Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3


1 Система социальной политики

Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5


2 Социальная политика Казахстана

2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7

2.2 Социальное страхование …………………………………………………10

2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12

2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22


Заключение ……………………………………………………………..…..

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     В то же время сложные условия переходного  периода, социально – экономические  перемены породили ряд негативных факторов и в области образования. Принятые Конституция РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» и другие законодательные акты вступили в противоречие с действующим законодательством республики в области образования. К концу 90-х годов, изменившиеся реалии в жизни казахстанского общества выявили несоответствие нормативно – правовой базы образования ее дальнейшему развитию.

     Новые образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и воспитания молодежи потребовали целесообразность принятия единого Закона «Об образовании», которые был принят 7 июня 1999 г. Парламентом РК. Он рассматривал несколько вопросов:

     - в рамках уровня дошкольного воспитания и обучения предусматривается обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

     - законодательно закреплено то, что окончившие 9-й класс будут иметь право поступать в колледж, что значительно сократит количество безработных среди подростков и расширит их возможности в получении образования;

     - сокращение нормативного срока обучения в вузе для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по однородной специальности, аналогичные льготы предусматриваются и для обучающихся в магистратуре;

     - по новому законопроекту в систему образования страны включаются также негосударственный сектор образования, международные и иностранные учреждения образования и их филиалы;

     - принципиально решаются вопросы  информатизации, интеграции образования, науки и производства, а также внедрения в учебный процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

     - в связи с ростом количества  духовных организаций образования  потребовалось определить принцип  формирования их контингента.  Прием в них теперь будет осуществляться только из числа граждан, получивших среднее образование;

     - законодательно закреплено право  специалистов на бесплатное  - один раз в пять лет, повышение  квалификации в учреждениях дополнительного  образования;

     - более четче излагаются вопросы лицензирования образовательной деятельности: подлежат лицензированию филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории РК; впервые лицензированию подлежит деятельность дошкольных и внешкольных учреждений образования.

     В соответствии с новым Законом обучение и организация учебно – воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

     - воспитание казахстанского патриотизма,  осуществляемое через познание  национальных, этнокультурных традиций и обычаев, через обучение родному языку, привитие уважения к историческому прошлому своего народа;

     - правовое образование, формирующее  высокую правовую культуру и  правовое сознание;

     - гражданское образование, опирающееся  на концепцию гуманитарного образования;

     - воспитание экономического, экологического, нравственного, художественно –  эстетического мышления.

     Таким образом, новый Закон предусматривает  несколько краеугольных новшеств, по которым углубляется процесс  демократизации управления сферой образования. [14 С.136]

     В Послании народу Казахстана Президент  задал новую ступень в реформировании системы образования. Это приближение  системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к  мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. [7, III, 17]

     3) Культура

     Развивая  конституционные гарантии, Концепция  социокультурного развития РК, утвержденная 17 ноября 1993 года Национальным советом  по государственной политики при Президенте РК, во главу государственной культурной политики поставила задачу духовного обогащения людей, высокой культуры труда, быта, досуга, всесторонней развитости личности и внутренней интеллигентности личности, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также обеспечение сбережений многовекового культурного наследия народов Казахстана, гарантированного представления свободы творчества и самовыражения с сфере литературы, культуры и искусства.

     В социокультурном развитии государства  должное внимание уделяется также  самобытности культур всех народов, проживающих в республике, ибо  любая культура – неповторимая, незаменимая ценность и именно через  нее тот или иной народ наиболее полно показывает себя миру. Эти их конституционные права по обеспечению и развитию культурной самобытности получили свое дальнейшее законодательное закрепление в законах об охране и использовании историко-культурного наследия, об авторском и смежных правах, о культуре, о языках в РК. Особое место в Законе занимает положение о принятии мер по выявлению, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в РК.

     Также следует отметить, что культура, как никакая другая сфера оказалась в переходный период в правовом вакууме. За 1991-1995 гг. в сфере культуры был принят всего один Закон – «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Проект же Закона «О культуре» разрабатывался с 1991 года и был окончательно принят 24 декабря 1996 года. Поэтому отсутствие фундаментальных законодательных актов в этой сфере существенно повлияло на социокультурную ситуацию. [14 С.139] 

     Эти законодательные акты легли в  основу реформирования всей системы  социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры, летальной  проработки и осуществления конкретных путей государственной социально  – культурной политики независимой  Республики Казахстан.

 

      Заключение 

     В течение почти 15 последних лет  XX века казахстанское общество находилось в состоянии переходного периода. С середины 80-х годов, - в составе СССР под лозунгом перестройки, а с начала 90-х – в условиях самостоятельного развития Казахстана, в рамках курса радикальных реформ оно переживает процесс ломки сложившихся за предшествующую советскую эпоху основ идеологии, экономической, политической, социальной и духовной жизни. Эти годы оказались для Казахстана как важной исторической вехой для строительства независимого суверенного государства, так и периодом трудного и неоднозначного поиска новых форм социально – экономического и политического развития, оптимальных путей вхождения в мировое сообщество. В этот период появилась необходимость решать вопросы, связанные с предложением рабочей силы, ее квалификационными характеристиками, уровнем занятости населения, социальной защищенности, демографической ситуацией, репродуктивным поведением населения. В этих условиях проблема выработки новой социально – культурной политики государства стала одним из актуальных задач. Необходимо было достигнуть определенного уровня равновесия в общественной жизни, разрешить социальные противоречия, сохранить или восстановить баланс стратегических и тактических общественных противоречий.

     Несмотря  на сложности переходного периода  в республике со второй половины 90-х  годов велись активные поиски борьбы с безработицей, проведения реформ пенсионного обеспечения и здравоохранения, сфер образования и культуры. И  как результат, с конца 1999 г. государство стало регулярно выплачивать пенсии, социальные пособия и начала активную борьбу с бедностью и безработицей, а 2000 год был объявлен Годом поддержки культуры. В республике повсеместно начато движение за воссоздание, восстановление объектов культуры. В то же время в этот период социально – экономическая ситуация в республике не позволила разрешить все проблемы, стоящие перед социально – культурной сферой страны. Поэтому дальнейшее совершенствование социально – культурной политики остается важнейшей и актуальной задачей государства.

     В Конституции РК заложена основа для  построения в Казахстане социального  государства. Построение же государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен. Но Новый Казахстан все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе. Тогда, 10 лет назад, мы не ошиблись в своем выборе. Именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития. Мы сформировали фундамент совершенно новой экономической системы, демократического правового государства, укрепили современные общественные институты, существенно изменили качество и стандарты жизни. Мы добились внутренней стабильности, обеспечили надежность социальной базы развития, создали лучшую в регионе экономику. Мы перестали быть государством третьего мира. Это – главный итог нашей работы за прошедшие 10 лет. [7, II]

 

       Список использованной  литературы 

  1. Конституция Республики Казахстан: принята в 1993 году. – 35 С.
  2. Конституция Республики Казахстан: принята 30 августа 1995 году. – 40 С.
  3. Закон РК «Об обязательном социальном страховании». - Алматы. Жети Жаргы. 1996.
  4. Закон РК «Об охране здоровья народа РК». Алматы. Жеты Жаргы. 1998. – 50 С.
  5. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы:  Бiлiм. 1997. – 150 С.
  6. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. Алматы: Казахстан. 1993
  7. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.
  8. Постановление Правительства РК от 12 мая 1957 г. № 819.
  9. Ведомости ВС РК. 1995. №9-10.Ст. 60
  10. Сборник нормативных актов о пенсионном обеспечении. Алматы. 1998. – 50 С.
  11. Вопросы труда. № 11.1999. – 60 С.
  12. Статсборник. Уровень жизни населения в Казахстане. – 250 С.
  13. Архипов А.П. Страхование. Современный курс: учебник // Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. – М.: Финансы и статистика. 2006. – 416 С.
  14. Баймагамбетов С. Современная социально – культурная политика РК: исторический анализ. – Астана: «Елорда».2001. – 250 С.
  15. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект. 2001. 550 С.
  16. Политология. Энциклопедический словарь. – М.: «Экономист».1993. – 380 С.
  17. Сахариев С.С. Современный курс экономической теории: учебник 2// Сахариев С.С., Сахариева А.С. – Алматы: «Данекер». 2002. – 280 С.
  18. Социологичекий энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред. – координатор – академик РАН Осипов Г.В. – М.: ИНФРА.1998. 488 С.
  19. Жолдасбаев С. Уверенность в завтрашнем дне // Казахстанская правда. – 2007. – 1.

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан