Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".
8. Социализация.
Особенности социализации на
различных этапах жизни.
В человеке
в течение его жизни параллельно
идут два взаимосвязанных процесса:
процесс его личностного
Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Социализация
охватывает все процессы приобщения
к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых человек
приобретает социальную природу
и способность участвовать в
социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все
1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии
групповых игр, на которой дети учатся
понимать, что от них ждет целая группа
людей.
9. Ресоциализация,
ее объективная необходимость
в современном российском
Ресоциализация
— это повторная социализация,
которая происходит на протяжении всей
жизни индивида. Ресоциализация осуществляется
изменениями установок
Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.
Ресоциализация
может быть столь глубокой. К примеру,
русский, эмигрировавший в Америку, попадает
в совершенно новую, но не менее разностороннюю
и богатую культуру. Отвыкание от старых
традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется
новым жизненным опытом. Уход в монастырь
предполагает не менее радикальные перемены
в образе жизни, но духовного обнищания
не происходит и в этом случае.
10. Общество
как целостная система, роль
культуры в обеспечении его
существования и развития.
Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основные подхода к объяснению этих связей и закономерностей:
Первый
может быть обозначен как
Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией.
Общества
являются наиболее обширным и сложным
типом социальной структуры в
современном мире. Общество – это
объединение людей, имеющее закрепленную
совместную территорию, общие культурные
ценности и социальные нормы, характеризуемое
осознанной социокультурной идентичностью
(самопричислением) его членов. В
силу общей культуры члены общества
обычно придерживаются схожих ценностей
и норм и говорят на одном языке.
Они обеспечивают преемственность
главным образом благодаря
11. Социальная
структура общества, ее элементы.
Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.
В социологии
существуют различные подходы к
анализу структуры современного
общества: территориальный, институциональный,
профессиональный, социально-статусный,
социально-экономический, социокультурный.
В соответствии с ними в качестве
элементов социальной структуры
общества могут рассматриваться: 1)
социальные общности и группы; 2) жители
города и деревни; 3) семья, религия, политика,
образование и другие социальные институты;
4) организации, коллективы, профессиональные
группы; 5) социальные слои (страты), сословия,
касты; 6) социальные классы; 7) этнонациональные
общности.
12. Первичные
и вторичные группы как
В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули.Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.
Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.
В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.
Однако
не следует преувеличивать некую
обезличенность вторичных групп, якобы
лишенных своеобразия. Люди вступают в
дружеские отношения и образуют
новые группы на работе, в школе
и внутри других вторичных групп.
Если между индивидами, участвующими
в общении, складываются достаточно
устойчивые отношения, можно считать,
что они создали новую
13. Организация
как социальное явление.
1. Организация
— это искусственное
Социальный институт — система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.
2. Организация имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по организации.
3. Организация
выступает как характеристика
степени упорядочения какого-
4. Определенный
признак организации — это
наличие цели, поэтому организация
может рассматриваться как
Организация есть иерархическая и управляемая общность.
Строение организации :
1. формальная
организация — это когда
Формальная организация бывает :
-рациональная,
-безличная (абстрактные индивиды)
-однозначная (четко расписаны функциональные отношения)
2. внеформальная
организация. Эта организация
имеет определенные задачи, иногда
возникают отношения
3. неформальная
организация (социально-
Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.
Общая характеристика коллектива.
В обществе существует несколько делений на группы :
1. - реальные группы людей — те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.
- условные — выделяются в искусственных целях.
2. - лабораторные
- естественные
— решают реальные задачи, которые
существуют реально. Они
Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.
Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).
Как малые,
так и большие группы могут
быть группами членства и референтные
(это группы, чьи ценности и нормы
мы разделяем, на них ориентируемся).
15. Социальные
институты общества, их основные
функции в современных
Взаимодействие людей в ряде сфер должно быть обязательным. Без этой обязательности нельзя обеспечить существование общества. Это обязательность и регулярность обеспечивают специальные структуры – социальные институты.