Региональная социальная политика и муниципальное социальное управление и самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить региональную социальную политику и муниципальное социальное управление и самоуправление.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выявить сущность региональной социальной политики;
- рассмотреть определение региональной социальной политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность региональной социальной политики государства
1.1. Определение региональной социальной политики…………………...6
1.2. Полномочия региональных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики…………………………......10
1.3. Дифференциация социального развития субъектов Российской Федерации и значение социальной политики в ее сглаживании……………..…16
Глава 2. Муниципальное социальное управление и самоуправление как основа региональной социальной политики
2.1. Роль муниципального управления и самоуправления в реализации социальной политики………………………………………………………..……..24
2.2. Развитие и становление муниципального социального управления….27
2.3. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения на примере города набережные Челны………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………….…..44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с этим существуют значительные различия между регионами по обеспечению  населения объектами социальной инфраструктуры, социальными услугами и пособиями, качеству образования, медицинского и социального обслуживания, уровню развития культуры, физической культуры и спорта, санаторно-курортной сферы.

     В отличие от экономического, снижение социального неравенства возможно. В развитых странах Европы важнейшим механизмом стала не региональная, а эффективная социальная политика государства: выравнивание доходов населения с помощью адресных социальных трансфертов, инвестиции в человеческий капитал. Таким образом, сократить значительные различия и уменьшить разрыв между регионами по уровню социального развития можно, если проводить единую социальную политику государства на всей территории России с учетом интересов и специфики регионов. Такая политика должна учитывать как общенациональные, так и региональные потребности и интересы.

     В России пока сокращаются только региональные различия в легальной заработной плате и, намного медленнее, в  душевых доходах населения. Выравнивающий  эффект социальных трансфертов неочевиден из-за доминирования в них пенсий. Основную роль в выравнивании играет повышение оплаты труда в бюджетной сфере. Для некоторых социальных индикаторов устойчивой тенденции нет, а региональные различия в занятости и продолжительности жизни, отражающей развитие человеческого капитала, растут. Для смягчения социального неравенства регионов нужны два условия: достаточно высокий уровень экономического развития страны и эффективная социальная политика государства. В России, помимо отсутствия такой политики, есть фундаментальный барьер — сильные территориальные различия качества населения и степени модернизации образа жизни. 14

     Однако, по данным Минэкономразвития  России, процесс дифференциации регионов, наблюдавшийся  последние 10-12 лет, приостановился. Благодаря реализации с 2002 г. ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» наметилось их сближение по уровню социально-экономического развития.

     Данная  программа состоит  из двух этапов:

  • на первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% числа отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов Российской Федерации. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%;
  • на втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

     Следует отметить, что на сегодняшний день имеются необходимые  предпосылки для  успешного преодоления  большинства накопившихся социальных угроз  и рисков.

     Среди наиболее значимых политических, социально-экономических  и культурных факторов, способных ускорить позитивные изменения в обществе и снизить социальные риски, можно выделить:

  • макроэкономическую стабилизацию и экономический рост на фоне выгодной конъюнктуры на мировых ресурсных рынках и повышение конкурентоспособности России, которая по накопленным золотовалютным запасам занимает в настоящее время одно из ведущих мест в мире;
  • возросшие экономические возможности, которые позволяют направлять дополнительные инвестиции в социальную сферу и человеческий капитал, в рост благосостояния, в завтрашний день России;
  • существенное снижение накопленных государственных долговых обязательств России перед мировыми финансовыми организациями;
  • расширение временного горизонта стратегического планирования и прогнозирования, позволяющее реально оценивать эффективность инвестиций в социально значимые проекты и в развитие человеческого потенциала;
  • изменение приоритетов государственной политики в пользу масштабных социальных программ и реализация национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жильё, аграрная сфера и демография;
  • укрепление вертикали власти и преодоление наиболее опасных последствий социальной дезинтеграции, устранение угроз единству и целостности страны;
  • расширение социальной поддержки со стороны гражданского общества политического курса, направленного на системные преобразования в сфере внутренней социально-экономической политики и в сфере внешней политики;
  • возникновение и становление многопартийной системы, служащей гарантом представительства в органах власти основных социальных групп, артикуляции и защиты их интересов и прав;
  • повышение консолидирующей роли основных культурообразующих конфессий, исторически представленных в России и сотрудничающих на ниве социального служения между собой и с органами власти;
  • повышение статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, усиление социальной активности институтов гражданского общества и неправительственных организаций социальной направленности.

Глава 2. Муниципальное социальное управление и самоуправление как основа региональной социальной политики

     2.1. Роль муниципального управления и самоуправления в реализации социальной политики

     Одной из первостепенных задач органов  местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

     Муниципальная социальная политика – это система  целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения  социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования15.

     Муниципальная социальная политика строится в русле  социальной политики государства и  во взаимодействии с органами государственной  власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ.

     Как уже неоднократно отмечалось, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный характер, т.е. определяет основные направления социальной политики в государстве, на уровне субъекта федерации – эти направления конкретизируются с учетом региональных особенностей. Особую роль именно в практической реализации социальной политики играют муниципальные органы. Это обусловлено тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

     В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

     Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие  государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

     Муниципальный же уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий.

     Местное сообщество — не только территориально-хозяйственное объединение, но и культурно-историческая общность, способная как субъект управления на основе совместных ценностей (сопричастности к малой родине, ответственности перед сообществом) преобразовать местное хозяйство, улучшить социальные условия проживания в соответствии с интересами своих граждан, изменяя качество жизни в лучшую сторону16.

     Местное самоуправление осуществляется на том  уровне властных отношений, на котором  реализуются основные естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, отдыхе, охране здоровья, благоприятной окружающей природной среде, образовании. Хотя в этом случае реализуются естественные потребности отдельных людей или семей, все же условия их удовлетворения имеют не только частный, но и публичный характер. Оптимальный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают относительно небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и по большей части непосредственный характер взаимодействия их жителей. Кроме того, на этом уровне более заметны диспропорции в расходах и доходах, ощутима реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем.

     Природа муниципального уровня власти проявляется  также в таком преимуществе как  более реальная подотчетность населению. Благодаря этому достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемость результатов социальной политики. Следует также учитывать, что на этом уровне можно обеспечить в большей степени готовность жителей морально и материально поддержать предлагаемые властью мероприятия и оказать содействие их проведению.

     Задачей органов местного самоуправления, как  наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

     На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут  разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие  специфику конкретного муниципального образования.

     Фактический объем социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления таков:

  • комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
  • социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
  • дома инвалидов и престарелых;
  • детские дома;
  • центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

     Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

     Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

     2.2. Развитие и становление муниципального социального управления

     Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

     Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы17.

Информация о работе Региональная социальная политика и муниципальное социальное управление и самоуправление