Психологические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Вследствие изобилия материала, который в рамках студенческой курсовой работы может быть изучен только частично и изложен только выборочно, структура данного «опуса» - довольно ветвистая. В первой части автор делает самостоятельную попытку систематизировать изученные им методы социологии управления и даже «уложить» их в иерархическую таблицу. Это необходимо для того, чтобы дальнейшее изложение материала имело обоснование располагаться в том порядке, в котором автор представляет себе систему методов социологии управления. Здесь надо учитывать, что, как правило, систематизация и классификация условны, основания их могут быть различными, и в данном случае применено лишь одно основание.

Содержание

Введение 1
Общие представления о системе методов социологии управления 4
Социологические методы управления 11
Методы социологии управления, используемые в социальном планировании 12
2.1.1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов 13
2.1.2. Методы формализованного представления систем 19
2.1.3. Методы исследования информационных потоков 21
Социологические методы исследования 23
Элементы, регулируемые социологическими методами 24
Понятие и виды социологических исследований 28
Психологические методы управления 31
3.1. Сфера, регулируемая психологическими методами 31
Способы психологического воздействия 38
Манипулирование как форма решения управленческих задач 43
Эффективность применения социально-психологических методов управления 46
Заключение 49
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

курсовая - текст.docx

— 156.54 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                      1

  1. Общие представления о системе методов социологии управления            4
  2. Социологические методы управления                                                          11
    1. Методы социологии управления, используемые в социальном планировании                                                                                                                              12

2.1.1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов  13

2.1.2. Методы формализованного  представления систем                                     19

2.1.3. Методы исследования информационных потоков                                       21

    1. Социологические методы исследования                                                       23
      1. Элементы, регулируемые социологическими методами                             24
      2. Понятие и виды социологических исследований                                         28
  1. Психологические методы управления                                                           31

3.1. Сфера, регулируемая  психологическими методами                                       31

    1. Способы психологического воздействия                                                      38
    2. Манипулирование как форма решения управленческих задач                   43
    3. Эффективность применения социально-психологических методов управления                                                                                                                           46

Заключение                                                                                                                49

Список используемых источников                                                                          52

 

 

Введение

 

Тема  «Методы социологии управления»  имеет сугубо практическую актуальность. Так сложилось, что в производственных коллективах и в бизнесе руководителями по большей части являются представители любых профессий, кроме профессии управленца. Архитектурными мастерскими руководят архитекторы, инженерными центрами – инженеры, лечебными учреждениями – врачи, учебными заведениями – учителя и т.д. Даже в системе государственной и муниципальной службы на поверку оказывается, что должностными лицами становятся те же инженеры, врачи и учителя. Если говорить об управлении общественными организациями, то здесь руководителем может оказаться человек, не имеющий вообще высшего образования.

В современном обществе принято повышать квалификацию руководителей, обучая их приёмам государственно-муниципального, производственного и общественного управления. Они получают большое количество сведений об истории управления, много другой полезной информации, среди потока которой сами методы управления не часто выставляются на первый план.

В учебных пособиях по различным управленческим дисциплинам сведения о методике управления подчас даются весьма скупо. Так, например, в ряде учебников по социологии управления в полторы-две страницы укладывается сухое перечисление ряда административных и экономических методов и социально-психологических механизмов. Управленцы, желающие ознакомиться с другой литературой о методике управления, напротив, рискуют утонуть в обилии объяснений и описаний различных приёмов и методов, которыми с увлечением делятся с читателем влюбленные в эту тему авторы.

Часто энтузиасты-читатели выбирают для себя одну из модных и упоминаемых в СМИ методик, пользоваться которой на практике им оказывается не под силу. В то же время социология управления владеет широкой базой управленческих методик. Как никакая другая дисциплина она способна вооружить управленцев знаниями, которыми они могут оперировать в практической деятельности и добиваться успеха.

При беглом ознакомлении, сведений о методах социологии управления много и расположение их в информационном поле хаотично. Поэтому автор данного исследования ставит для себя предельно простые и незамысловатые задачи.

Первая  задача: получить как можно более  полное представление о разнообразии методов социологии управления. Вторая – попытаться систематизировать информацию об этих методах с целью получить ясное представление в целом о структуре, о методологии управления. Третья задача требует выделить место непосредственно социологии и её обширной методологической базы в практике управленческой деятельности. Четвёртой, весьма интересной для автора, задачей является ознакомление с системой социально-психологических механизмов, которые позволяют найти человеческий, личностный подход к объекту управления, что очень важно начинающему руководителю.

Вследствие  изобилия материала, который в рамках студенческой курсовой работы может быть изучен только частично и изложен только выборочно, структура данного «опуса» - довольно ветвистая. В первой части автор делает самостоятельную попытку систематизировать изученные им методы социологии управления и даже «уложить» их в иерархическую таблицу. Это необходимо для того, чтобы дальнейшее изложение материала имело обоснование располагаться в том порядке, в котором автор представляет себе систему методов социологии управления. Здесь надо учитывать, что, как правило, систематизация и классификация условны, основания их могут быть различными, и в данном случае применено лишь одно основание.

Вторая  часть посвящена социологическим  методам управления. Здесь учитывается высокая степень энтропии достижений науки социологии в такие сферы управленческой деятельности как планирование и организация деятельности. С целью сделать изложение более чётким мы делим вторую часть работы на подтемы. Первая - это «Методы социологии управления, используемые в социальном планировании», среди которых в свою очередь выделены «Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов», «Методы формализованного представления систем управления», «Методы исследования информационных потоков». Вторая подтема – «Социологические методы исследования». Здесь мы тоже выделяем «Элементы, регулируемые социологическими методами» и «Понятие и виды социологических исследований».

Третья  часть работы посвящена социально-психологическим  механизмам управления, среди которых  наибольший интерес представляют психологические методы. Здесь также отдельно описана сфера, регулируемая психологическими методами, свой подраздел посвящён способам психологического воздействия. Особого внимания, по мнению автора, заслуживает приём манипулирования, которому также посвящён раздел в третьей части работы.

Четвёртый раздел третьей части подытоживает материал рассуждениями о практическом применении методов социологии управления и особой пользе психологических механизмов, позволяющих создать атмосферу комфортного творческого труда.

Заключением курсовой работы является попытка сделать  самостоятельные выводы из изученного и изложенного материала. Автор не претендует на постижение истины в конечной инстанции и надеется, что работы коллег, которые тоже обратят внимание на тему «Методы социологии управления», дадут ему возможность обогатить свое знание этого предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие представления о системе методов социологии управления

 

Говоря о понятии метода с точки зрения социологии управления, мы всегда имеем в виду два основных его толкования. Во-первых, метод – это сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели. Во-вторых, это способ познания, исследования явлений природы и обществ, самой жизни с целью построения и обоснования системы знания.

Само пор себе управление как использование его механизмов не эффективно без включения процесса познания объекта управления. Социология управления (далее – СУ) как наука возникла из потребности добиться эффективности взаимодействия его субъекта и объекта. Поэтому процессу познания мы отводим одну из ведущих ролей.

Исходя из такого понимания, предлагается рассматривать тему методов  социологии управления так, как трактует её Г.А. Пестова в составленном ею учебном пособии. Она утверждает: «В социологии управления понятие методологии рассматривается в двух аспектах - гносеологическом и прагматическом: в гносеологическом аспекте как совокупность основных принципов познания (изучения) социальной реальности и проблем управления, в прагматическом аспекте это - совокупность методов управления, то есть как технологии управления, применяемые в практической деятельности». [12; С. 25]

В то же время авторы большинства  других пособий, говоря о методах  СУ, сразу предлагают к изучению способы управления, применяемые в практической деятельности. Соединяя эти два подхода, представляем себе систему методов в виде иерархической таблицы (см. рис. № 1).

Подобный подход ни в коем случае не разделяет гносеологический и прагматический аспекты на самостоятельно употребляемые направления разработки методик управления. Напротив, предполагается энтропия методов, которые для ясности понимания мы рассматриваем под этими двумя заданными углами зрения.

 

 

Рисунок № 1. Система  методов социологии управления.

Современная социология управления, как и общая социология, в научном  поиске использует методологию, сочетающую теоретические, эмпирические и гипотетические (социальное моделирование и прогнозирование) подходы. Г.А. Пестова делит все теоретические методы, используемые социологией управления, на три основные группы – общенаучные методы, социологические и специфические методы социологии управления.

Общенаучные методы предполагают наличие причинно-следственных связей между явлениями, рассматривают  их в непрерывном развитии, различая при этом объективные характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется социология управления, базируются на принципах объективности, конкретности, системности, комплексности, историзма и единства теории и практики.

Особенность социологических  методов определяется характеристиками социума, которые требуют изучения общества во всем его разнообразии. С этих позиций важнейшими для  социологии являются социально-философский  метод, метод структурно-функционального и системного анализа. Важной составляющей является группа социологических методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность. К этой группе относятся методы сбора, обработки и интерпретации полученной информации. Основная черта прикладных исследований - практическая направленность.

Социология управления тесно связана с общей социологией, тем не менее, исследователи, как отмечает Пестова, предпринимают попытки приписать социологии управления собственный инструментарий познания, зависящий от подхода к анализу социальной организации. К специфическим методам социологии управления они относят:

- организационно-структурный  анализ - познание организации через  ее структуру;

- коммуникационный анализ – анализ системы связей, образующихся между членами организации;

- социотехнический метод – изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

- инновационный анализ – изучение организации с позиций её развития.

В своём учебном пособии  Г.А. Пестова обращает особое внимание читателя на комплексность применения методик: «Рассматривая каждую из сторон организации, необходимо восприятие ее в целом, поэтому выше перечисленные специфические методы исследования в социологии управления эффективны лишь в комплексном исследовании. Используя лишь один или группу методов, можно придти к одностороннему и даже извращенному толкованию организации и принципов управления».[12; с. 27]

Рассматривая методы СУ в  прагматическом аспекте, можно опираться  на классификацию, признанную большинством авторов учебных пособий и  другой рекомендательной литературы. [17]; [18] Они делят методы социологии управления на три группы.

Первая группа – это  организационно – административные механизмы. Сюда входят:

система законодательных  актов страны;

система нормативных документов вышестоящих структур управления;

система, разрабатываемых  в организации, фирме планов, программ, заданий;

система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий, перераспределение полномочий).

Этот механизм предусматривает управление, основанное на иерархическом подчинении объекта субъекту управления. Оно может быть трёх видов:

1. вынужденное и внешне навязанное подчинение «сверху - вниз»;

Информация о работе Психологические методы управления