Автор: b*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.
Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений. 7
1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение». 7
1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 10
2. Социологический анализ введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 17
2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях. 17
2.2. Социологические исследования, посвященные вопросу введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ 21
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социологии
Кафедра
социологии социальной
работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Религиозное
образование в программе
государственных образовательных
учреждений
Выполнила: студентка
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры социологии
социальной
работы Киреев Е.Ю.
Москва
2011
Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.
Теоретический
анализ может послужить базой
для изменения взгляда на религию
и ее роль в общественном сознании, для
формирования модели государственно-
До настоящего времени развитие религиоведческого и религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности, что оказывало влияние на государственную систему образования, тем самым приводя к конфликтам на существующем правовом поле.
Во-первых, длительный процесс секуляризации науки сформировал огромный перевес «безрелигиозной» светской культуры над религиозными традициями, в результате чего даже сам интерес к религии и потребность в ней сформировались под влиянием социокультурных процессов. Сейчас происходит обратный процесс, и образование здесь выступает основным каналом, определяющим процесс и результаты освоения религиозной системы ценностей светским сознанием сейчас и в перспективе.
Во-вторых,
формы преподнесения знаний о
религии можно на сегодняшний
день признать неадекватными, поскольку
возникает социально-
Сложившиеся в российской образовательной практике способы освоения религиозных ценностей сводятся либо к либерально-секулярной модели, ориентированной на сохранение «чистоты» светской культуры при постулировании мировоззренчески нейтрального академического религиоведения, либо к модели, культивирующей религиозные смыслы и ценности, которая в культурно-интерактивном плане предполагает интеграцию светских и религиозных культурных паттернов при приоритете религиозных ценностей.
В
настоящее время практика изучения
религии в российских государственных
и муниципальных
Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного состояния религиозного и религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, сегодня являются предметом специального теоретического и эмпирического изучения. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения; во-вторых, тенденциозным отношением со стороны представителей общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время; в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики.
Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного и религиоведческого образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии, а также социальной философии в контексте изучения отношения разных групп населения к религии.
Вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.Н. Яблокова и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом (прежде всего, с его социальной культурой); влияние систем образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Они также решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и студентов.
К непосредственному изучению отдельных аспектов религиозного и религиоведческого образования обращались религиоведы и правоведы: Т.Ю. Абдуллина, В.И. Гараджа, Ю.П. Зуев, И.Н. Яблоков.
Объект. Основы религиозного образования в государственной системе образования.
Предмет. Введение основ религиозного образования в учебную программу государственных образовательных учреждений.
Цель. Выяснить отношение к введению основ религиозного образования в учебную программу государственных образовательных учреждений.
Задачи исследования:
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом1.
Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно–правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования2.
Среди
социокультурных функций
1. Образование — это один из оптимальных
и интенсивных способов вхождения человека
в мир науки и культуры. Именно в процессе
образования человек осваивает культурные
ценности и нормы, существующие в обществе.
2. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, а также в период реформ образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии. Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего.
3. Образование
является механизмом
Образование концентрирует в себе высшие
образцы социально-культурной морали
человека в обществе в конкретный исторический
момент. Поэтому социальная ценность образования
определяется значимостью образованного
человека в обществе.
Религиозное образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях и религиозное обучение населения. Религиозное образование используется церквами и миссионерами для распространения религии среди неверующих и иноверцев, вербовки прозелитов3.
Религиозное образование — означает образование, осуществляемое с религиозных мировоззренческих позиций в учебном заведении, принадлежащем религиозной организации. Как правило, имеется ввиду профессиональное образование священнослужителей. При этом дефиниция «религия» остается вне круга четко определенных понятий4.
Цель любого религиозного образования – трансформация человека, приведение его онтологического содержания к образу и подобию того божества, которое является центром вероучения данной организации5.
Современное отечественное религиозное образование находится в стадии становления. Это относится как к процессу формирования содержательной стороны образования, его методологии и системы социальных институтов (Процесс 1), так и его юридического статуса и идеологических границ (Процесс 2).
Процесс 1 – связан с восстановлением или созданием заново основных содержательных элементов в постсоветский период. Разные конфессии осуществляют собственные варианты развития, что связано с их вероучительными, организационными и национальными особенностями.
Процесс 2. Вследствие того, что религиозное образование означает образование, осуществляемое с религиозных мировоззренческих позиций в учебном заведении, принадлежащем религиозной организации, наблюдается отсутствие полноценного разграничения светского и религиозного образовательного пространства.
Мусульмане и иудеи придерживаются принципа самоизоляции: свои школы, свои детсады, пляжи, такси и т.д. Православные развивают экспансионистские настроения, хотя и тенденции к самоизоляции присутствуют. Это связано не столько с амбициями РПЦ, сколько с инерцией мышления, где национальность идентична конфессиональной принадлежности.
Информация о работе Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений