии социальных процессов. 

Социальные  факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

- социальное развитие;

- социальная активность населения;

- санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние  на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие  — улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение  количества лиц, употребляющих наркотики  и изменение культуры сексуального поведения — распространение  ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита; ухудшение состояния экологии —  снижение иммунитета.

Уровень социальной активности населения оказывает  непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик  социальной активности населения исторически  приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться  на уровне отдельной семьи или  целого общества.

Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся  состояние систем водоснабжения, канализации, сбора и удаления твердых и  пищевых отходов и т. д. 

24. Социальная  мобильность: сущность, причины,  формы. «Горизонтальная» и «вертикальная»  социальная мобильность. 

Синоним: Социальный лифт.

Общее определение: — возможность смены  социального слоя. Различают высокую  и низкую социальные мобильности. Примером высокой социальной мобильности  могут послужить Соединённые  Штаты Америки, примером низкой —  Индия.

Научное определение: — изменение индивидом  или группой места, занимаемого  в социальной структуре, перемещение  из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и  сословном обществе, социальная мобильность  значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"