Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа
Сформировать корпус управленцев, которые бы отвечали всем современным требованиям психологии и педагогики является очень сложной проблемой. И этому будет способствовать сама жизнь, практика рыночной экономики предпринимательства, «помещая тех, кто находится у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора»[1]. Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
ВВЕДЕНИЕ
Сформировать корпус управленцев, которые бы отвечали всем современным требованиям психологии и педагогики является очень сложной проблемой. И этому будет способствовать сама жизнь, практика рыночной экономики предпринимательства, «помещая тех, кто находится у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора»[1]. Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
В системе управленческих знаний прочно утвердилось поведенческое направление, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях и в более крупных социальных системах.
Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления». В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор – это все, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей. Важность человеческого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психологическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.
Переход от административно-командной системы к рыночной потребовал от большинства бывших «аппаратчиков» уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам, поэтому необходимо сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям. В последнее время в практике кадрового отбора используются интеллектуальные тесты для психологической оценки личности (интеллектуальные тесты Кеттела, Айзенка). Методология выбора профессий для человека и профессионала для организации имеет много общего. Для каждой специальности существует перечень наиболее важных профессиональных качеств, без обладания которыми не будет профессионала.
Начальник – это самый это самый известный род занятий. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир – вот далеко не полный перечень его имен.
Данный реферат отвечает на некоторые вопросы. Прежде всего: «Чем отличаются руководители от остальных людей?» «Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать руководителем?».
Эта тема актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности. Несмотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому – недостаточные знания в области психологии управления персоналом.
Менеджеры — профессионально подготовленные руководители. Однако по эффективности своего руководства они весьма различаются. От чего это зависит?
Опрос успешных менеджеров США, Европы, Японии показал, что в качестве важнейших факторов успеха в их деятельности выступает следующее:
1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
4. Оптимальное сочетание в характере рискованности и ответственности.
5. Способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция.
6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших показателей преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.
Дальнейшее изучение тех из них, что обусловливают эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл):
1. Доминантность — умение влиять на подчиненных.
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная уравновешенность и устойчивость к стрессам (умение руководителя контролировать свои эмоции, регулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
Д. Мак-Клелланд отмечает следующий интересный факт: для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, они важны как показатель успеха. В этом смысле весьма характерно признание А. Хаммера: «Для меня бизнес — это не просто средство обогащения. Бизнес доставляет мне удовольствие, потому что он постоянно стимулирует, требует концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями».
6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Известный менеджер Л. Якокка считает: «Главная причина, по которой способным менеджерам не удается карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными».
По мнению президентов 41 крупной японской компании, нужно обладать такими качествами, как:
♦ энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%);
♦ долгосрочное предвидение и гибкость (34%);
♦ широта взглядов, глобальный подход (29% );
♦ упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10%);
♦ способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций (24%);
♦ готовность выслушивать мнение других (22%);
♦ способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%);
♦ личное обаяние (22%);
♦ умение четко формулировать цели и установки (17%);
♦ умение правильно использовать свое время (15%);
♦ готовность использовать открытый стиль управления, приветствующий сотрудничество (19%).
В книге М. Вудкок, Д. Фрэнсис «Раскрепощенный менеджер» рассмотрено, какие умения и способности необходимы менеджеру и как их можно развивать, совершенствовать.
Требуются:
♦ способность управлять собой;
♦ разумные личные цели;
♦ четкие личные ценности;
♦ упор на постоянный личностный рост и самосовершенствование;
♦ навык системного решения проблем;
♦ изобретательность и способность к инновациям;
♦ высокая способность влиять на людей и взаимодействовать с ними;
♦ знание современных управленческих подходов;
♦ способность руководить;
♦ умение обучать и развивать подчиненных;
♦ умение формировать эффективные рабочие группы.
Менеджер — специалист, занимающийся организацией работы коллектива людей на основе специальных методик и процедур. «О качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая в единое целое» (А. Морита).
Тогда менеджмент выступает как система действий, обеспечивающих слаженную работу коллективов с оптимальными экономическими результатами. Цель его — создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
История развития теории управления, менеджмента уже достаточно обширна. Ее этапы:
1. 1900-1920 гг. — зарождение менеджмента (Ф. Тейлор).
2. 1920-1940 гг. — выделение менеджмента как науки (А. Файоль) (ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и дисциплина).
3. 1940-1960 гг. — теория «человеческих отношений» (А. Маслоу), менеджмент с гуманистически-психологическим уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей).
4. 1960-1970 гг. — компьютеризация системы управления.
5. 1970-1980 гг. — ситуативный менеджмент (ведущий принцип: гибкость методов, форм управления).
6. 1980-1990 гг. — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом.
Маркетинг — это наука и искусство управления обменом, рынком.
Управленческая деятельность — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Организации без управления не существует.
Организация (предприятие, фирма) — система сознательно координируемой деятельности двух и более людей (люди могут смениться, но институированная система ролей, организация сохранится).
Основные управленческие функции — циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.
Психология управления изучает психологические закономерности в реализации основных управленческих функций. Управленческий цикл включает основные функции: планирование, организацию деятельности, регулирование, контроль.
Рис. 7.20. Управленческие функции в управленческом цикле
Планирование — это начало и основа управленческой деятельности. Готовые планы показывают, что, как, когда и кем будет выполнено. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Этапы стратегического планирования: разработка целей и программы фирмы, план развития хозяйственного портфеля (входящих в состав фирмы производств), стратегия роста фирмы. Любой план должен удовлетворять ряду принципов:
1. Он должен быть экономически обоснован и рационален (достичь конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов).
2. Должен опираться на реальные возможности организации (группы или отдельного индивида).
3. Должен быть достаточно гибким (возможность вносить изменения в план при его реализации) без ущерба для достижения поставленной цели.
Глубина планирования — это:
♦ уровень планирования целей и задач;
♦ уровень ранжированного планирования (выделяются более важные цели);
♦ уровень планирования этапов деятельности (рассматривается каждая отдельная задача);
♦ уровень планирования средств достижения цели, средств решения задачи;
♦ уровень планирования условий (анализ проблем — анализ соответствия предполагаемых средств поставленным целям и реальным условиям);
♦ уровень альтернативного планирования (оценить вероятность достижения цели с помощью выбранного средства);
♦ уровень рационального планирования (все первоначально выдвинутые цели, средства, условия, проблемы, запасные варианты представить в виде единой, рационально организованной деятельности, где отдельные планы объединены, причем так, чтобы какие-то действия выполнялись параллельно);
♦ уровень сценарного планирования (оценить вероятность возникновения проблем, трудностей, неблагоприятных ситуаций, мешающих реализации плана, изменяющих социально-экономическую обстановку; оценить причину возникновения трудностей, отделить догадки, предположения от реальных фактов и событий, определить, какая требуется дополнительная информация, какую надо уточнить, собрать, изучить, какие действия могут помочь преодолению вероятных трудностей, какие сценарии действий следует предусмотреть на все возможные неблагоприятные случаи).
Конкретизация осуществляется в тактических, оперативных, текущих планах, рассчитанных на ближайшие месяцы, квартал, год.
Обобщенный бизнес-план фирмы включает финансовый, маркетинговый, производственный, инновационный план и т. д.
Эффективность деятельности руководителя во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время. Организованность, умение составлять личный план необходимы менеджеру.
Как только план составлен, следует подготовить и обеспечить его выполнение — в этом и заключается суть организации управления. Это предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. При этом нужно определить, кто за что отвечает в процессе осуществления плана и кто с кем должен сотрудничать на разных этапах его выполнения, — это самая важная задача организации управления.
Хороший организатор не тот, кто сам успешно работает, а тот, у кого соответствующим образом работают подчиненные. Основные принципы организации деятельности (А. Файоль):
♦ четкое разделение труда;
♦ четкая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;
♦ строгая дисциплина, основанная на соглашениях между фирмой и ее работниками;
♦ принцип единоначалия;
♦ единство направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, одного руководителя;
♦ принцип подчиненности личных интересов общему;
♦ принцип справедливого вознаграждения работников;
Информация о работе Психологические требования к менеджеру и реализации управленческих функций