Российский город в условиях социально-экономической трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении проблем и их методов решения в российских городах в условиях социально-экономической трансформации.
В соответствии с поставленной целью определяется ряд задач:
-рассмотреть теоретико-методологические основы изучения города в условиях трансформации;
-выделить основные проблемы российских городов;
-исследовать актуальные проблемы на примере города Нижнекамск;
-найти пути решения проблем в городах в условиях трансформации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения города………………………...6
1.1 Российский город в условиях трансформации: история развития, понятия……………………………………………………………………………….6
1.2 Социологические подходы к социально-экономическому развитию городов……………………………………………………………………………......9
2 Проблемно-аналитический взгляд на российский город в современных условиях……………………………………………………………………………..12
2.1 Новые проблемы российских городов………………………………..12
2.2 Социологический анализ актуальных проблем города Нижнекамска………………………………………………………………………..16
3 Концепции совершенствования развития российских городов……………….22
3.1 Зарубежный и отечественный опыт решения проблем в городах с социально-экономическими условиями…………………………………………..22
3.2 Стратегическое планирование социально-экономического развития в российских городах………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2003 работа Российский город в условиях социально-экономической трансформации.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Данные проведенных  исследований наглядно показывают, что  население  Нижнекамского муниципального района, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города. Во многом этому может способствовать реформа местного управления и самоуправления, которая должна быть реализована согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Концепции   совершенствования развития российских  городов

3.1 Зарубежный  и отечественный опыт решения  проблем в городах с социально-экономическими  условиями

Экономические реформы последнего десятилетия двадцатого века в России показали, что проведение структурных преобразований в разной степени может отражаться на благополучии муниципальных образований. Для муниципальных образований, экономика которых в высокой степени зависит от результатов деятельности одного предприятия или группы предприятий, ориентированных на один сегмент рынка, резкие ухудшения в хозяйственной среде приводят к катастрофическому падению уровня жизни населения, проживающего на данной территории.

В реалиях современной России, когда обостряется конкурентная борьба между мегаполисами и малыми городами за лучшие ресурсы рабочей силы, необходимо создать в малых городах условия, способствующие формированию нового качества жизни, приближенного к столичному уровню. Это достигается развитием производств, обеспечивающих высокие доходы жителей и полного комплекса объектов социально-бытовой инфраструктуры.

Потребность в  разработке стратегического плана  развития города, вытекала из всей логики процессов, происходящих в современной России. Интеграция общества в мировое экономическое пространство, открытие границ с другими государствами сформировали у россиян новые представления о жизни в городском социуме. Равнение идет в большей степени на европейские стандарты качества жизни. Стремление любого человека, вне зависимости от национальности, возраста, пола, жить в цивилизованном, удобном, комфортном, безопасном, экологически чистом месте, обеспечивающем ему высокий уровень дохода и личной свободы, вероятно, является базовой основой построения стратегии каждого успешного города или района.

В чем же состоит  выход из сложившийся ситуации? Решение  очевидно, но путь к нему сложен. Необходимо усиливать города как субъекты принятия решений, как центры инновационной  активности и экономического развития.

Немецкий опыт дает интересный материал об успехе политике усиления позиций городов (городских  общин).В послевоенный период, когда  западная часть Германии была поделена на оккупационные зоны, в ней сформировались разные модели городского управления(с прямыми выборами мэров или с выборами из числа депутатов представительного органа местного самоуправления и т.д.). Но было одно общее: центры власти  и политической активности формировались в городах, на уровне общин, что весьма ослабляло центральную власть. В конечном счете, это не привело к ослаблению немецкого государства, но то, что это вызвало эффект укрепления конкурентоспособности германской экономики и стремительного социального, экономического и культурного возрождения городов Германии - очевидный факт.

Немецкий «политик в отставке» Клаус Давеке, эксперт  конференции «Проблемы устойчивого  развития городов России», рекомендует  использовать германский опыт уравновешения  сил в системе отношений «Федерация-регионы-города», а именно, создавать «группу давления» со стороны коммун (городов)-Союз городов, избегая при этом перенесения борьбы в партийно-политическую плоскость [10, c. 69].

  Интересен опыт других стран в формировании информационного поля, характеризующего относительное развитие регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она разрабатывается некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprist Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз, то при очередном представлении ежегодной статистики в апреле администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения своего положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов:

1) экономической  эффективности - рост занятости,  доходы, уровень бедности, экологические  и социальные условия;

2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления  и закрытия предприятий, рост  торгового сектора;

3) потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры;

4) налогово-фискального,  измеряющего тяжесть и обоснованность  местных налогов.

 Отсюда возникает необходимость в рамках региональной политике разработки мер по вовлечению городов сферу региональной экономике, созданию сетей городов, в точности с охватом соседних регионов, оказанию помощи городам по повышению их нерегиональной инвестиционной привлекательности. Требуется, приложит немало усилий, чтобы добиться устранения ресурсных барьеров для развития как уже работающего на территории бизнеса, так и желающего вновь развернуть здесь свои мощности.

В этих условиях возникает необходимость определения различных сценариев дальнейшего социально-экономического развития городов в долгосрочном периоде.

Разработке  стратегического плана развития данной территории предшествовала разработка стратегического плана развития города Твери.    Он позволяет сформулировать перспективные цели и ориентиры социально-экономического развития города, использовать экономические рычаги и стимулы в принятии решений, выбирать альтернативные варианты развития, эффективно работать в рыночной экономике.

В процессе разработки стратегического плана развития города использовался достаточно широкий спектр форм и методов привлечения общественности.

Дальнейшая  работа по информированию населения  и привлечению общественности к разработке стратегического плана характеризовалась активным участием средств массовой информации в данном процессе - публикации обращения главы города в СМИ о целях и задачах проекта, интервью на радио, в газетах, сюжеты и комментарии, прямые эфиры на телевидении о ходе разработки данного проекта..                                                                                                   Администрацией города был проведен массовый социологический опрос жителей, в котором приняли участие 2500 человек.                                                Проведенное социологическое исследование позволило собрать фактографический материал относительно совокупности наиболее острых проблем текущего функционирования городского хозяйства, основных направлений и перспектив развития города, потенциала развития города, возможных путей решения проблем, форм участия населения в развитии города. Результаты всех опросов были тщательно проанализированы тематическими комиссиями и учтены при проработке конкретных направлений развития города. Но, самое главное - данное исследование позволило привлечь жителей города к участию в разработке стратегического плана развития города посредством предоставления им возможности реализации собственного мнения в данном процессе. Стратегический план города нацелен в будущее, в котором жить нашим детям и молодежи, поэтому мы стремились привлечь талантливых молодых людей к данному процессу, выяснить их видение перспектив развития города. Совместно с Тверским региональным отделением Вольного экономического общества и фондом содействия развитию экономики города Твери была проведена городская научно-практическая конференция студентов и научной молодежи "Развитие городов: проблемы и перспективы", которая подвела итоги студенческих конференций ведущих вузов города по вопросам стратегического развития города. Материалы конференции были представлены в тематические комиссии по соответствующим направлениям.

В рамках разработки стратегического плана было проведено анкетирование глав муниципальных образований Тверской области с целью определения функциональной типологии города, анализа взаимодействия Твери с муниципальными образованиями области с точки зрения интенсификации межмуниципальных связей, выявления общего видения муниципальными образованиями перспектив развития, развития существующих и установления новых форм сотрудничества на период до 2010 года, которые могут стать импульсом для развития Твери и в целом Тверской области.

На протяжении последнего десятилетия город Тверь  испытывает на себе сильное воздействие  от изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности Российской федерации в целом и Тверской области в частности. Кроме того, ощутимее для экономики и социальной сферы города стало влияние мировых процессов. В результате существенно изменилась внутренняя жизнь города. Для выработки адекватной политики и планов социально-экономического развития произошедшие перемены настоятельно требуют от органов местного самоуправления активизации исследований влияния внутренней и внешней среды города на его развитие.

Для выполнения указанного условия сохраняются все организационные структуры по разработке стратегического плана города и осуществляется работа по корректировке плана, учитывая результаты мониторинга и продолжающегося процесса генерации и анализа стратегических идей.   Постоянство работы над планом проявляется также в сочетании долгосрочного видения и конкретности действий в текущий момент. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но содержит набор определенных мер, программ и проектов. Таким образом, стратегический план города Твери не только декларирует, но и показывает, как и что нужно делать. Внедрение в практику государственного управления подходов и технологий стратегического управления, как, впрочем, и многих других современных походов, концепций и технологий управления, может быть весьма продуктивным [6].

 

          

3.2 Стратегическое  планирование социально-экономического  развития в российских городах

В городах и  регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.

Стратегический  план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.

Стратегический план - это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам [4, с. 152]

Стратегический  план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий  и населения к администрации. Это совместная договоренность о  конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, города, которые  необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Каждый город  и регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. Однако, общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития - это то, как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города, в конечном счете, определяется эффективностью производства в регионе.

При формировании стратегии развития на местном уровне точно так же, как и в случае с отдельной организацией или  со страной в целом, необходимо исходить из целей и критериев этого  развития. Как и для целых стран, для регионов целесообразно разделять долгосрочные и краткосрочные, стратегические и тактические цели экономического развития.

Каковы же основные цели социально-экономического развития региона или города? Квалифицированный и исчерпывающий ответ на этот вопрос очень важен. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону или города намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Информация о работе Российский город в условиях социально-экономической трансформации