Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"

Работа содержит 1 файл

Russky_Istsots_Otvety.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Русский органицизм можно разделить на три составляющих: органическую, механическую и географическую школы. К первой относятся такие социологи как Лилиенфельд-Тоаль и Новиков, второе направление создал Стронин, к третьему принадлежит Мечников.

Органическое направление – стержень и идейная сердцевина всего русского органицизма. Лилиенфельд-Тоаль по праву считается главным органицистом России. Его воззрения были новыми не только для России, но и Европы. Органицизм в России, что примечательно развивался почти одновременно с западным. Первый труд Герберта Спенсера вышел в 1872 году, а Лилиенфельд - Тоаль выпустил свой труд «Мысли о социальной науке будущего» всего лишь через 7 лет в 1879 году. Учение Л. оказало сильное влияние на таких западных социологов как Альберт Шеффле и Рене Вормс. Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.

В русском органическом направлении присутствует также  и социолог, резко критикующий определённые формы органицизма, в то же время являющийся органицистом. Яков Александрович Новиков резко критикует такое направление преимущественно западной органической мысли как «социальный дарвинизм». Новиков объективно, по моему мнению, критикует социальный дарвинизм за чрезмерную примитивизацию общественных законов и процессов, полностью отождествляя их с законами и процессами в животным мире.

Механическое направление – довольно редкое в русской социологической мысли. Его развивал А. Стронин. Он считал, что общество подчиняется законам механики, физики, математики. Общественную модель он строил на основании геометрической фигуры – пирамиды, по его мнению самой устойчивой фигуре. Процессы идут по законам физики и механики.

Последнее направление  выросло их такой естественной науки как география. Его ярчайшим представителем является Лев Ильич Мечников, хотя этим направлением также занимался и Ковалевский. Мечникову принадлежит теория трёх этапов развития цивилизации, основанных на географических условиях. По его мнению есть три среды развития цивилизации: речная, морская и океаническая. Самая простая – речная, более сложная морская и венец развития – океаническая.

Органическая школа

Лилиенфельд-Тоаль  Павел Фёдорович.

Биография. Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович (1829 - 1903)- социолог. В 1860 г. издал, под псевдонимом Лилиева, "Основные начала политической экономии", а в 1872 г. - "Мысли о социальной науке будущего", под инициалами П. Л. (появилось также и на немецком языке, в значительно дополненном виде). Признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно- реального явления - основная мысль этого труда. Пользуясь сравнительно- биологическим методом, Лилиенфельд-Тоаль старается установить социально- эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.

Что такое общество как  его изучать? Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит  разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни. «Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное «я» предметом своих наблюдений и исследований… или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу». Тем самым он подразделяет и науки на два типа: «умозрительные» - математика, метафизика, психология и естественные – естественная история, химия, физика, медицина, геология. С другой стороны, Л. говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без «умозрения», а каждое умозрение обязательно основывается на чём-то реальном. Здесь, начиная говорить уже о человеческом обществе и социологии, Л. Предлагает «решить вопрос: к какой области человеческого знания принадлежит социология; наука ли она умозрительная или реальная?» Дилемма по его мнению состоит в подходе: считать ли общество, основанным на нравственно-духовных нормах и тогда причислять социологию к наукам умозрительным, или считать общество частью единого природного организма, исследуя его с естественнонаучных позиций. Л. предлагает для разрешения этой дилеммы предположить, что общество это часть природы, неразрывно с ней с ним связанная, подчиняющаяся единым с ней законам.

«Для этого необходимо, чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию». Итак, лежат ли общие естественные законы в основании общественного развития и жизни? Чтобы ответить на этот вопрос Л. предлагает перенестись в далёкое прошлое, когда не было понятие «наука», а были первые представления об окружающем мире. История показывает, что изначально мерой всех вещей для человека было Божество. Все явления природы человек объяснял проявлением одной общей силы – божества. Так появлялись языческие боги, представлявшие различные стихии и явления. Бог воды, огня, грозы, весны, плодородия, домашнего очага. Постепенно к человеку приходило понимание того, что всё в этом мире управляется естественными законами, зная которые можно предвидеть некоторые явления. Человек понял, что, если луна становится полной – скоро прилив, если дует северный ветер – будет холодно и т.д. Потом человек догадался о причинах, по которым происходят те или иные явления. Он понял, что прилив при активной луне происходит из-за гравитационного воздействия луны на Землю, когда она наиболее близка к Земле; он понял, что северный ветер приносит холод, потому что солнечное тепло меньше прогревает воздух на севере из-за того, что солнечные лучи падают не прямо и т.д. Появлялись естественные науки объясняющие поведение животных, стихий, существования и взаимодействия физических тел. С точки зрения Л. общество «стало предметом науки позже, чем природа, и причина этого заключается в том, что общественные явления, будучи разнообразнее, следуя друг за другом неправильнее явлений природы, тем самым представляют более трудностей к отысканию между ними постоянной связи, к подведению их под общие знаменатели, постоянных непреложных законов». Л. хочет сказать, что представления об обществе как о чём-то непознаваемом просто характеризуют тот этап развития человека, когда он ещё не дошёл до открытия тех естественных законов, по которым развивается общество и считает, что общество управляется высшей силой. То есть мы просто не доросли до того момента, когда осознание общественных процессов будет для нас таким же очевидным как, например, осознание того, что Земля вертится вокруг солнца и она круглая.

Лилиенфельд указывает  на то, что, как и в природе, в человеческом обществе нет безусловной случайности в обширном и тоном смысле этого слова. «Как в вещественном мире, так и по отношению к человеческому обществу мы называем случайным только те явления, которые хотя и находятся в неразрывной связи с предыдущими, но в том или другом случае не могут быть нами определены или предвидены».

«И так мы проводим аналогию между человеческим обществом и природой, но если бы эту аналогию мы понимали лишь в виде аллегорической параллели, то мы бы пошли по следам всех экономических и политических доктринёров, всех социальных метафизиков. Но, спрашивается, каким образом из туманной области аллегорий, общих понятий выйти на твёрдую почву реализма?». Это следующий этап развития органистической модели Лилиенфельда. Он подразделяет понятия на два типа: «общие понятия, обозначающие различные проявления общественной жизни, если эти понятия будут результатом соединения в одно целое существующих общественных явлений» и другой тип – «общие понятия, касающиеся общественных явлений, если они будут выражать лишь обобщение риторических или аллегорических фигур и параллелей, нигде в действительности не существующих». Но тут Л. сталкивается со следующим понятием – духовное начало, разумно-свободная воля человека. Ни то ни другое не подвластно разуму человека и является частью деятельности высшей силы. В этом случае Л. замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, «социология изучает лишь внешнюю деятельность человека т.е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.»

«Теперь спрашивается: в  каком виде, в какой положительной форме проявляются физические и духовные силы человека?… Если они проявляются также как и везде в природе, то во внешнем своём проявлении они подчиняются тем же законам, что и все прочие силы природы… тогда общество составляет лишь часть природы… Если, напротив, духовные силы человека проявляются в обществе иначе, то тогда социальная наука должна составить особую область знания на стыке между гуманитарным и естественнонаучным знаниями». Продолжая эту мысль Л. вводит понятие вещества: «Никто, конечно, не будет оспаривать того, что человек, окружённый веществом… может в свою очередь проявлять наружу как духовные так и физические силы только посредством вещества. Всякое проявление человеческой деятельности, как физической так и духовной, составляет труд; в свою очередь труд не может иметь другого результата как воплощение духовных и физических сил только через вещество…Труд не воплотившийся в вещество, не пришедший в связь с какой-либо силой природы не есть труд т.к. он ничем не проявил себя наружу, поэтому не может в чём бы то ни было воздействовать ни обратно на человека ни на других членов общества».

Итак, подведём итоги. «Социальная наука поставлена по отношению к разумно-свободной воле человека совершенно в то же положение, как естественные науки по отношению к проявлению сил природы. Физические и духовные силы человека составляют предмет социальной науки лишь настолько, насколько они проявляются наружу во времени и пространстве.

Общество как организм высшего порядка. «Взаимодействие  и напряжение, кои предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека. Человеческое общество – организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы». Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью. 
Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. И действительно он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую. Какая же аналогия у этих сторон общественной жизни с сторонами органической жизни?

1. Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами – клеточками; это экономическая сторона: собственность – добытая пища, экономическая свобода – напряжение, стремление к добыванию пищи.

2. Общество, подобно прочим  организмам, слагается в различные  формы посредством разграничения  в известных пределах, действия  отдельных клеточек; это юридическая  сторона. Право обозначает разграничение  действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия.

3. Общество приводится  к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов,  одних общественных органов, над  другими, так же, как организмы  слагаются в одно целое посредством  подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.

Не надо только проводить  аналогии с какими-то конкретными  организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека. И природа и человеческое общество объединены общими законами развития, где «идеальное начало в обществе лишь движущая сила, подобно всем прочим силам природы, а такие понятия как свобода, собственность, права и т.д. в действительности не существуют, существуют лишь определённые ценности, материалы, ресурсы, предметы, которые управляются этими понятиями и категориями».

Новиков Яков Александрович

Писатель-социолог (1850 - 1912). Издав два небольших сочинения на русском языке, стал писать исключительно по-французски. В социологии он был сначала сторонником органического направления, позднее примкнул к психологической школе. В публицистических трудах выдвигал идею пацифизма. Сочинения Новикова, пользовавшиеся большой известностью на Западе и переведенные на разные иностранные языки, в России очень мало известны.

Критика социального  дарвинизма. «Когда 26/13 ноября 1859 года Дарвин выпустил свою бессмертную работу о происхождении видов, взволновался весь мир… Дарвиновские принципы были немедленно приложены к… социологии. И это применение их оказалось плодотворным: оно обновило науку». Так начинает свою статью «Социальный дарвинизм» Новиков. Для него «дарвинизм» - не ложная теория, он принимает принципы, но самое главное он категорически против точного перенесения идей дарвинизма на социальную науку: «Приложение ко всему без разбора закона борьбы за существование породило в области социологии породило в области социологии столько же ошибок очень грубых, сколько истин первостепенной важности было выработано дарвинизмом в областях космологии и биологии…».

«Человеческая борьба и  её формы обособляются уже потому, что в них входит интеллектуальный элемент…Одно животное нападает на другое, умерщвляет его, ест и ассимилирует его мясо своему телу при помощи пищеварения. Социальная борьба – то же самое, но только не в буквальном повторении…»

«Социальный дарвинизм  учит, что процесс биологической  борьбы входит без всяких перемен  в область социологии, он утверждает, что биологический акт – война, истребление является первым толчком к возникновению человеческих ассоциаций и стремления к порядку. Но уничтожение на полях сражений, деспотизм – отрицательная сторона жизни. И социальный дарвинизм клонится к утверждению, что зло является благом… Уже одно это может подорвать всякое доверие к социальному дарвинизму…» Здесь можно провести аналогии с мальтузианством, которое утверждает, что войны и эпидемии есть суть естественные формы регуляции населения. Но важен принцип: дарвинизм считает это необходимым благом, а Мальтус считал это неизбежным злом т.к. войны, эпидемии и природные катаклизмы естественны и не подчиняются человеку.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"