Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.
2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.
3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.
4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Система социальной политики
Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5
2 Социальная политика Казахстана
2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7
2.2 Социальное страхование …………………………………………………10
2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12
2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22
Заключение ……………………………………………………………..…..
Список использованной литературы
В целях смягчения безработицы в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года:
Казахстанский
бизнес уже прочно стоит на ногах,
начинает осознавать свою социальную
ответственность и выстраивать
свою деятельность в соответствие с
ней. Пример в этом подают наши национальные
компании и крупные инвесторы, выделяя
средства на благотворительность, проекты
в образовании, здравоохранении, спорте
и культуре, оказывая реальную поддержку
социально незащищенным гражданам. Для
бизнеса – среды такая практика должна
стать нормой так, как это происходит в
развитых странах. [7, II, 13.]
2.4 Здравоохранение,
образование и культура
1) Здравоохранение
С начала приобретения Казахстаном статуса независимого государства в развитии здравоохранения имели место трудности, вызванные социально-экономическими реформами переходного периода. Начиная с 1991г. До 2000г., практически по всем показателям системы здравоохранения наблюдался резкий спад. Число больниц и больничных коек в 1999г. Сократилось почти в 2 раза по сравнению с 1991г., число врачей и численность среднего медицинского персонала сократилось на 22,3% и 44,5% соответственно.
С введением Указов Президента, имеющих силу Закона «О медицинском страховании граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и порядке оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.
В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском страховании граждан» ОМС является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов. [9, ст.60] Страховые платежи – взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения – за счет средств бюджета в соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя – в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. [9, ст.60] Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.
Основой
для дальнейшего
- обеспечение государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области охраны здоровья;
- доступности, преемственности
ответственности за их реализацию;
- социальной защищенности
- социальной справедливости и
равенства в получении
- развития здравоохранения в
соответствии с потребностями
населения и создания равных
условий для организаций,
- ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан;
- ответственности медицинских и
фармацевтических работников, а
также лиц, имеющих право на
занятие медицинской и
- ответственности граждан в
На работодателей возлагается ответственность за экологическое благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных факторов производства; ущерб, причиненный здоровью граждан и др. В настоящее время общее положение в здравоохранении значительно улучшилось, строится современная база для медицинского обслуживания населения, растет число медицинских кадров.
Система
здравоохранения республики в 2007г.
включала в себя 1055 больниц на 119,6
тысяч коек, число врачей и среднего медицинского
персонала составило соответственно 59,4
и 130,0 тыс. человек.
Рисунок 2. Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом
на 100 000
населения
Законом определена организация охраны здоровья граждан, государственная система здравоохранения, полномочия юридических и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, порядок и выдача лицензий, а также меры по обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения.
По
существу настоящий Закон определил
правовые, экономические и социальные
основы охраны здоровья граждан а
РК, регламентировал участие
В Послании народу Казахстана Президент выделил основные задачи в области здравоохранения, которые следует реализовать:
- добиться результативности и повышения качества медицинских услуг путем пересмотра механизмов управления, финансирования, координации и контроля в сфере здравоохранения. Следует также внедрить систему отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему внутреннего контроля и внешнего аудита.
- подготовить программы для повышения средней продолжительности жизни, снижения показателей детской и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и темпов роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом;
-
начальная медицинская
-
в ближайшие три года надо
построить с использованием
- должны быть созданы стимулы для развития конкурентного рынка медицинских услуг и услуг медицинского страхования, доступных населению. [7, II]
2) Образование
Одним из первых нормативно – правовых актов стал Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, заложивший правовую основу происходящих условий в системе образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной политики в области образования согласно статьи 3 были определены:
- равенство прав всех граждан РК на получение образования;
-
бесплатность образовательных
-
разнообразие учреждений
-
непрерывность процесса
- научный характер, правовая и экологическая направленность;
-
опережающее развитие
- светский характер образования в государственных учреждениях;
-
независимость образования от
политического и
Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.
Следующим правовым актом стала первая Конституция РК, принятая 28 января 1993 года. Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», принятый в 1993 году, в соответствии с Конституцией 1993 г. и Законом «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно – педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.
Правовые основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных учреждениях. Получение среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.
Развитие сферы образования является одним из главных приоритетов укрепления суверенитета и государственности страны. Для независимого Казахстана высшим приоритетом развития стало сохранение достигнутого уровня и дальнейшее развитие образования. Статистика образования – отрасль статистики, изучающая деятельность дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций технического и профессионального и высшего образования. Дошкольное воспитание и обучение. В 2007г. в республике действовало 1500 постоянных дошкольных организаций, в которых воспитывалось 232,9 тысяч детей. Общее число дошкольных организаций в стране уменьшилось с 8881 в 1991г. до 1500 в 2007г. За последние годы в республике наблюдается увеличение численности воспитанников дошкольных организаций. Так, в 2007г. Она составила 232,9 тыс. детей против 133,2 тыс. – в 2000г. Среднее образование занимает особое место в системе образования, оно является уровнем непрерывного образования и включает среднее общее и техническое профессиональное обучение. На начало 2007/08 учебного года в республике действовало 7958 дневных общеобразовательных школ, с численностью учащихся в них 2627,3 тыс. человек. В 1991 – 1992г.г. учебном году число дневных общеобразовательных школ составляло 8575 с численностью учащихся 3147,4 тыс. человек. За последние 17 лет число школ сократилось на 7,1%. На начало 2007 - 2008гг. система среднего и технического профессионального образования республики насчитывает 313 профессиональных школ (лицеев) и 460 колледжей с численностью учащихся 106,8 и 499,6 тыс. человек. По сравнению 1991-1992гг. число профессиональных школ (лицеев) уменьшилось на треть, в то время как число колледжей увеличилось почти на 2 раза. Высшее образование на начало 2007-2008гг. в республике действовало 167 высших учебных заведений с численностью студентов 717,1 тыс. человек. За годы независимости число высших учебных заведений увеличилось в 2,7 раза (61 в 1991-1992гг.), численность студентов в ВУЗах имеет положительную динамику, что свидетельствует о престижности и значимости статуса высшего образования. (288,4 тыс. чел в 1991-1992гг.).
Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан