Автор: b*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религии, усилению ее влияния на различные стороны общественной жизни, в том числе и на сферу образования. Проникновение религии в светскую школу, которая до недавнего времени была предельно секуляризованной, породило и обострило проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие и не всегда конструктивные споры. Решение данной проблемы находится не столько в образовательной сфере, сколько в социальном, политическом, историческом и других аспектах. Тем не менее, необходима разработка и экспериментальное внедрение новой дифференцированной стратегии образования с учетом сложившихся исторических реалий.
Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ религиозного образования в программе государственных образовательных учреждений. 7
1.1. Теоретический анализ понятий «религиозное образование» и «образовательное учреждение». 7
1.2. Зарубежные модели религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 10
2. Социологический анализ введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. 17
2.1. Российская модель преподавания основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях. 17
2.2. Социологические исследования, посвященные вопросу введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях РФ 21
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы светской этики».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей:
- Отечество
- семья
- религия12
Методики преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». В качестве основных методик планируется использовать:
- Метод моральных дилемм и дискуссий
- Исследовательский метод
- Эвристические методы (школьникам не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы)
- Использование электронного сопровождения, например, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.д.
Большое внимание на каждом уроке планируется уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях относятся: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, составление словаря терминов и понятий. Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.
В конце курса предполагается итоговая творческая работа (индивидуальная или коллективная). Подготовка и презентация проекта позволит оценить работу учащегося в целом, степень усвоения им пройденного материала и выставить ему итоговую оценку за весь курс. На презентацию будут приглашены родители учеников.
Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Специфика нового курса требует привлечения родителей школьников и их включение в учебный процесс. Подготовительную работу с родителями можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
По каждому курсу будут написаны отдельные учебники.
Новый курс займет 2 школьные четверти - последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса.
Обучение будут вести педагоги гуманитарных предметов, таких как история, обществознание, а также возможно и преподаватели естественных наук. Эти учителя будут направлены на переподготовку: для них проведут внеочередной курс повышения квалификации.
Контроль над усвоением материала, в новосибирской области, например, будет проходить следующим образом: отметки ученикам выставляться не будут, проверка усвоения знаний будет проходить в виде психолого-педагогического мониторинга детей и социологического опроса среди родителей. Самым главным критерием работы педагога на этих курсах станет отсутствие жалоб родителей.
Повсеместно новый предмет правительство планирует ввести во всех школах не раньше 2012 года.
Социологические опросы конца 1990-х гг. показали, что возрождение духовно-нравственных основ национальной культуры многие россияне связывали именно с религией. За активное участие религиозных организаций в духовной жизни и укреплении нравственности в российском обществе в то время высказались 59,7% опрошенных. Почти половина опрошенных (45,2%) поддержали идею введения религиозного образования в школах (вне общей программы), не одобрили эту идею 33,3% и еще 21,5% респондентов затруднились занять определенную позицию. В 1999 г., по мнению 69% россиян, значение религии в будущем в жизни людей возрастет, а 14% респондентов так не считали. Затруднились с ответом - 17%. Таким образом, активная позиция религиозных организаций и сторонников педагогического проекта вызвана, прежде всего, ожиданиями российских граждан. Опрос, проведенный ФОМом в 2004 г., и дискуссионные фокус-группы 2004 г., прошедшие в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге, впервые позволили детально и глубоко выявить предпочтения и мотивацию россиян относительно введения в школьную программу предметов на религиозную тематику. Результаты исследования свидетельствуют, что немногие россияне, преимущественно имеющие высшее образование, видят в курсе основы православной культуры сугубо светский учебный предмет, призванный расширить кругозор учащихся, повысить культурный уровень. Пожалуй, мнение российских граждан склоняется к тому, чтобы в ходе модернизации российского образования возобладал конструктивный диалог между государством и церковью. Школа не должна стать яблоком раздора и средством насильственного навязывания того или иного корпоративного способа обучения.
Исследования взаимодействия религии и светского образования в российском обществе показывают, что с конца 1990-х гг. многие россияне выступают за активное участие религии в духовной жизни и укреплении нравственности в обществе, полагая, что значение религии будет возрастать и дальше.
Наблюдается острая полемика по проблемам взаимодействия религии и образования в современной России. В широких кругах общественности эта дискуссия проводится, прежде всего, как по поводу правомерности нововведений региональных чиновников от образования, так и по поводу целесообразности введения предметов на религиозную тематику в общеобразовательных учреждениях.
Также
в мае этого года был проведен
социологический опрос
Для выяснения отношения к введению основ религиозного образования в государственных среднеобразовательных учреждениях возможно провести пилотажное исследование на примере одной из московских школ.
Объект. Родители московских школьников
Предмет. Отношение родителей московских школьников к введению основ религиозного образования в школьный курс.
Цель. Выяснить отношение родителей московских школьников к введению основ религиозного образования в школьный курс.
Задачи. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
В процессе исследования было выяснено, что под религиозным образованием подразумевается образование, осуществляемое с религиозных мировоззренческих позиций в учебном заведении с целью формирования человеческой личности, достижения религиозно-этического воспитания и духовного развития школьников.
В ходе курсовой работы были рассмотрены существующие за рубежом модели введения основ религиозного образования в государственных образовательных учреждениях. Были выделены их общие признаки и механизмы.
Также была рассмотрена осуществляемая в настоящее время российская модель введения основ религиозного образования в программу государственных среднеобразовательных учреждений РФ. Были выделены ее специфически особенности и отличия.
В процессе проведения исследования была составлена примерная анкета для социологического исследования, направленного на выяснение отношения к введению основ религиозного образования в государственных учреждениях РФ. Основными задачами при разработке вопросника являлись: выяснить, являются ли родители верующими/атеистами, их вероисповедание; степень религиозности и её проявления; как понимается цель введения основ религиозного образования; ожидания, связанные с введением основ религиозного образование; отношение к вопросу о том, кто будет преподавать данный курс и какую подготовку должны пройти/иметь эти люди
Опрос
по разработанной анкете должен проходить
в доверительной обстановке в
форме индивидуального или
Анкета
ДАТА ОПРОСА | |
ВРЕМЯ | НАЧАЛО |
ФИО РЕСПОНДЕНТА | |
ТЕЛЕФОН РЕСПОНДЕНТА |
ЗАЧИТАЙТЕ: Доброе утро/день/вечер. Меня зовут …………….. Я представляю Российский Государственный Социальный Университет. Мы проводим опрос населения «отношение к введению религиозного образования в российских школах». Могу ли я задать Вам несколько вопросов?
Мужской | 1 |
Женский | 2 |
Менее 20 | 1 |
20-29 | 2 |
30-39 | 3 |
40-49 | 4 |
Более 49 | 5 |
Информация о работе Религиозное образование в программе государственных образовательных учреждений