Региональная социальная политика и муниципальное социальное управление и самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить региональную социальную политику и муниципальное социальное управление и самоуправление.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выявить сущность региональной социальной политики;
- рассмотреть определение региональной социальной политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность региональной социальной политики государства
1.1. Определение региональной социальной политики…………………...6
1.2. Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики…………………………......10
1.3. Дифференциация социального развития субъектов Российской Федерации и значение социальной политики в ее сглаживании……………..…16
Глава 2. Муниципальное социальное управление и самоуправление как основа региональной социальной политики
2.1. Роль муниципального управления и самоуправления в реализации социальной политики………………………………………………………..……..24
2.2. Развитие и становление муниципального социального управления….27
2.3. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения на примере города набережные Челны………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………….…..44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Российская  Федерация после длительного  перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

     Местное самоуправление необходимо рассматривать  как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

     Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

     Развитие  местного самоуправления невозможно без  поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

     Говоря  о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное  самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и  представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

     Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства  и местного самоуправления, то можно  трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

     Согласно  Конституции к вопросам совместного  ведения относится  координация  вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

     Такая взаимосвязь государственных и  самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень  социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка  социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

     Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

     В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших  политических задач.

     Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

     Социальная  сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

     Задача  местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену  общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства  – о создании достойного уровня жизни человека.

     Именно  в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних  условиях. 

     2.3. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения на примере города Набережные Челны 

     Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.

     Муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

     Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании  двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) – и достижении целостности этих видов.

     Муниципальное управление в социальной сфере –  это управление на местном уровне, объектом воздействия которого является целостное развитие местного сообщества соответствующего муниципального образования, обеспечивающее создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.

     Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права  и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

     Социальная  поддержка - это временные или  постоянные меры адресной поддержки  отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

     Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство и к  компетенции поселений - оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

     Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются:

     - денежные пособия;

     - помощь в натуральной форме  (продукты, одежда);

     - субсидии (целевые средства для  оплаты услуг);

     - компенсации (возмещение некоторых  расходов).

     Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

     В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 40 Устава муниципального образования город Набережные Челны, в структуру Исполнительного комитета входят его территориальные органы:

     исполнительный  комитет Автозаводского района,

     исполнительный  комитет Центрального района,

     исполнительный комитет Комсомольского района,

          исполнительный комитет Электротехнического  района.

     Управление  социальной защиты Министерства  труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны  создано на основании Постановления Кабинета министров РТ № 507 от 03.08. 2001 г. «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 16.07. 2001 года № VII-611 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан» 28.09. 2001 г.

      

     Согласно  штатного расписания в Управлении работает 22 специалиста. Вопросами семьи и  детей занимается отдел социальной поддержки семьи и детей; с  пожилыми людьми работает отдел по делам ветеранов, пожилых людей  и инвалидов.

       В Управлении социальной защиты прием населения проводится еженедельно, по вторникам с 14 часов. Запись на прием осуществляется во вторник с 8 до 12 часов:

      - на прием к начальнику управления  – по телефону 34-48-48;

     - на  прием к специалистам –  по телефонам 34-31-84 и 34-09-76.

       Социальное обслуживание населения города является одним из основных направлений деятельности Управления социальной защиты. В  городе проживает 506 тыс. человек, из них более 113 тыс. получателей пенсий, из них:

     -  более 93 тыс. получателей пенсии  по возрасту;

     -  более 29 тыс. имеют инвалидность;

     -  детей-инвалидов 1549;

     -  более 4 тыс. человек получают  пенсию ниже прожиточного минимума  пенсионера по Республике Татарстан  (ПМ для пенсионеров 2965 руб.)

       Деятельность управления направлена  на реализацию мероприятий по сохранению стабильного устойчивого  социального самочувствия населения путем предоставления льгот и социальных гарантий, установленных действующим законодательством, оказание социальной помощи, предоставления услуг различным категориям населения учреждениями социального обслуживания.

       Основной задачей Управления  социальной защиты МТЗиСЗ РТ  в г.Набережные Челны является  реализация   в пределах своей  компетенции государственной политики  в области социальной защиты  населения путем обеспечения:

     Предоставления отдельным категориям граждан гарантированных государством мер социальной поддержки;

     оказание  социальной помощи гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации;

     обеспечения права на социальное обслуживание.

Управление  социальной защиты РТ г. Набережные Челны в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

       управление социальной защитой,  в том числе:

     изучает и анализирует социально -экономические  условия жизни различных категорий  населения;

     выявляет  социальные проблемы, изучает потребность  населения в социальной защите;

     разрабатывает и предоставляет в органы местного самоуправления города предложения  о предоставлении дополнительных мер  социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий  граждан;

     в рамках государственных социальных стандартов формирует потребность в продукции и услугах для государственных нужд отрасли «социальная защита»;

Информация о работе Региональная социальная политика и муниципальное социальное управление и самоуправление