Российский город в условиях социально-экономической трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении проблем и их методов решения в российских городах в условиях социально-экономической трансформации.
В соответствии с поставленной целью определяется ряд задач:
-рассмотреть теоретико-методологические основы изучения города в условиях трансформации;
-выделить основные проблемы российских городов;
-исследовать актуальные проблемы на примере города Нижнекамск;
-найти пути решения проблем в городах в условиях трансформации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения города………………………...6
1.1 Российский город в условиях трансформации: история развития, понятия……………………………………………………………………………….6
1.2 Социологические подходы к социально-экономическому развитию городов……………………………………………………………………………......9
2 Проблемно-аналитический взгляд на российский город в современных условиях……………………………………………………………………………..12
2.1 Новые проблемы российских городов………………………………..12
2.2 Социологический анализ актуальных проблем города Нижнекамска………………………………………………………………………..16
3 Концепции совершенствования развития российских городов……………….22
3.1 Зарубежный и отечественный опыт решения проблем в городах с социально-экономическими условиями…………………………………………..22
3.2 Стратегическое планирование социально-экономического развития в российских городах………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2003 работа Российский город в условиях социально-экономической трансформации.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Обычно различают  общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из нее. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона, города на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют своего обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития рассматриваются  возможности того, как максимально  использовать сильные стороны региона, города, а слабые нейтрализовать, или превратить в преимущества. Для этого полезно воспользоваться данными анализа и вычленить те мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы:

- укреплять  сильные стороны для увеличения  своих возможностей;

-преодолевать слабые стороны, используя предоставленные возможности; использовать сильные стороны для избегания угроз.

В целом этап оценки сильных и слабых сторон развития региона, города и анализа местных  преимуществ помогает определить:

-те проблемы, с которыми сталкивается экономика региона, города;

-конкурентные преимущества;

-препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития;

-региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику;

-местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития.                      

Главной целью  развития региона, города является обеспечение  высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды  жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых  инновационных структур, которые  уже в ближайшей перспективе станут важнейшим фактором развития.

Определяя факторы  развития, целесообразно выявить  элементы конкурентоспособности, отличающие данный регион, город от других. Также  очень важно определить новые  факторы, которые можно сформировать: развитая рыночная инфраструктура; наличие коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); комплекс институтов, поддерживающих бизнес; корпус квалифицированных кадров; благоприятные условия для инвестиций. Одним из наиболее важных факторов сегодня стал уровень квалификации кадров, работающих в администрациях регионов и городов.

Приоритетные  направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных регионов или городов.

Управление  региональной собственностью, в том  числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности.

Формирование  дополнительных источников финансирования развития города, региона. Этот раздел включает в себя меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий. Относительно самостоятельным аспектом плана действий является сохранение имеющихся и привлечение в регион (город) новых видов бизнеса. Эта деятельность нацелена на расширение местных компаний, которые уже обосновались в регионе или городе. Сохранение бизнеса предполагает усилия, направленные на то, чтобы избежать ухода местных компаний из региона или города, или их банкротства. Если такое случается, то это приводит к потере части доходов бюджета, не говоря уже о негативном влиянии на уровень занятости и увеличение социальной напряженности. Конкретная деятельность местной администрации сосредоточивается вокруг решения проблем и создания возможностей для компаний, чтобы они могли расширяться, создавать новые рабочие места, получать доступ к капиталу, поставлять продукцию на местный рынок, формировать предпринимательские сети.

Планы стратегического развития региона или города являются основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации. Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации [ 4, с.155-157]. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ теоретических  аспектов позволил изучить следующее понятие города:

Город - социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве, занятого преимущественно вне сферы сельского хозяйства, в промышленности, в торговле, в сферах обслуживания, управления, науки и культуры, часто является  административным и культурным центром определенного региона

[14, с. 656].

Самая тяжелая  из современных забот российских городов - это содержание объектов социально- экономической сферы. Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ  доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично изменяющихся обстоятельств.

Во-первых, в  условиях перехода к рыночным отношениям государственное планирование утратило свой жесткий характер и все более нуждается в четком определении альтернатив развития на уровне локальных социумов.

Во-вторых, относительная  самостоятельность муниципальных  образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.

В-третьих, использование  методов и форм стратегического  планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.

Анализ отечественных и зарубежных исследований, проведенных, в городах показывают крайне высокий уровень социально-экономической нестабильности. Среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической баз что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально-экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной инфраструктуры, морально-психологический климат.

В рамках данной курсовой работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении актуальных проблем города  Нижнекамск.

 Был проведен  анализ по информационно-справочному  материалу: «Руководство города  отвечает на вопросы нижнекамцев». Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными темами, которые интересуют горожан, в настоящее время являются: жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, строительство и архитектура, финансирование бюджетников, заработная плата населения, транспорт и дороги, проблемы связанные с здравоохранением, образованием, молодежной политикой и экологией города.

Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население города Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города.

Для решения  проблем, возникших в результате исследования, в данной курсовой работе рассмотрена учебная программа для муниципальных органов по «стратегическому управлению социально-экономическим развитием в городе»,  так же рассмотрен зарубежный и отечественный опыт решения проблем в городах. Немецкий опыт дает интересный материал об успехе политике усиления позиций городов (городских общин), в США разработана статистическая карта, которая дает количественную оценку четырех обобщенных индексов развития регионов и городов. Также рассмотрен стратегический план  на примере города Тверь и Тверской области, который направлен на профессионализацию муниципальных представительных органов.

Для будущего российских городов сегодня актуальны следующие  рекомендации: 1) усиление финансовой базы местного самоуправления и расширение круга официальных полномочий его органов до уровня, позволяющего выступать состоятельным и авторитетным партнером в системе взаимодействий, эффективно внедрять методы стратегического планирования, программного управления в городах; 2) развитие межмуниципального сотрудничества и подготовка условий для создания сильного «Союза городов», готового активно отстаивать интересы муниципальных образований, усиливать их позиции в системе отношений «Федеральный центр-регионы-муниципалитеты»; 3) создание и укрепление институтов местного самоуправления, частной инициативы, общественной активности, являющихся безальтернативной базой социально-экономической эволюции [10, с. 73].

Своевременное реагирование на изменяющийся вызов  общества и эффективная работа муниципальных органов поможет российским городам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Априамашвили М.- Управление развития территории в крупных городах/Априамашвили М.// Проблемы теории и практики управления.-2008.-№2.44-49с.
  2. Вебер М. Рост городов 19 столетия перевод с английского/ Вебер М.:Спб.Кустова,1903-656с.
  3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства./Велихов Л.А.-М.:Наука,1996.-440с.
  4. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие./ Гапоненко А.Л. М.: Финансы и статистика,2004.-144с.
  5. Гильманов А.З.  Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным отношениям./ Гильманов А.З. - Казань.: КГПУ, 1994.-122с.
  6. Евдокимова Т. Опыт организации разработки стратегического плана развития города Твери [Электронный ресурс]/Евдокимова Т.-Режим доступа: http//www/dialog.ru/ свободный
  7. Зеленов Л.А Социология города: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Зеленов Л.А. М.: Гуманитат. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-192с.
  8. Занадворов,В.С. Экономика города. Вводный курс: учебное пособие/ Занавадворов В.С. -М.:ИКЦ «Академинга»,2003.-272 с.
  9. Информационно-справочный бюллетень Нижнекамского Муниципального района «Руководство города отвечает на вопросы нижнекамцев» .Нижнекамск, 2008.-48с.
  10. Криничанский К.В.- Российский город в условиях социально-экономической трансформации/ Криничанский К.В.//Социологическое исследлвание.-2008.-№10.-68-73с.
  11. Лексин Н.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов:  правовые и финансовые решения./Лексин Н.Н., Швецов А.Н. М.: Издательская ИНФРА+М-НОРМА,1998,-188с.
  12. Лексин В.Н. -Причины и последствия сверхконцентрации экономического и социального потенциалов в России и ее крупнейших городах/Лексин В.Н., Карачаевский //Российский экономический журнал.-2007.-№1,2.-26-29с.
  13. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-nkama.ru/ свободный
  14. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор-академик РАН Осипов Г.В., -М.: Издательская ИНФРА+М-НОРМА,1998,-188с
  15. Таболин В.В.Экономика города: правовой аспект /В.В.Таболин, А.С.Емельянов, Н.Н. Черногор.М.: Финансы и статистика, 2004.-144с.
  16. Яницкий О.В.Социологи города  [Электронный ресурс] /Яницкий О.В. – Режим доступа: http: //www.ucheba.ru/referats/свободный.

 

 


Информация о работе Российский город в условиях социально-экономической трансформации