Автор: q******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".
1. Предмет
и структура социологии.
Социология – учение, наука об обществе. Ввёл это понятие Огюст Конт.
Предмет социологии. Основные точки зрения:
- макросоциологический
подход (Огюст Конт: «Социология
изучает общество в его
- микросоциологический
подход (Питирим Сорокин – русско-
- интегральный
подход (Энтони Гидденс: Социология
изучает общество и его
Структура социологии, точки зрения:
Социология делится:
1) фундаментальная
– теоретическое исследование
общества и его элементов,
2) эмпирическая
социология – сбор фактов, сведений
и мнений об общественных
Социология делится:
1) макросоциология – изучение обществ и общества.
2) социология среднего уровня – социология социально-демографических групп, социология старости, социология журналистики, социология торговли и т.д.
3) микросоциология
– поведение человека в малых
группах: друзья, любовники, семья,
влюбленнее.
2. Соотношение
социологии и других
Место
социологии в системе общественных
и социальных наук определяется прежде
всего, тем, что социология есть наука
об обществе, а, следовательно включает
общую социологическую теорию, которая
может служить теорией и
1) С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.
2) С историей. Социология изучает современное общество. Там, где кончается история начинается социология. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.
3) Экономика,
право, психология, педагогика, демография
и т.д. Социология дает этим
наукам научно-обоснованную теорию
о современном обществе и получает
от них понятия, методы исследования и
результаты, полученные ими.
3. Функции
социологии.
Функции социологии:
- познание человека и общества
- использование
данных социологии во всех
областях человеческой
- управленческая
– опираясь на знание можно
управлять человеком и
1)Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социальных исследований, техники сбора и обработки социальной информации.
2) Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.
3) Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.
4) Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально - психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательных кампаниями и т.д.
5) Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
6) Идеологическая
функция. Как и любая др. наука
об обществе, социология несет определённую
идеологическую нагрузку хотя бы потому,
что объясняет состояние общества, общественных
процессов, изучает общественное мнение,
образ жизни, рейтинг полит. деятелей и
т.п. Следует помнить, что наука выполняет
свои идеологические функции не защитой
догм, а формированием мировоззрения,
глубиной научного анализа, терпимостью
к различным точкам зрения.
4. Культура
как система ценностей,
Термин культура означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).
В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.
Все структурные
компоненты культуры состоят из определенных
элементов, которые представляют собой,
во-первых, ценности, которые могут
быть как идеальными представлениями
людей, социальных групп, общества, так
и материальными предметами, имеющими
функциональное значение в данном обществе.
Например, для сообщества врачей типичной
идеальной ценностью является клятва
Гиппократа, заключенные в ней
нормы профессиональной деятельности
и мировоззренческие постулаты.
Для современного российского общества
основными материальными
Культура
как ценностно-нормативная
- социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;
- социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;
- культурный
отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших
социальных форм и культивирование таких,
которые удовлетворяют господствующим
в данном обществе ценностям.
6. Диалектика
социального и биологического
в человеке.
Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода – культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное.
Если человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает:
Познание
целостности человеческого
Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.
Разумеется,
все три антропологические
7. Взаимодействие
личности и общества как
Процесс
взаимодействия личности и системы
общественных отношений осуществляется
в процессе социализация и индивидуализации
личности. Социально-психологические
качества личности особенно отчетливо
проявляются в ее направленности.
По мнению Ломова, направленность выступает
как системообразующее свойство
личности, определяющее ее психологический
склад. Реализация направленности осуществляется
прежде всего ее мотивационной сферой.
Социально-психологический