Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений

Автор: b*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений. 7
1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение». 7
1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 10
2. Социологический анализ введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 17
2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях. 17
2.2. Социологические исследования, посвященные вопросу введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ 21

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011 word97-2003.doc

— 457.50 Кб (Скачать)
  1. Как Вы поступите, если предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет введен в школе, где учится Ваш ребенок (7-11 лет)? /ОДИН ОТВЕТ/
Откажусь  от этого предмета 1
Выберу курс «Основы православной культуры» 2
Выберу курс «Основы исламской культуры» 3
Выберу курс «Основы буддизма» 4
Выберу курс «Основы иудаизма» 5
Выберу курс «Основы всех мировых религий» 6
Выберу курс «Основы светской этики» 7
Затрудняюсь ответить 8

Приложение  2

Социологический центр

Российской  академии государственной  службы

при Президенте Российской Федерации 

Результаты  выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-ых классов общеобразовательных школ 

      Опрошено 2004 родителей учащихся 4-ых классов  общеобразовательных школ в 19 субъектах  Российской Федерации.15

      Опрос проведен с 20 по 28 мая 2010 года.

      Формулировки  вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.

     Данные  приведены в процентах от общего количества опрошенных. 

Как Вы относитесь к введению в учебный процесс  школ нового курса  «Основы религиозных  культур и светской этики»?

Положительно 60,2
Скорее  положительно 31,3
Безразлично 2,6
Скорее  отрицательно 1,7
Отрицательно 1,3
Затруднились  ответить 2,9
 

В чем Вы видите положительное  значение введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Расширение  кругозора детей 63,0
Духовное  и культурное развитие детей 50,7
Формирование  уважительного отношения к различным  мировоззрениям и религиям 39,7
Воспитание  культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям  народов России 38,0
Повышение нравственности детей 37,4
Приобретение  знаний о различных культурах, вероисповеданиях 29,2
Формирование  уважительного отношения к старшим 27,0
Воспитание  трудолюбия, творческого отношения  к учению, труду, жизни 23,7
Формирование  ценности здорового образа жизни 22,1
Формирование  патриотизма и гражданской солидарности 19,9
Снижение  уровня преступности, наркомании в  подростковой среде 16,9
Приобщение  молодежи к вере 9,4
Другое 0,6
Затруднились  ответить 2,1

В чем Вы видите риски, связанные с введением  курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Дополнительная  нагрузка на школьника 36,9
Принудительное  навязывание веры, религии 19,0
Обособление школьников по мировоззрению или  национальной принадлежности 10,2
Формирование  формального отношения к религии, вере 9,1
Принудительное  навязывание одного из модулей 6,4
Снижение  уровня терпимого отношения к  культурным, конфессиональным и религиозным  различиям 3,1
Другое 2,6
Затруднились  ответить 31,7
 

Какой модуль курса Вы выбрали  для своего ребенка?

Основы светской этики 38,6
Основы  мировых религиозных культур 25,4
Основы  православной культуры 25,4
Основы  исламской культуры 4,7
Основы  буддийской культуры 0,9
Основы  иудейской культуры 0,1
Не  участвовал(а) в выборе модуля курса 3,9
Не  ответили 1,0
 

Если Вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором? (Данные приведены в % от количества участвующих в выборе модуля курса.)

Да 22,6
Нет 76,8
Не  ответили 0,6
 

С чем были связаны  трудности выбора? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в % от количества испытывающих трудности выбора модуля курса.)

Недостаточностью  информации о содержании модулей  курса 47,6
Настороженностью  к новому курсу, недоверием к нововведениям 31,6
Различным мировоззрением членов семьи 16,7
Нежеланием  участвовать в апробации курса 5,3
Другое 3,7
Затруднились  ответить 10,0
 
 
 

Что повлияло на Ваш выбор  именно этого модуля курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Уклад жизни семьи, семейные традиции 38,5
Интерес ребенка к изучению именно этого  модуля курса 34,0
Мнение  классного руководителя или других педагогов 15,4
Пожелание руководства школы 11,7
Рекомендации  родителей школьников 10,1
Разъяснительные беседы представителей религиозных  организаций 4,1
Другое 3,1
Затруднились  ответить 10,0
 

Проводились ли в школе следующие  мероприятия, связанные  с организацией и внедрением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

  Да Нет Не ответили
Заседания школьного совета 26,5 62,9 10,6
Родительские  собрания 92,5 5,9 1,6
Знакомство  с педагогами нового курса 63,5 30,4 6,1
Ознакомление  с содержанием курса 67,5 27,9 4,6
 

Скажите, пожалуйста, давали ли Вы согласие общеобразовательному учреждению на изучение Вашим ребенком одного из модулей комплексного учебного курса «Основы  религиозных культур  и светской этики»?

Да, письменное согласие 77,7
Да, устное согласие 11,4
Решение принимал родительский комитет 1,2
Согласие  не требовалось 5,8
Затруднились  ответить 3,9
 

В какой форме Вы хотели бы, чтобы  преподавался учебный  курс «Основы религиозных  культур и светской этики»?

В качестве обязательного для всех учащихся 33,1
В качестве факультативного для всех желающих 59,2
Этот  курс не должен преподаваться в школах 1,8
Затруднились  ответить 5,9
 

По  Вашему мнению, носит  ли воспитательный, нравственно-развивающий  характер учебное  пособие по выбранному Вами модулю курса?

Да 57,4
Скорее  да, чем нет 34,1
Скорее  нет, чем да 1,2
Нет 1,3
Затруднились  ответить 6,0

Имеете  ли Вы представление  о содержании учебных  пособий по остальным  модулям курса?

Да, всех 14,4
Да, некоторых 43,7
Нет 41,7
Не  ответили 0,2
 

В какой степени «Книга для родителя» оказалась полезной для Вас и Вашей семьи?

В большой степени 21,3
В некоторой  степени 53,4
Не  была полезной 3,8
Затруднились  ответить 21,5
 

Хотели  бы Вы в дальнейшем поменять выбранный  модуль учебного курса  для изучения Вашим ребенком?

Информация о работе Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений