Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений

Автор: b*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений. 7
1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение». 7
1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 10
2. Социологический анализ введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 17
2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях. 17
2.2. Социологические исследования, посвященные вопросу введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ 21

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011 word97-2003.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

     Образовательное учреждение — по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или не скольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях.

     В зарубежных странах давно осуществляется практика религиозного образования в государственных учебных учреждениях и это считается нормой. Рассмотрим некоторые модели включения религиозного образования в учебную программу.

     Франция – государство с так называемой сепарационной моделью государственно-конфессиональных отношений, для которой характерно равномерное правовое регулирование деятельности различных конфессий или так называемое равноудаленное отношение государства ко всем религиозным общинам, что проявляется в соответствующих правовых актах и правовом регулировании. Так, в государственной системе образования строго соблюдается принцип отделения школы от религии. В то же время конфессиональное преподавание возможно в частной системе образования, широко представленной во Франции. Более того, при принятии закона 1905 года о разделении государства и Церкви, Церковь получила все материальные возможности (помещения, источники финансирования) для создания собственной полноценной образовательной системы. Согласно закону Дебре 1959 года, частные школы, в том числе религиозные, могут получать государственное финансирование, если они заключают договор с государством. По этому договору они могут осуществлять свои собственные педагогические проекты, но обязуются выполнять программы, утвержденные Министерством национального образования.

     В Бельгии существует несколько иная модель. Согласно бельгийской конституции, законность включения в программу курсов, называемых «философскими» (общее название в Бельгии для всех курсов религий и нерелигиозной морали), в систему всеобщего школьного образования базируется на статьях 18 и 26 Всеобщей декларации прав человека и статьях 29 и 30 Международной конвенции о правах ребенка. Из местных правовых актов власти опираются на статью 24 Бельгийской конституции, на закон от 29 мая 1959 года, называемый «Школьным пактом», а также на законодательные акты субъектов федерации, так как Бельгия является по своему устройству федеративным государством.

     Помимо  этих фундаментальных законов, право  на религиозное образование в  школах четко разъясняется в официальном пособии Министерства образования страны, названном «Предметы морали и религий. Образовательное поле».

     Данное  религиозное образование открыто  для всех культов, официально признанных бельгийским законодательством, и  лежит в пределах, с одной стороны, внешнего контроля со стороны государства, не отдающего при этом предпочтения ни одной из конфессий, а с другой стороны – полной свободы Церквей в своей деятельности.

     В Бельгии государством официально признаны шесть религиозных культов: католицизм, протестантизм6, англиканство7, Православие, иудаизм и ислам. Также официально признанным является так называемый «лаисите» – нерелигиозное философское течение или атеизм. Критериями для официального признания культа являются следующие положения:

     – существование в стране на протяжении довольно долгого периода времени (несколько десятилетий, как минимум),

     – значительная численность последователей (не менее нескольких десятков тысяч  верующих, исходя из общей численности  страны в 10 миллионов человек),

     – социальная полезность обществу (то есть не являться деструктивной сектой и  не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали),

     – наличие хорошо организованной структуры  с единым представительным органом (главы культа или же координационного совета). Последнее вовсе не подразумевает наличие единого доктринального или иерархического авторитета внутри культа, а необходимо лишь для представительства в диалоге с государственной властью.

     На  основе этих критериев и в результате серьезной проверки религия и нерелигиозное течение могут быть признаны государством после соответствующего предложения Министерства юстиции, в компетенции которого находятся данные вопросы. Впрочем, в соответствии со статьей 21 Конституции Бельгии, ни данное министерство, ни какой-либо другой государственный орган не имеют права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных общин. Единственно возможным контролем является внешний контроль за исполнением административных и финансовых обязательств религиозных общин, так как священнослужители получают зарплату и пенсию от государства на основании статьи 181 Конституции. Министерство юстиции осуществляет также надзор за соблюдением гарантий государства: предоставления религиозным культам доступа к средствам массовой информации (ТВ и радио), права совершения капелланского служения в больницах и тюрьмах и финансирования преподавания «религиозных уроков» в школах.

     Школам  предписывается предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же «светской моралью») для обязательного изучения в рамках школьной программы по два часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе – с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, Православия, иудаизма, ислама и «светской морали». Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на уроки по изучению основ той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика (то есть ученик вовсе не обязан исповедовать выбранную для изучения религию), ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников (даже если один единственный ученик во всей школе изъявит желание изучать какую-либо религию, такое право будет ему предоставлено). Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих конфессий.

     Как и по остальным обязательным предметам, ученики сдают по основам религии экзамен, и по итогам обучения ставится отметка в аттестат. Единственное отличие от остальных предметов заключается в том, что ученик не может быть оставлен на второй год, имея неудовлетворительную оценку только по основам религии.

     Преподавание  ведется на местных национальных языках и осуществляется в большинстве  своем учителями-мирянами, имеющими высшее богословское образование, позволяющее  заниматься подобной преподавательской  деятельностью. Преподаватель должен быть дипломированным специалистом в области православного богословия (диплом соответствующего богословского заведения Греции, России, Румынии или парижского Свято-Сергиевского православного богословского института). Лица, не имеющие соответствующего диплома, могут его получить, пройдя курс трехлетнего обучения в Институте святого Иоанна Богослова, специально созданного для этой цели несколько лет назад в Бельгии. Ответственность за уровень преподавания уроков «Основы Православия» возлагается на специальных инспекторов, назначаемых Министерством образования по предложению представителя Православной Церкви перед бельгийскими властями. Специальная педагогическая комиссия определяет основные направления программы уроков «Основы Православия», согласовывая их с основными требованиями общего школьного образования страны и с нормами толерантности по отношению к другим религиям.

     Практика преподавания религии в школах согласно конфессиональному выбору учащихся является повсеместной для европейских стран. Для Германии, Испании, Польши, Бельгии, Великобритании, Италии и других стран Восточной и Западной Европы, опыт которых был опущен, так как считаю эту модель наиболее удачно организованной и толерантной, преподавание конфессиональных дисциплин является важнейшей, неотъемлемой частью государственной политики в области образования, с помощью которой достигается религиозно-этическое воспитание и духовное развитие школьников. Положительные свойства религиозного воспитания и образования в рамках уважаемых в данных государствах религиозных традиций используются в полной мере, а само усвоение этих традиций рассматривается как один из фундаментов формирования человеческой личности и достойного члена общества и гражданина своего государства.

     Также следует отметить, что при определенных различиях большинству европейских стран свойственна одна основная модель такого образования, характеризуемая следующими признаками и механизмами:

     – в школьной программе преподаются  конфессиональные предметы, которые  могут носить как чисто религиозный (например, закон Божий), так и культурологический характер («Основы православной культуры»). При этом важно подчеркнуть, что говорится не о религиоведческих – поликонфессиональных – предметах, а именно о конфессиональных предметах, уроках конкретной религии, которые не подменяются религиоведческими курсами. Это связано, в частности, с тем, что религиоведение – курс более информативный, а не воспитательный, а изучение в школе конкретной традиции решает не только информативные, но и воспитательные задачи;

     – наряду с уроками религии ученик может выбрать и урок так называемой светской этики, если, например, он атеист, либо не принадлежит и не сочувствует ни одной из религий своей страны, изучение которых возможно в данном государстве. Таким образом, учитывается мировоззренческий выбор ученика и его семьи, но в то же время из школьной программы не исчезает воспитательный предмет, нацеленный на привитие ученику пусть не таких глубоких, как в рамках религиозных этических доктрин, но хотя бы элементарных правил светской этики и морального поведения;

     – уроки религии помещены в большинстве  стран Европы в сетку обязательных дисциплин наравне с другими  предметами, однако ученик волен, согласно собственным и своей семьи  религиозным убеждениям, выбирать ту религию, уроки которой он желает изучать, либо урок светской этики. Эта практика едина для многих стран Европы, отличается только порядок определения соответствующих религий, подлежащих изучению в школах. Если, например, в Испании право на преподавание своих религиозных знаний имеют те общины, которые заключили соглашение с государством в области образования, то в Польше преподавание конкретной религии в конкретном классе зависит от того, сколько приверженцев этой веры в нем учится. В других странах правом на преподавание своих религиозных предметов в школах имеют только те общины, которые, согласно Конституции, законодательству, признаны соответствующим государством.

     Следует также добавить, что модель религиозного образования в светской школе, принятая с отдельными отличиями во многих европейских странах, не только не противоречит, но соответствует, реализует нормы, положения международного права в области образования, которые устанавливают обязанность государств, уважая права и свободы человека и гражданина, обеспечивать полноценное образование и воспитание ребенка в соответствии с религиозными основами и морально-этическими ценностями, принятыми в его семье. Очевидно, что без религиозного образования никакое образование не может быть полным, а тем более способным воспитать уважением к традиционным ценностям своей семьи и родины, не говоря уже об уважении ценностей других стран и сообществ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социологический  анализ введения  основ религиозного  образования в  государственных образовательных учреждениях.

2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях.

     На  основе опыта зарубежных стран в  России была разработана своя модель преподавания основ религиозного образования в государственных средеобразовательных учреждениях.

     21 июля 2009 года президент России Дмитрий Медведев поддержал введение в программу российских школ предмета под рабочим названием «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ).

    Эксперимент будет проводиться в 19 регионах страны, представляющих все федеральные округа страны8. Будут участвовать 12 тысяч школ, а именно каждая пятая школа страны, и 256 тысяч учеников.

     Общая характеристика учебного курса. Целью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

    Основное  культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Оно включает в себя следующие категории: «традиция»9, «религиозная традиция»10, «культурная традиция»11.

    Принцип отечественной религиозно-культурной традиции —общность в многообразии, ее «многоединство».

Информация о работе Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений