Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений

Автор: b*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений. 7
1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение». 7
1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 10
2. Социологический анализ введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 17
2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях. 17
2.2. Социологические исследования, посвященные вопросу введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ 21

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011 word97-2003.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социологии

Кафедра социологии социальной работы 
 
 
 

                                              Допустить к защите

                                              Зав. кафедрой социологии социальной работы

                                              __________________

                                              Д.с.н., профессор

                                              Осадчая Г.И..

                                                             “”___” _______________ 2010г. 
                   
                   
                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений  
 
 

                           Выполнила: студентка

                                                                                       группы СОЦ-Д-4

                                                                      Манахова Виктория Андреевна

                    Научный руководитель:

Преподаватель кафедры социологии

социальной  работы Киреев Е.Ю. 
 
 
 

Москва

2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.

     Теоретический анализ может послужить базой  для изменения взгляда на религию и ее роль в общественном сознании, для формирования модели государственно-конфессиональных отношений в данной сфере.

     До  настоящего времени развитие религиоведческого  и религиозного образования существенно  опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности, что оказывало влияние на государственную систему образования, тем самым приводя к конфликтам на существующем правовом поле.

     Во-первых, длительный процесс секуляризации  науки сформировал огромный перевес  «безрелигиозной» светской культуры над религиозными традициями, в результате чего даже сам интерес к религии и потребность в ней сформировались под влиянием социокультурных процессов. Сейчас происходит обратный процесс, и образование здесь выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты освоения религиозной системы ценностей светским сознанием сейчас и в перспективе.

     Во-вторых, формы преподнесения знаний о  религии можно на сегодняшний  день признать неадекватными, поскольку  возникает социально-когнитивный конфликт, приводящий либо к утрате доверия к школе, либо к нравственно-мировоззренческому кризису личности, усиленного подростково-юношеским максимализмом.

     Сложившиеся в российской образовательной практике способы освоения религиозных ценностей  сводятся либо к либерально-секулярной модели, ориентированной на сохранение «чистоты» светской культуры при постулировании мировоззренчески нейтрального академического религиоведения, либо к модели, культивирующей религиозные смыслы и ценности, которая в культурно-интерактивном плане предполагает интеграцию светских и религиозных культурных паттернов при приоритете религиозных ценностей.

     В настоящее время практика изучения религии в российских государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях выглядит по-разному. Существующие проблемы и противоречия порождены, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой стороны, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений. В результате государственные и муниципальные образовательные учреждения Российской Федерации оказались вовлеченными в процесс переоценки ценностей в отношении религии. В этой связи актуальным является научное осмысление процессов внедрения знаний о религии в светское (академическое) образование; анализ правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений; обобщение опыта религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

     Степень научной разработанности  проблемы. Анализ современного состояния религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, сегодня являются предметом специального теоретического и эмпирического изучения. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения; во-вторых, тенденциозным отношением со стороны представителей общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время; в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики.

     Определенным  научным вкладом в изучении феномена религиозного и религиоведческого образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии, а также социальной философии в контексте изучения отношения разных групп населения к религии.

     Вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом (прежде всего, с его социальной культурой); влияние систем образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Они также решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и студентов.

     К непосредственному изучению отдельных  аспектов религиозного и религиоведческого  образования обращались религиоведы и правоведы: Т.Ю. Абдуллина, В.И. Гараджа, Ю.П. Зуев, И.Н. Яблоков.

    Объект. Основы религиозного образования в государственной системе образования.

    Предмет. Введение основ религиозного образования в учебную программу государственных образовательных учреждений.

    Цель. Выяснить отношение к введению основ религиозного образования в учебную программу государственных образовательных учреждений.

    Задачи  исследования:

    1. Определить понятия «религиозное образование» и «образовательное учреждение».
    2. Проанализировать модели религиозного образования на примере зарубежных стран.
    3. Провести анализ текущего эксперимента по введению основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях РФ.
    4. Выявить отношение к введению основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ с помощью социологических исследований.

1. Теоретико-методологический  анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений.

1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение».

     Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом1.

     Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно–правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования2.

     Среди социокультурных функций образования  можно выделить следующие: 
1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности и нормы, существующие в обществе.

2. Образование  проявляет себя как практика  социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, а также в период реформ образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии. Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего.

3. Образование  является механизмом формирования  общественной и духовной жизни  человека и отраслью массового  духовного производства. 
Образование концентрирует в себе высшие образцы социально-культурной морали человека в обществе в конкретный исторический момент. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе.

     Религиозное образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения. Религиозное образование используется церквами и миссионерами для распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов3.

     Религиозное образование — означает образование, осуществляемое с религиозных мировоззренческих позиций в учебном заведении, принадлежащем религиозной организации. Как правило, имеется ввиду профессиональное образование священнослужителей. При этом дефиниция «религия» остается вне круга четко определенных понятий4.

     Цель  любого религиозного образования –  трансформация человека, приведение его онтологического содержания к образу и подобию того божества, которое является центром вероучения данной организации5.

     Современное отечественное религиозное образование находится в стадии становления. Это относится как к процессу формирования содержательной стороны образования, его методологии и системы социальных институтов (Процесс 1), так и его юридического статуса и идеологических границ (Процесс 2).

     Процесс 1 – связан с восстановлением или созданием заново основных содержательных элементов в постсоветский период. Разные конфессии осуществляют собственные варианты развития, что связано с их вероучительными, организационными и национальными особенностями.

     Процесс 2. Вследствие того, что религиозное образование означает образование, осуществляемое с религиозных мировоззренческих позиций в учебном заведении, принадлежащем религиозной организации, наблюдается отсутствие полноценного разграничения светского и религиозного образовательного пространства.

     Мусульмане  и иудеи придерживаются принципа самоизоляции: свои школы, свои детсады, пляжи, такси и т.д. Православные развивают экспансионистские настроения, хотя и тенденции к самоизоляции присутствуют. Это связано не столько с амбициями РПЦ, сколько с инерцией мышления, где национальность идентична конфессиональной принадлежности.

Информация о работе Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений