Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"
Понятие социальной общности выступает ключевым при определении предмета социологии потому, что оно содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. Этот источник — столкновения интересов социальных субъектов (классов, слоев, групп и т.д.). Также это понятие позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов и причины их дезорганизации.
Социальная общность
это не общество как целое, а единица
социального измерения. Под этим
словом подразумеваются все
Таким образом, при понимании предмета социологии необходимо помнить, что в данном случае речь идет об изучении «социального» как особого феномена общественной жизни, при этом «социальная общность» как суть социального выступает в качестве ключевого понятия социологического анализа объективной реальности.
Разработка категориального аппарата любой науки — процесс довольно длительный и трудный. Н.И.Кареев, изучая состояние социологии в конце XIX — начале XX вв., отмечал, что невыработанность социологической терминологии является весьма существенным недостатком того периода. Положение было таким, что, с одной стороны, часто многие авторы, работая вне всякого влияния друг на друга, приходили к одним и тем же идеям, для выражения которых использовали различные слова, с другой стороны, также очень часто одни и те же термины употреблялись в различных смыслах. Страсть к неологизмам в области социологии иногда достигала чудовищных размеров. В России к созданию неологизмов наиболее склонен был А.И.Стронин.
Определенные трудности в разработке категориального аппарата социологии в нашей стране были связаны с историей ее развития. Несмотря на то, что социология в России определенный период времени отождествлялась с историческим материализмом, философской наукой, многие ученые (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, Б.А.Грушин, Ю.А.Левада, В.Э.Шляпентох и др.) уже в 60-е годы стали понимать, что социология должна иметь свой собственный категориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Кроме того, для социологии было очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами.В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала (“Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”) опубликовали статьи о Конте и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу “Огюст Конт и положительная философия” (1867) стала во многом определяющей для всей последующей позитивистской социологии в России. В 60—70-е года вышли первые в прямом смысле социологические работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России. Лавров: Субъективный метод в социологии.Анализируя соотношение инстинкта борьбы за существование и чувства солидарности на различных этапах развития природных (животных) сообществ и человеческого общества, Лавров подчёркивал большое значение инстинктивной солидарности как оружия в борьбе за существование и за «наслаждение», или – усовершенствование человеческой жизни. Для «наслаждения» человек готов был рисковать своим существованием, готов был и жертвовать им.
6.
Русская социология и западная
наука: исторические связи,
Зарождение и развитие русской научной социологии было обусловлено многочисленными причинами и факторами. К середине XIX века, когда русская социология начала своё формирование, западная социологическая мысль уже нашла своё воплощение в трудах О. Конта, Сен-Симона, Г. Спенсера и других обществоведов того времени. Бесспорно, на процесс зарождения социологии в России известное влияние оказали социологические воззрения западных школ и их представителей.
Предыстория русской социологии связана с деятельностью радикальных публицистов, группировавшихся вокруг журнала «Русское слово». В журнале впервые появились статьи, знакомившие русского читателя с позитивизмом Огюста Конта.
Итак, за период с 60—х годов XIX века по 20—е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Четко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счет подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации. Формы реализации такой интеграции были обоснованы российскими мыслителями уже в эмиграции (П. Сорокин, С. Франк). Социология России приобрела, таким образом, твердую собственную почву для перехода на качественно новый этап.
Для построения широкой всеобъемлющей картины развития мировой социологии с момента её основания большое значение имеет изучение взаимоотношений между социологиями разных стран, характера контактов между отдельными социологами, представляющими разные научные традиции, обмена идеями и достижениями, особенностей их усвоения, их критической оценки и т.д. С этой точки зрения связи русской социологической мысли с развитием науки в других странах представляют особый интерес.
На характер взаимоотношений русской социологии с западной наукой оказывали воздействие причины как внутренние, так и внешние. К числу внутренних причин следует прежде всего отнести особенности культуры и исторические традиции страны, а также стойкое негативное отношение к социологии со стороны официальных властей. Внешняя причина состояла в слабом знакомстве научного сообщества западных стран с развитием социологии в России и, как следствие этого, невостребованность её достижений на Западе.
Для отношений русской социологии с социологиями других стран с самого начала была характерна некая <асимметрия>, которая выражалась в разной степени осведомленности сторон относительно друг друга. Если учёные в России были в курсе всех научных достижений своих западных коллег, быстро знакомились с новой литературой, издавали переводы всех наиболее значительных трудов, то социологи других стран почти ничего не знали о том, что представляет собой русская социология, так же как крайне слабо были информированы о событиях, происходивших в самой России, её культуре, её истории. А то, что становилось известным на Западе, носило случайный, фрагментарный характер. В этом сказывалось незнание русского языка, но и не только это. Главной причиной было укоренившееся в среде западных учёных мнение, что успехи в новой науке об обществе возможны только у них, в странах Западной Европы.
Среди русских социологов исключение составляли отдельные учёные, жившие подолгу в западноевропейских странах и издававшие свои труды на французском языке. Это приносило им известность на Западе, часто гораздо большую, чем у себя на родине. Такой крупный социолог, как Ковалевский, был хорошо известен в других странах, правда, не столько своими социологическими трудами, сколько работами по истории.
Первым, кто
начал знакомить Запад с
Знакомство западных учёных с трудами социологов из России было возможно главным образом благодаря личным контактам. Некоторые русские учёные (Е.В. де Роберти, М.М.Ковалевский) во время своего пребывания в странах Западной Европы, читали там лекции, общались с коллегами.
С другой стороны, хорошее знание русскими социологами положения в западной науке давало им большие преимущества: их труды отличались широтой охвата проблем и опорой на достижения не только отечественной, но и всей мировой науки. Можно без преувеличения говорить о целом ряде важнейших областей социологического знания, в которых русским учёным принадлежит приоритет. Так, в России значительно раньше, чем это произошло на Западе, социологи обратились к разработке теории личности, к постановке психологических исследований и подведению под социологию психологического фундамента. В трудах П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева эти и другие проблемы впервые были сформулированы. Русские социологи намного опередили западных в постановке проблемы ценности в социологии (Лавров), в анализе психологических механизмов подражания (Михайловский, который на восемь лет опередил аналогичное исследование Г. Тарда), в создании теории потребностей (Лавров), в разделении наук на естественные и социально-гуманитарные (Кареев). Широко известно и признано на Западе, что русские социологи являются наиболее обстоятельными критиками биологизма и социал-дарвинизма в социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Л.И. Мечников, Я.А. Новиков и др.).
Была у русских социологов и своя особая тематика, в обращении к которой проявился самобытный характер теорий в отечественной социологической мысли. К числу таких приоритетных тем следует отнести прежде всего а. Эта тема занимала ведущее место в субъективной социологии и у представителей неокантианства. В тесной связи с теорией нравственного идеала получила развитие тема интеллигенции, также специфически русская тема, подсказанная всем характером российской действительности.
Высокий уровень профессионализма русских социологов, их теоретической подготовки и приобретённого ими опыта проявился в тот период, когда в мировой социологии начинался процесс институционализации. В создании первых научных институтов, и прежде всего Международного института социологии в Париже, русские социологи приняли самое деятельное участие. Многие включались в работу организуемых Институтом первых Всемирных социологических конгрессов, выступали на них с докладами, принимали активное участие в дискуссиях. А двое - Лилиенфельд и Ковалевский - избирались президентами этого Института. Русские социологи внесли свой солидный вклад в налаживание контактов между социологами разных стран, в работу специальных печатных органов, в создание концепции социологического образования и её практическую реализацию. Особенно много в этой области было сделано Ковалевским, Кареевым и Де Роберти, и не только на мировом уровне, а и у себя в стране. Их стараниями появились в России и первая кафедра социологии (1908), и первый специальный научный сборник <Новые идеи в социологии> (1913-1914), объединявший на своих страницах социологов разных стран, и первые систематические лекционные курсы социологии. А организованная ими в начале ХХ века Высшая Русская школа общественных наук в Париже, смогла выработать образцы, необходимые для развития социологического образования не только в России, но и за рубежом.
Большие изменения в отношения России со странами Запада, а вместе с тем и в научные контакты внесли революционные события 1917 года. С одной стороны, с этого времени определённым образом расширяются и укрепляются научные связи. Эти отношения отличались тем, что в них были включены только те русские учёные-обществоведы, которые вольно или невольно оказались за пределами России. С другой стороны, для тех, кто после революции оставался у себя на родине, все живые научные контакты с западным миром оказались не только прерванными, но для этих учёных практически стало невозможным знакомиться с зарубежной литературой и следить за развитием социологии в других странах.
К третьему десятилетию
ХХ века можно говорить о более
систематическом и
Особую роль в укреплении связей между русской и западной социальной мыслью играли известные философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и другие, которые преподавали в зарубежных университетах, активно публиковали свои труды и смогли стать центром притяжения духовной элиты. Тем самым на долю мыслителей и учёных-социологов из России выпала ответственная историческая миссия: через философию и социологию обозначить путь к единству духовной мысли, русской и мировой.
Социологи западных
стран с начала ХХ века
Интерес к русской социологии в последние десятилетия ХХ века переместился в значительной своей части в область развития этой науки в советское время.
7. Органицизм в русской социологии XIX века(Н. Д. Ножин, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд)
Истоки русского органицизма:
Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60ых годах XIX века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя. Ранее находившаяся в «дрёме» феодального строя государственная машина всё чаще стала давать сбои, росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных. Напряжённость заставляла людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, по которому можно будет действовать.
На фоне этих исканий и вырос русский органицизм. Органицизм развивался в России практически одновременно с западным. В то время как первый труд органициста Лилиенфельда «Мысли о социальной науке будущего» вышел в 1872 году, первый труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 году.
Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин, Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно - научного и социального знаний. Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы. Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно связанным с природой общими законами развития и существования. В конце концов, человек является таким же биологическим видом, как и все живые существа на этой планете, значит и законы его существования такие же…
Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"