Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".
Социальный институт или общественный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Основные социальные институты:
- семья,
- образование
- экономика
- политика
- наука
- религия
Функции соц. институтов:
Каждый
институт выполняет свою, характерную
для него социальную функцию. Совокупность
этих социальных функций складывается
в общие социальные функции социальных
институтов как определённых видов
социальной системы. Эти функции
очень многообразны. Социологи разных
направлений стремились как-то классифицировать
их, представить в виде определённой
упорядоченной системы. Наиболее полную
и интересную классификацию представила
т. н. «институциональная школа». Представители
институциональной школы в
Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
Функции
управления и контроля осуществляются
через систему социальных норм и
предписаний, реализующих соответствующие
типы поведения: моральные и правовые
нормы, обычаи, административные решения
и т. д. Социальные институты управляют
поведением индивида через систему
поощрений и санкций.
Сегодня
уже около 90% всех семей в России
проживают в городах. Молодые
люди в нестабильной социально-экономической
обстановке отказываются от создания
семьи, или откладывают браки
из-за нежелания брать на себя ответственность
за семью.
16. Семья
как социальный институт. Истоки
семейных конфликтов. Функции семьи.
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Причины семейных конфликтов:
- утрата любви
- низкая половая культура
- низкая психологическая культура
- слабая
помощь молодой семье со
Функции:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная. Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;
вовсе
необязательно буквально
г) Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера
первоначального социального
е) рекреативная. Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ё) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
ж) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
з) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
В то время
как традиционные функции стали
резко ослабляться, возникла эта
новая, ранее неизвестная —
Брак
удачен или нет в зависимости
от активизации этой функции, т. е. в
настоящее время семейное существование
в значительной степени зависит
от стабильности близких эмоциональных
отношений.
17. Образование
как социальный институт. Роль
образования в жизни
Социальный институт — организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый
социальный институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки
с другими институтами. Признаками
института образования
1. Установки
и образцы поведения - любовь
к знаниям, посещаемость
2. Символические культурные признаки
- школьная эмблема, школьные песни
3. Утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. Кодекс устный и письменный - правила учащихся
5. Идеология
- академическая свобода,
6. Формы учреждения образования - частные, государственные, церковные
7. Группы
лиц, осуществляющие процесс
8. Методы воспитания и обучения - эмпирический и исследовательский
9. Содержание
образования - определяется министерством
науки и образования (
10. Цели
института образования - интенсивная,
экстенсивная и продуктивная
Образование
представляет собой социальную подсистему,
имеющую свою структуру. В качестве
её основных элементов можно выделить
учебно-воспитательные учреждения как
социальные организации, социальные общности
(педагоги и учащиеся), учебный процесс
как вид социокультурной
18. Социальный
процесс как историческая
Социальный процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные процессы:
- интеграция
и дезинтеграция социальной
- сплочение и конфликты в группе;
- текучесть и стабильность персонала в организации;
- эмиграция и иммиграция;
- усиление
социальной однородности
- занятость и безработица и т.д.
Базовым
процессом социальной практики выступает
процесс социальных и профессиональных
проб, процесс обретения социального
опыта. Для реализации индивидуальной
образовательной программы и
складывания жизненной
19. Факторы и
условия, определяющие
Социальные факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.
К социальным факторам относятся:
- социальное развитие;
- социальная активность населения;
- санитарное благоустройство населенных пунктов.
Уровень
социального развития и производительных
сил оказывает опосредованное влияние
на условия развития эпидемического
процесса. Он может оказывать как
положительное, так и отрицательное
влияние на развитие эпидемического
процесса. Примерами положительного
влияния являются: повышение качества
жизни и питания, а как следствие
— улучшение состояния
Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.
Уровень
санитарного благоустройства
24. Социальная
мобильность: сущность, причины,
формы. «Горизонтальная» и «
Синоним: Социальный лифт.
Общее определение: — возможность смены социального слоя. Различают высокую и низкую социальные мобильности. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия.
Научное определение: — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.