Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3


1 Система социальной политики

Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5


2 Социальная политика Казахстана

2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7

2.2 Социальное страхование …………………………………………………10

2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12

2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22


Заключение ……………………………………………………………..…..

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Таблица 1

Численность получателей государственных социальных пособий и средние

размеры назначенных месячных пособий

годы всего тыс.человек Распределение по полу,% Средний размер месячного пособия
мужчины женщины
1999 596,2 62,5 37,5 3 253
2000 608,6 63,3 36,7 3 441
2001 637,8 62,8 37,2 3 391
2002 792,3 62,7 37,3 3 630
2003 791,8 60,7 39,3 3 391
2004 786,4 60 40 3 647
2005 790,4 61,5 38,5 3 824
2006 773,8 58 42 5 562
2007 764,6 57,5 42,5 7 528
2008 748,4 56,8 43,2 8 346
 

Сегодня у государства появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение  социального обеспечения казахстанцев. И мы эту возможность реализуем». [7, 9С.]

     2) защита и улучшение положения инвалидов

     Одним из важных направлений социальной политики является улучшение положения инвалидов. В настоящее время на государственном социальном обеспечении находится более 400 тысяч инвалидов или 2,6% от всего населения (из них почти 45 тыс. детей-инвалидов), большинство из которых ограничены в возможности работать и иметь одинаковые с другими гражданами условия для получения доходов. В настоящее время действует закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005г. «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», определяющий права инвалидов на социальную защиту, интеграцию в общество, обеспечение доступа к информации, образованию, свободному выбору рода деятельности с учетом состояния здоровья, бесплатную гарантированную медицинскую помощь, профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство. В части совершенствования социального обслуживания разработаны государственные стандарты социального обслуживания и расширен перечень оказываемых социальных услуг.

     Таблица 2

Численность инвалидов всех категорий по группам  инвалидности 

периоды Численность инвалидов в том  числе Женщины инвалиды, имеющие детей
всего из них женщин I группы II групы III группы дети инвалиды до 16 лет
1999 358 453 ……… 38 538 175 96 99 531 44 468 2 751
2000 383 703 210 965 41 770 181 137 110 990 49 806 2 504
2001 388 711 189 317 42 354 181 163 116 101 49 093 2 230
2002 391 650 183 433 42 504 182 839 118 585 47 722 2 279
2003 391 311 174 806 40 010 183 942 120 357 47 002 10 807
2004 396 669 172 663 39 154 186 922 123 610 46 983 10 372
2005 404 780 175 626 36 803 187 157 127 703 47 590 1420
2006 407 745 174 883 35 906 184 056 132 939 46 765 1456
2007 409 170 173 137 36 178 183 748 135 673 44 935 1464
 

       Для определения основных направлений государственной политики социальной защиты и реабилитации инвалидов на ближайшую перспективу в республике разработана и действует «Программа реабилитации инвалидов на 2006-2008гг.», целью которой является совершенствование системы реабилитации, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов.

     3) обеспечение занятости населения

     В начале 90-х годов наряду с блоком экономических законов был принят ряд других, сыгравших свою роль на начальном этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗоТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

     Обострение  данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной  политики занятости населения. Основной ее целью определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда. Эти положения легли в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере занятости предусматривают: свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. [17, 241С.]

4) Государственная адресная социальная помощь

     Государственная адресная социальная помощь, предоставляемая  с января 2002г. выплачивается лицам (или семьям) со средним ежемесячным доходом на 1 человека ниже черты бедности, устанавливаемой дифференцированно для каждой области. Право на получение помощь утверждается уполномоченными органами при местных администрациях на основании рекомендаций специально создаваемых областных комиссий. Программа финансируется местными бюджетами.

Таблица 3 

Назначение  государственной адресной социальной помощи всем

категориям  населения 

периоды Назначено всего из нее  назначено АСП на детей
количество  получателей, человек среднемесячный  размер, тенге количество  получателей, человек среднемесячный  размер на одного ребенка, тенге
2003 859 802 713,7 518 643 727,9
2004 625 674 778,3 386 438 803
2005 481 721 686,9 303 761 705,5
2006 339 052 827,5 207 518 833,9
2007 224 817 933,8 137 563 936,3
 

     5) прожиточный минимум и борьба с бедностью

     Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон РК «О прожиточном  минимуме», принятый Парламентом в  ноябре 1999 года. [11, 9-10С.] Законом вводится необходимый минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем Правительством: на душу населения и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении и состоит из продовольственной корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги. Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

     Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи  малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные  размеры месячной заработной платы  и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.

     В системе социальной защиты населения  основным документом, регламентирующим вопросы социальной помощи малообеспеченным семьям, до выхода этого Закона, являлись постановления Правительства РК от 21 марта 1997 года № 382 и от 12 апреля 1996 года № 437 с внесенными в них пособиями – единое пособие на детей, которое получали все семьи, среднедушевой доход в которых не превышал двух размеров расчетного показателя в месяц. Источником выплат социальных пособий был государственный бюджет и внебюджетные государственные социальные фонды.

     Другой  формой социальной защиты малообеспеченного  населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться с 1996 года в связи с тем, что государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том случае, если фактические расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг превышали 30 процентов от дохода семьи.

     Кроме того, существовало пособие по безработице, которое выплачивалось за счет средств  Государственного фонда содействия занятости в размере не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

     Государство было не в состоянии в полном объеме выполнить обязательства по рассматриваемым  социальным выплатам гражданам и  к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы задолженности. В этих условиях стала очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей. [12, 189С.]

     В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные  правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. [11, 10С.] Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же – в 2002 г.  Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся  в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан