Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель работы - раскрыть понятие и содержание рекламной деятельности, как вида социально-культурного творчества во время правления Екатерины II.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Определить сущность и цель социально-культурной деятельности.
- Дать понятие и раскрыть содержание рекламы, как социально-культурной деятельности во время правления Екатерины II.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВИД
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА:
1.1. Понятие и содержание рекламы, как социально-культурной деятельности………………………………………………………………….6
1.2. Предпосылки возникновения рекламы……………………………………..9
1.3. Устная реклама……………………………………………………………....11
1.4. Ярмарка, как вид рекламирования товара…………………………………14
ГЛАВА 2. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВИД
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ВО ВРЕМЯ
ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II:
2.1. Лубочная традиция рекламной деятельности 18 века. Живописная рекламная деятельность…………………………………………………………...17
2.2. Рекламная деятельность посредствам афиш и вывесок, театральные и маскарадные шествия……………………………………………………………...20
2.3. Реклама в российских газетах и журналах в 18веке……………………....23
2.4. Благотворительные балы, презентации лотереи, как средство рекламной деятельности………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35
В середине XVIII века отдел объявлений по объему сравнялся с основной информационной частью газеты. И, как справедливо отмечает А. П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни»15.
Это уже не сухие строки официальных реестров и реляций, а живой оттиск времени со всеми его противоречиями и парадоксами. Происходило динамичное развитие и укрепление российской экономики ценой ужесточения крепостнических порядков.
В суплементе к №13 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1770 год читаем: «Продаются огурцы лутчего соления и примерного поведения кучер с женой»; «Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спросить в Семеновском полку в офицерской линии».
Подобное
содержание рекламы в «Санкт-
Все
более дифференцированно
Уделяется значительное внимание и рекламе зрелищ, причем некоторые тексты, помещенные в газете, очень напоминают те самые «перечневые» афиши, которые расклеивались по стенам и передавались из рук в руки.
В 1756 году под эгидой Московского университета вышла газета «Московские ведомости». Ее структура, организация материала по рубрикам были сходными с «Санкт-Петербургскими ведомостями».
Сходной
вначале была и реклама. Изменения
в содержании и оформлении этой газеты
связаны с деятельностью
К
70-м годам увеличивалось
В Екатерининское время выпуск книготорговых каталогов на русском языке увеличился в четыре раза. Возрос объем рекламных каталогов. Если раньше они не достигали 20 страниц, то в этот период 50 – 85. В «Санкт - Петербургских ведомостях» преобладали объявления Академической книжной лавки. Начиная с 1784 г., они печатались в каждом номере газеты. Чаще всего они были небольшими: описания 5 – 7 книг. Объявления о 20 – 30 книгах были исключением. Обычно рекламодатель заказывал повторение своего объявления в двух - трех номерах газеты.
Поэтому в каждом номере помещалось одно - два первичных объявления и несколько повторных. Изредка газета печатала целые каталоги («росписи») изданий, выпущенных, например, Академией наук или « Собранием, старающимся о переводе чужестранных книг».
Популярность газеты при Новикове значительно выросла - ее тираж составлял 4 тысячи экземпляров, формат - 17x20,6 см, количество страниц - от 4 до 16. Тематика объявлений расширяется. Помимо так называемых «казенных», т. е. официальных государственных, объявлений, характерных для рубрик «Подряды», сообщений «о продажах с публичных торгов имущества должников, сообщений о розыске беглых крепостных», лидирующее место начинает занимать реклама купеческих корпораций, наема работников, предложения услуг со стороны медиков, гувернеров, модисток. Так, медик Иосиф Мадже в 1780 году трижды через небольшие промежутки сообщает об эффективности своего лечения и ссылается в доказательство этого на свидетельства полутора десятков излечившихся больных. Это - новый тип аргументации для российской газетной рекламы, успешно перенесенный с западных образцов.
Как видим, в газете при редакторстве Новикова рекламная служба работала весьма успешно.
Здесь также обыгрываются наиболее характерные рекламные газетные рубрики: «Подряды»; «Продажи»; «Зрелища»; «Книги»; «Отъезжающие».
Политика Екатерины II с ее выраженным сословным характером привела к созданию ряда сугубо дворянских учебных заведений. 5 мая 1764 г. издается именной указ императрицы «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества». Газета «Санкт-петербургские ведомости» с первого дня организации Воспитательного общества благородных девиц давала разнообразную информацию о деятельности этого учреждения.
Так, в 1764 г. было опубликовано сообщение об открытии Воспитательного общества благородных девиц. Через год газета печатает список воспитанников, а в 1767 г. информировала общество о праздновании в честь вступления первых воспитанниц во второй возраст и «Реэстр второго приема в Общество благородных девиц».
Значительная информационно-просветительная и рекламная деятельность Воспитательного общества благородных девиц сделали из Смольного настоящую легенду, в которую верили все больше и больше семей высокой знати. С 80-х гг. быть его выпускницей считалось престижным.
Можно сказать, что лишь на рубеже XIX века в России формируется навык к деловому восприятию рекламных газетных публикаций.
2.4. Благотворительные
балы, презентации, лотереи,
как средство рекламной
деятельности.
Истинного блеска великосветские балы в России достигают в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. С этого времени светские церемониалы и балы заняли здесь не только подобающее место, но и стали превосходить по своей роскоши придворные церемонии лучших европейских дворов. На всем протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего общества.
Светские
ритуалы, к числу которых относятся
и балы, были своеобразным актом
общественного
Во второй половине 18 столетия все большую популярность в обществе приобретают Публичные балы в пользу нуждавшихся. Публичными маскарадами, концертами и балами считались праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции.
Если устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества.
Начиная с XVIII века, в России часто проводили балы, участниками которых были помимо императора и императрицы и членов царской семьи - великие князья и княгини, придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергены, статсдамы, фрейлены и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие в «Табели о рангах» четыре высших класса, генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Офицеры приглашались специально, как партнеры по танцам. Великосветские балы и по сей день, считаются очень престижными и с большим успехом проходят, как в столице, так и других городах России.
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал - красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух, танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое.
Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю.
Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.
В XVIII веке лотерея получила второе дыхание. Правда, ее проведение жестко регламентировалось: закон от 1782 года устанавливал порядок проведения лотерей, оговаривал разыгрываемые суммы и обязательное отчисление части прибыли на нужды бедняков. Благотворительность была непременным условием каждой русской лотереи.
В
начале ХIХ века в городе насчитывалось
более тридцати благотворительных и благотворительно-
Во
время балов нередко
В проведении досуга в «Просвещенный век» началась эпоха балов. По мнению Ю. Лотмана: «Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры»17.
Извещать о балах стали уже не барабанным боем, а специальными, заранее присылаемыми письменными приглашениями. Приглашения играли важную роль в формировании состава присутствующих на балу. Балы, в том числе и массовые, не были местом встречи случайных людей. Даже при входе на маскарад, пришедший в маске был обязан показать свое лицо дежурному офицеру. Клубы (дворянский, купеческий, приказчий и другие) были организациями с личным членством, и на их мероприятия лица без рекомендаций членов не допускались. Даже «Воксалы», собиравшие, в отличие от клубов, представителей разных сословий, продавали только именные билеты, а фамилию покупателя, его «звание» (сословие) и чин вносили в специальную книгу, которая лежала у швейцара и должна была предъявляться по первому требованию.
При Екатерине II во дворце часто устраивались маскарады, на которые приезжали по билетам «в масках, а не в платье маскарадном, кто в каком хочет»; запрещено было иметь при себе также: «сабель, кинжалов и прочего». Маскарады бывали иногда очень многолюдны; так, например, в 1772 г. для приглашенных были предоставлены свыше 20 залов.
Информационно-рекламная деятельность для организации балов и маскарадов была необходимым условием их проведения. Билеты и приглашения приобрели к концу века особенное оформление. Если в Петровскую эпоху объявление об ассамблее осуществлялось через афишу или устно, то позже приглашение на балы приобрело особую эстетику и стало необходимым элементом, выражавшим содержание проводимого мероприятия.
Главные этапы развития рекламной деятельности в человеческой культуре отмечены изначальной сплавленностью рекламирования с ритуалом и другими формами межличностной коммуникации.
Эффективность рекламы в огромной степени зависит от ее соответствия национальной ментальности, потребительским привычкам населения и созвучию национальной культуре.
Рекламные образы погружают нас в историю культуры, возвращают к пространству торжища, ярмарки, сохранявшему традиции обмена товаров в атмосфере праздника, карнавала. Именно в этом пространстве появились первые формы рекламы, связанные с голосовым обращением - reclamare. Праздник, ярмарка, карнавал изменяет рутинное течение времени повседневной жизни и переносит человека в особое пространство-время (хронотоп, по выражению М.М. Бахтина), где действуют совсем другие, отличные от обычных норм правила и законы поведения. «Высокое» и «низкое» здесь меняются местами, серьезное осмеивается и карнавально «снижается», чтобы претерпеть обновление.