Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель работы - изучить региональную социальную политику и муниципальное социальное управление и самоуправление.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выявить сущность региональной социальной политики;
- рассмотреть определение региональной социальной политики;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность региональной социальной политики государства
1.1. Определение региональной социальной политики…………………...6
1.2. Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики…………………………......10
1.3. Дифференциация социального развития субъектов Российской Федерации и значение социальной политики в ее сглаживании……………..…16
Глава 2. Муниципальное социальное управление и самоуправление как основа региональной социальной политики
2.1. Роль муниципального управления и самоуправления в реализации социальной политики………………………………………………………..……..24
2.2. Развитие и становление муниципального социального управления….27
2.3. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения на примере города набережные Челны………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………….…..44
Российская
Федерация после длительного
перерыва пытается вернуться к цивилизованной
системе социального
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
Такая
взаимосвязь государственных и
самоуправленческих начал обусловлена
более глубинными и объективными
факторами, в числе которых степень
социально-экономической
Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Именно
в этом социальный смысл, предназначение
местного самоуправления в сегодняшних
условиях.
2.3.
Муниципальное управление
в сфере социальной
поддержки отдельных
групп населения на
примере города Набережные
Челны
Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.
Муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) – и достижении целостности этих видов.
Муниципальное управление в социальной сфере – это управление на местном уровне, объектом воздействия которого является целостное развитие местного сообщества соответствующего муниципального образования, обеспечивающее создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.
Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
Социальная
защита и социальная поддержка граждан
являются прерогативой государства. Федеральное
законодательство относит к компетенции
муниципальных районов и
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:
- денежные пособия;
- помощь в натуральной форме (продукты, одежда);
- субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
-
компенсации (возмещение
Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.
В
соответствии со статьей 37 Федерального
закона «Об общих принципах
исполнительный комитет Автозаводского района,
исполнительный комитет Центрального района,
исполнительный комитет Комсомольского района,
исполнительный комитет
Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны создано на основании Постановления Кабинета министров РТ № 507 от 03.08. 2001 г. «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 16.07. 2001 года № VII-611 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан» 28.09. 2001 г.
Согласно штатного расписания в Управлении работает 22 специалиста. Вопросами семьи и детей занимается отдел социальной поддержки семьи и детей; с пожилыми людьми работает отдел по делам ветеранов, пожилых людей и инвалидов.
В Управлении социальной защиты прием населения проводится еженедельно, по вторникам с 14 часов. Запись на прием осуществляется во вторник с 8 до 12 часов:
- на прием к начальнику
- на прием к специалистам – по телефонам 34-31-84 и 34-09-76.
Социальное обслуживание населения города является одним из основных направлений деятельности Управления социальной защиты. В городе проживает 506 тыс. человек, из них более 113 тыс. получателей пенсий, из них:
- более 93 тыс. получателей пенсии по возрасту;
- более 29 тыс. имеют инвалидность;
- детей-инвалидов 1549;
-
более 4 тыс. человек получают
пенсию ниже прожиточного
Деятельность управления
Основной задачей Управления
социальной защиты МТЗиСЗ РТ
в г.Набережные Челны является
реализация в пределах своей
компетенции государственной
Предоставления отдельным категориям граждан гарантированных государством мер социальной поддержки;
оказание социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
обеспечения права на социальное обслуживание.
Управление социальной защиты РТ г. Набережные Челны в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
управление социальной защитой,
изучает
и анализирует социально -экономические
условия жизни различных
выявляет социальные проблемы, изучает потребность населения в социальной защите;
разрабатывает и предоставляет в органы местного самоуправления города предложения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
в рамках государственных социальных стандартов формирует потребность в продукции и услугах для государственных нужд отрасли «социальная защита»;