Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"
Выделяет:
- закрытые группы: раса, пол, возраст.
- открытые группы:
партия, ассоциация.
- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты: - политическая
- профессиональная
- экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
- вертикальная мобильность
- горизонтальная мобильность
Вопрос 5. Поиски предмета социологии в России. Трансформация взглядов русских социологов на объект и метод социологической науки.Изучение любой науки начинается с выяснения ее предмета, основного категориального аппарата, структуры, функций, места и роли в системе наук и жизни общества. На протяжении века предмет социологии непрерывно менялся. Шло как уточнение его, это выразилось в отделении социологии от философии, так и рост числа концепций теоретической социологии. Социология — это наука об обществе.
Рассмотрим некоторые определения, которые можно встретить в нашей литературе. В «Кратком социологическом словаре» указано, что социология — «наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей». В «Философском энциклопедическом словаре» социология — это «наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым» Авторы монографии «Социология» (руководитель авт.кол. — Г.В.Осипов) указывают, что «социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов». Более подробное определение дает В.А.Ядов: «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» Г.В.Осипов и С.М.Митина в заключительной главе учебника «История социологии в Западной Европе и США», проведя анализ зарубежной литературы, рассмотрели основные направления и особенности современной западной теоретической социологии. Ими отмечены две тенденции, характерные для американской социологии, одна до 70-х годов, вторая после 70-х годов. Так, если, по свидетельству американских исследователей Ф.Баали и М.Мура, проанализировавших учебные пособия, изданные в США за двадцатилетний период, с 1951 по 1971 гг., было отмечено, что к началу 70-х годов имело место восемь подходов к рассмотрению предмета социологии как науки об обществе, а именно, им объявлялось следующее — «социальное взаимодействие, социальные отношения, групповая структура, социальное поведение, социальная жизнь, социальные процессы, социокультур-ные явления, человек в обществе», то с 70-х годов появляется новая тенденция. Изучив американские учебные пособия по общей социологии и социологические словари, Г.В.Осипов и С.М.Митина приводят ряд определений социологии, характерных для современного периода времени. Социология — это «научное исследование человеческого общества и человеческого поведения»; «изучение человеческих существ в их социальном контексте»; «изучение: а) человека в группе; б) системы групповых ценностей и норм; в) групповых давлений (или вознаграждений) в их воздействии на человеческое поведение и предпочтения»; «научное изучение явлений, возникающих в процессе групповых отношений человеческих существ, изучение человека и его человеческого окружения в их отношениях друг к другу» и т.д. В качестве ключевых понятий в приведенных выше определениях выступают «человек», «человеческие существа», «человеческое поведение», то есть прослеживается явная тенденция перехода от «реализма» и «номинализма», от имевшего место «натурализма» и «субъективизму». Появление новой тенденции во многом обусловлено кризисом структурного функционализма и возрастанием влияния в современной западной социологии таких направлений, как феноменологическая социология (Э.Тириакьян), символический интеракционизм (Дж.Мид), социальный бихевиоризм (Дж.Хоманс) и неопсихоаналитическая социология (Е.Слейтер).
Теперь давайте рассмотрим, что является объектом и предметом социологии, а также выделим ключевое понятие социологии, характерное для отечественной науки. Как указано в учебном пособии «Социология» (М., 1996): «Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону, «аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога».
Природа и общество, выступая в качестве различных объектов науки, изучаются социально-гуманитарными и естественными дисциплинами. Каждый объект науки «расчленяют» на отдельные части, срезы, фрагменты, превращая их в предмет исследования. Поэтому требуется проведение разграничения между понятиями «объект» и «предмет» познания.
Как отмечают Г.В.Осипов и А.В.Кабыща: «Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности». Исходя из этого, любое явление, процесс или событие общественной жизни могут быть одновременно объектом исследования самых разных наук. Например, семья служит объектом познания и психологии, и демографии, и экономики, и истории и т.д. Но необходимо отметить, что данные науки отличаются друг от друга предметом своего исследования. Каждая из них изучает только ей присущую сторону или сферу объективной реальности; специфические только для изучаемой науки законы и закономерности этой реальности, а также особые формы проявления и механизмы осуществления этих законов и закономерностей. При этом используются методы и понятийный аппарат, свойственные именно этой науке.
Таким образом, предметом исследования конкретной науки является та или иная часть объективной реальности, которая берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. При этом остальные стороны конкретной части исследуемой объективной реальности в данном случае будут рассматриваться как второстепенные, не столь важные или как условия существования изучаемого объекта. Как уже отмечалось ранее, перевод термина «социология» буквально означает «наука об обществе», «общество - знание», таким образом, объектом социологии является общество. Но для уяснения предмета социологии выделение данного понятия недостаточно, так как общество может выступать объектом всех гуманитарных наук. Специфика общества как объекта изучения социологии, как отмечает Ж.Т.Тощенко, заключается в том, что в данном случае изучается «гражданское общество, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью лишь на определенном этапе развития человеческой цивилизации». Необходимо подчеркнуть, что возникновение гражданского общества как самостоятельного явления стало возможным только в тот конкретно-исторический период, когда у человека появились принципиально новые черты своего сознания и поведения, произошло изменение его образа жизни.
Отличие социологического подхода к изучению фактов реальной жизни общества рассмотрим на примере одного простого социального факта, приведенного Н.Смелзером: женщина покупает четыре билета на Гавайские острова, где она собирается со своей семьей провести двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Гавайские острова. Социолог заметил бы, что три других пассажира это муж и дети женщины и задался бы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение, сопоставил бы эту покупку с их жизненным уровнем или связал с анализом потока отдыхающих в этот период времени, социолог смог бы сделать прогноз, смоделировать общение между членами семьи во время отдыха, какие роли они будут играть, или выяснить, повлияли ли на это решение властные отношения в семье, если да, то привело ли это к разногласиям и каким.
Приведенный пример показывает, в чем заключается специфика социологической точки зрения при его рассмотрении.
Социология изучает конфликты между социальными группами и их интересами, коллективное поведение (толпа), осмыслении существующих общественных движений, изменений в общественном мнении и т.п.
Социолог описывает общественную жизнь не через конкретных людей, а через специфику их взаимоотношений, что обусловлено их ролями. Роль — это поведение, которое ожидается от человека в соответствии с занимаемой им определенной позицией в группе и статусом в обществе (жена, дочь, продавец, контролер, милиционер, преподаватель и т.д.). После определения роли человека внутри группы социолог имеет возможность выявить уже и отношения между членами интересующей его группы, а потом и ее структуру и особенности.
Г.В.Осипов подчеркивает, что не следует отождествлять предмет науки с изучаемым объектом. Это связано с тем, что объект — это эмпирически данная реальность, та или иная сторона объективного мира. Предмет науки — это воспроизведенная на абстрактном уровне эмпирическая реальность, полученная в результате выявления наиболее значимых, с практической точки зрения, закономерных связей и отношений этой реальности, а не просто какая-то эмпирическая реальность. Предметом науки выступает не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, который позволяет выделить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, являющиеся специфическими именно для данной науки и не для какой больше.
Предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. В процессе познания происходит его постоянное развитие, меняются представления о нем. На его развитие влияют два решающих фактора: прогресс самого научного знания и потребности общества. Это как раз и объясняет, почему с момента образования социологии идут споры о ее предмете, ведь он формировался и продолжает формироваться под воздействием указанных факторов.
Именно отождествление объекта и предмета социологического познания было одной из главных причин позднего отпочкования социологии от других наук.
По сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяют в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. Проведя сравнительный анализ существующих определений предмета социологии, авторы учебника «Социология» (М., 1995) пришли к выводу, что вопрос о предмете социологии остается все еще нерешенным
В настоящее время в России также существуют известные различия в понимании того, что считать предметом социологии. По мнению В.А.Ядова, это социальные общности и социальные отношения, Г.В.Осипова — закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем и механизмы их проявления, А.Г.Здравомыслова — законы и формы проявления социальной (общественной) жизни и т.д. Но при этом есть нечто общее, что позволяет объединить все эти взгляды. Во-первых, это принятие социального как основного свойства человеческого рода, благодаря которому возникло общество и все его структуры. Во-вторых, признание того, что социальная реальность имеет системный характер. В-третьих, признание закономерности и исторической обусловленности социальной реальности.
Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь — первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К.Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей». В научной литературе понятие «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д. В настоящее время в социологической литературе, как российские, так и зарубежные ученые, для того, чтобы избежать отождествления социального с общественным, характерные для всего общества процессы и явления все чаще называют социетальными.
Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон общественной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.
Часто К.Маркс и Ф.Энгельс
в своих работах отождествляли
понятие «социальное» с понятием
«гражданское». Причем последнее понятие
они связывали с
В российской общественной науке и в послеоктябрьский период долгое время отсутствовало четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми традициями. Считалось, что понятие «социальное» это синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относится только к юридической науке. И только в последнее время с развитием социологической науки в нашей стране термин «социальное» приобрел самостоятельное значение.
С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни». Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное. Определенное место и роль, которые занимают люди в конкретных общественных структурах, оказывают большое значение на отношение индивида к явлениям и процессам общественной жизни.
В качестве ключевого в социологии, по мнению В.А. Ядова, выступает понятие «социальная общность». В широком смысле слова «социальная общность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производительной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности» Под социальными общностями понимаются: формы семейной организации, поселений, социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, этнонациональные, территориальные и государственные общности и, естественно, все человечество в целом. Также сюда включаются и всякие разновидности объединения людей, которые, во-первых, не имеют жесткой структурной организации, во-вторых, локализованы в пространстве и, в-третьих, зачастую носят временный характер. Например, зрители, толпа, аудитория, различные досуговые группы и т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"