Психологические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Вследствие изобилия материала, который в рамках студенческой курсовой работы может быть изучен только частично и изложен только выборочно, структура данного «опуса» - довольно ветвистая. В первой части автор делает самостоятельную попытку систематизировать изученные им методы социологии управления и даже «уложить» их в иерархическую таблицу. Это необходимо для того, чтобы дальнейшее изложение материала имело обоснование располагаться в том порядке, в котором автор представляет себе систему методов социологии управления. Здесь надо учитывать, что, как правило, систематизация и классификация условны, основания их могут быть различными, и в данном случае применено лишь одно основание.

Содержание

Введение 1
Общие представления о системе методов социологии управления 4
Социологические методы управления 11
Методы социологии управления, используемые в социальном планировании 12
2.1.1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов 13
2.1.2. Методы формализованного представления систем 19
2.1.3. Методы исследования информационных потоков 21
Социологические методы исследования 23
Элементы, регулируемые социологическими методами 24
Понятие и виды социологических исследований 28
Психологические методы управления 31
3.1. Сфера, регулируемая психологическими методами 31
Способы психологического воздействия 38
Манипулирование как форма решения управленческих задач 43
Эффективность применения социально-психологических методов управления 46
Заключение 49
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсовая - текст.docx

— 156.54 Кб (Скачать)

Как уже было упомянуто выше, одним из наиболее распространенных количественных методов сбора первичной информации является опрос. Опрос является универсальным средством получения количественной информации об общественном мнении, состоянии сознания людей, оценках населения о процессах, происходящих в обществе т. д. Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации - сам человек (респондент). Этот метод позволяет широко охватить различные сферы общественной жизни, он экономичен, так как, опросив относительно небольшое количество людей, можно судить о различных социальных феноменах и тенденциях развития социальных процессов в обществе в целом. Но отрицательной стороной опроса является то, что на его основе получают субъективные оценки опрашиваемых людей, которые не всегда могут соответствовать действительности.

Как говорилось выше, существует две основные разновидности социологического опроса: анкетирование, когда опрашиваемый заполняет вопросник сам в присутствии анкетера или без него и интервьюирование, когда интервьюер лично общается с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

В арсенале современной социологии в настоящее время числятся более сорока видов качественных исследований, которые представлены в многочисленной литературе.

Одним из широко распространенных и эффективных качественных методов сбора и анализа социальной информации является метод фокус-группы. Это способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т. п. Данный метод применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он комбинирует количественный и качественный подходы,  включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки (группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические методы управления.

 

Возвращаясь к условной классификации  методов социологии управления, показанной на рисунке № 1, психологические  методы можно отнести к ветке, касающейся прагматического аспекта, названной «социально-психологические  механизмы». Мы выносим эту тему в отдельную главу работы специально. Психологические методы могут быть эффективно использованы лишь в тех системах управления, где грамотно применяются все описанные выше гносеологические и прагматические способы и подходы.

 

3.1. Сфера, регулируемая  психологическими методами

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. (Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов, показана на рисунке 4.) [6]

Психологическое планирование – направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости всестороннего развития личности человека, устранения тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, планирования психологического климата и достижения конечных результатов. [13]

К результатам психологического планирования мы относим: формирование подразделений на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе; формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия; минимизацию конфликтов; разработку карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры.

 

Рисунок № 4. Элементы, регулируемые с помощью психологических  методов






















 

Знание методов исследования отрасли психологии позволяет сделать правильный анализ душевного состояния людей, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация постепенно входят в практику управления. [5]

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16-факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений Фрейда, теория на основе классификации ролей поведения и др.

Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый порыв, стимул. Мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности, иногда ради других человек забывает себя. Типичными экстравертами в истории были Петр I, летчик В. П.Чкалов и др.

Интроверт замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в разговоре.

Характеры с точки зрения отношения человека к внешнему и  внутреннему миру проявляются и в отношении к окружающей действительности, и к другим людям (позитивное, нейтральное, негативное), и по отношению к себе (завышенная самооценка, нормальная, заниженная), и к работе (учебе).

Направленность  личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается сточки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные  способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице. Главное внимание следует обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, средний, низкий). Способности рационального мышления - неотъемлемое требование к руководящему персоналу и специалистам. Уровень сознания определяет соответствие сотрудника моральному кодексу предприятия. Логические способности важны в инженерной и научной деятельности. Интеллектуальные способности можно выявить с помощью психологических методов тестирования. Память человека является важным компонентом интеллектуальных способностей. Существуют значительные различия в объеме долговременной и оперативной памяти разных людей.

Методы познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ предполагает изучение явления на основе классификации, разделения на элементы, определения альтернатив, исследования внутренних закономерностей. Синтез, наоборот, основан на построении системы из отдельных элементов, исследовании внешних закономерностей и связей. В процессе познания анализ и синтез используются совместно, например, при построении схемы организационной структуры управления предприятием.

Индукция представляет собой  умозаключение от частного к общему на основе исследования разнообразных  фактов и событий, по результатам  которого разрабатывается гипотеза (общее утверждение) об определенной закономерности. Дедукция, наоборот, представляет собой умозаключение от общего к частному, когда выдвигаются гипотезы (правила, принципы) в форме абсолютной истины, из которых делается вывод о частных закономерностях. Примером применения методов индукции и дедукции является разработка философии предприятия.

Познание действительности осуществляется путем ощущения и восприятия внешнего мира и информации. Они являются предметом психологии, и существуют специальные методы их развития. Философия рассматривает познание как процесс от живого созерцания до абстрактного мышления.

Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства. Художественные образы используются для эстетического и культурного воспитания сотрудников предприятия, прежде всего молодежи. Графические образы составляют неотъемлемую часть инженерной деятельности, особенно с применением современных мультимедийных технических средств, когда проектирование новых технологий идет на компьютере. Визуальные образы весьма, полезны в кадровой работе, т.к. позволяют обеспечить узнаваемость конкретной личности в трудовом коллективе.

Психологические образы являются идеальной формой отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Психологические образы на чувственной ступени познания формируются путем ощущения, восприятия и представления. В процессе мышления образы формируются на основе понятий, суждений и умозаключений.

Материальной формой воплощения образов выступают практические действия, разговорный язык, письменность, различные знаковые модели. В процессе управления чаще всего используются исторические, художественные, графические, аудиовизуальные и знаковые образы. Исторические образы широко используются путем описания жизни великих людей для воспитания молодых работников и обоснования принимаемых решений.

Художественные образы являются важным компонентом дизайна помещений офисов, формирования культуры управления и технической техники. Графические образы широко используются в регламентации управления (схемы, графики, модели, генпланы) и для обоснования принятия решений. Аудиовизуальные образы являются неотделимой частью современной компьютерной и телевизионной техники, обеспечивающей работников своевременной информацией в режиме диалога «человек – машина». Знаковые образы позволяют использовать математические методы для принятия управленческих решений (матрицы, модели управления, кроссворды и др.).

Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде синусоиды колебаний или броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе (коллективе, семье), к которой принадлежит человек.

Общественная мораль зависит  от экономического строя общества, национальной принадлежности, социального класса, уровня жизни, образования и ряда других признаков, формирование общественной морали исторически на протяжении многих тысячелетий осуществляет религия и фиксирует в священных писаниях (Библия, Коран) в виде образцов поведения Бога, ангелов и дьявола.

Выделяют пять основных форм поведения человека в социальной группе:   «ангельское», высокоморальное, нормальное, аморальное поведение, «дьявольское». [6]

«Ангельское» настроено на образцы сверхъестественного поведения, отрицание зла и насилия, фетишизацию принципа «человек человеку друг, товарищ и брат». Очень мало людей в обществе могут быть отнесены к данной форме поведения.

Высокоморальное поведение провозглашает человеческую добродетель, соблюдение только высоких принципов поведения (честность, порядочность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и др.). Во всех государствах носителями высокой морали считаются аристократия, священнослужители и интеллигенция.

Нормальное поведение построено на выполнении принципов общественной морали, допускающее отклонения и недостатки, признающее диалектическое единство добра и зла, власти и денег. В зоне нормального поведения находится большая часть общества или трудового коллектива.

Аморальное поведение свойственно людям, постоянно нарушающим моральный кодекс общества. Личные интересы, мотивы и потребности люди данного типа ставят выше сложившихся норм в социальной группе, они не чувствуют угрызений совести при нарушении закона и религиозных заповедей. Аморальное поведение свойственно отсталой части трудового коллектива (пьяницам, бездельникам, прогульщикам, бракоделам), которые со временем переходят в преступную среду или пополняют ряды изгоев общества («бомжей» и бродяг).

Информация о работе Психологические методы управления