Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3


1 Система социальной политики

Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5


2 Социальная политика Казахстана

2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7

2.2 Социальное страхование …………………………………………………10

2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12

2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22


Заключение ……………………………………………………………..…..

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     По  данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на начало 2008г. численность получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с учетом силовых структур составила 1635 тыс. человек, или 10,5% от общей численности населения республики. Несмотря на всю революционность в реформировании пенсионного обеспечения (увеличение возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту, уменьшение числа лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введение трехуровневой системы пенсионного обеспечения, установление минимальных уровней оплаты труда и пенсий по возрасту, размеры пособий, компенсаций семьям, имеющих детей, и малообеспеченным пенсионерам), она продолжает основываться на старых принципах

       Существовавшая в этот период  в Казахстане система пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности. А кризис финансового положения существовавшего в то время Пенсионного фонда потребовал принятия радикальных изменений и безотлагательного проведения реформы пенсионного обеспечения. Эта система была основана на выплатах пенсий состоявшимся пенсионерам за счет обязательных пенсионных взносов работающих. Она была эффективна в условиях плановой директивной экономики, практически полной занятости трудоспособного населения, тотального контроля со стороны государственного аппарата и сложившегося соотношения пенсионеров и работающих граждан. Поэтому пенсионная система обеспечивала относительно высокий уровень пенсий – их размер зависел от заработной платы, полученной в последние годы работы, трудового стажа и возраста, а большое количество льгот делало выход на пенсию привлекательным. Изменение же экономической ситуации привело к нарушению функционирования сложившейся пенсионной системы. В этих условиях потребовались радикальные изменения и безотлагательное проведение реформы. Основные стратегические реформы определила Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения, утвержденная Постановлением Правительства РК от 12 мая 1997 года № 319, в котором основным принципом проведения реформы определялся переход от принципа солидарности поколений к принципу персональных сбережений.

       Другими принципами были определены:

     - государственное регулирование  пенсионной системы;

     - обеспечение гражданам права выбора осуществления пенсионных накоплений в накопительных государственном или негосударственных пенсионных фондах;

     - прямые государственные гарантии  по обеспечению установленной  минимальной пенсии для граждан, продолжительность участия которых в формировании пенсионных фондов составляет не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;

     - разграничение пенсий и других  форм социального обеспечения;

     - обязательность участие каждого  гражданина трудоспособного возраста  в формировании пенсионных накоплений, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета, на которых в то время распространялось действие Закона РК «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» имеющих выслугу лет на момент реформы более 10 лет;

     - личная ответственность трудоспособных  граждан за свое пенсионное  обеспечение в старости;

     - эффективность инвестирования в  сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;

     - право каждого гражданина на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение.

     Эта пенсия основана на принципах персонификации, что исключает какие-либо привилегии отдельным категориям граждан.  Снижение реальной заработной платы граждан на сумму их обязательных пенсионных взносов будет исключено в результате повышения начисленной заработной платы за счет уменьшения отчислений работодателей в фонды социального страхования и соответствующих изменений в учете.

     Началу  реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих предпосылки для возникновения новой системы пенсионного обеспечения в части:

     - пересмотра политики предоставления  пенсионных льгот, имея в виду  их частичное сохранение только  для военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел и Государственного  следственного комитета;

     - упрощения порядка исчисления  трудового стажа и расчета  пенсионных выплат из Государственного центра по выплатам пенсий;

     - обязательств по выплатам социальных  пенсий, пенсий по инвалидности  и пенсий в случае потери  кормильца, которые переносились  на государственный бюджет, а  в дальнейшем и на систему  обязательного страхования работников работодателями;

     - введение персонифицированного  учета пенсионных взносов и  накоплений граждан на основе  автоматизированных систем накопительных  пенсионных фондов;

     - изменение предельного возраста  выхода на пенсию мужчин и  женщин с учетом их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;

     - обеспечения регулирования и  контроля со стороны государства  за деятельностью накопительных  пенсионных фондов и компаний  по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционированию страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений. [8, 8С.]

     Эти основные положения легли в основу принятого 20 июня 1997 года Парламентом  страны Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК». С выходом этого Закона была создана нормативная база по созданию стройной системы пенсионного обеспечения, направленной на конкретного человека, а также для осуществления со стороны государства разрешительных и контрольных функций в области накопительных пенсионных фондов. Новый Закон отвечает на важнейшие вопросы: как, за чей счет, в чьих интересах, в какие сроки, под чьим контролем и кто ответственен за реализацию. Законом определялось, что граждане РК имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством РК, а иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. [10, 6С.]

     Данным Законом предусмотрен совершенно новый механизм формирования, назначения и выплат пенсий по возрасту.

     В соответствии со статьей 9 нового закона назначение пенсионных выплат из Центра предусматривалось: с 1 января 1998 года – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет; с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 года; с июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет; с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет; с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет. Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимально радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших в последствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее 20 лет. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

     Пенсионные  выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного частью первой настоящей статьи, следующим категориям граждан: мужчинам – при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года; женщинам – при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года. Пенсионные же выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством, как доля от полной пенсии пропорционально трудовому стажу на 1 января 1998 года. Статьей 10 данного Закона было установлено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются пожизненно.

     Коррективы, внесенные в пенсионное законодательство, связанные с повышением пенсионного возраста, а также перевод пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в разряд государственных социальных пособий отразились на динамике численности

пенсионеров, - и в последние годы численность  пенсионеров постепенно снижалась. Так, за период с 1998 по 2007гг. общая численность получателей пенсий в республике уменьшилась на 1183,7 тыс. человек или на 42%. С 1995 по 2007 года средний размер пенсий поднялся с 1876 тенге до 10641 тенге. [ Рисунок 1]

Существенные изменения произошли в определении социальных выплат отдельным категориям граждан. Для них в соответствии с Законом РК от 5 апреля 1999 года № 365-1 «О специальном государственном пособии в РК» с 1 апреля 1999г. Льготы, ранее предоставляемые отдельным категориям граждан, заменяются выплатой специальных государственных пособий за счет средств государственного бюджета. Эти пособия выплачиваются с учетом изменения размера месячного расчетного показателя, утверждаемого Законом о республиканском бюджете на соответствующий год (в 200 году этот показатель составил 725 тенге).

     К этой категории граждан относятся: участники и инвалиды ВОВ; лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам ВОВ; инвалиды 1,2 и 3-ей групп; многодетные матери, жертвы политических репрессий; лица, которым назначены пенсии за особые заслуги перед страной и т.д. [14 С. 112]

Ежегодно  индексируются и повышаются размеры  пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости от прежнего трудового стажа, которое коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов силовых структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются своевременно – месяц в месяц 
 

 

Рисунок  1. Численность пенсионеров и средний  размер получателей (месячной) пенсий

     .

     В своем Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года Президент РК Н. Назарбаев  уделил особое внимание вопросу роста  качества жизни казахстанцев. «В прошлые годы мы смогли решить много важнейших социальных задач. … Я поручаю сегодня Правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа. Для этого:

     - придавая исключительное значение  социальной защите материнства  и детства, с 1 января 2008 года  повысить размер единовременного  государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в 2 раза; увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижении им одного года;

     - ввести обязательное социальное  страхование беременности, родов,  материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до одного года;

     - увеличить размер базовой пенсии  и в ближайшие годы обеспечить  его сохранение на уровне 40% от  прожиточного минимума. Таким образом,  мы впервые обеспечиваем соответствие  пенсионного обеспечения Казахстана  международным стандартам. Это коснется  более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой пенсии, и ее размер в 2008 году повысится примерно на одну тысячу тенге, или более чем на 35 процентов;

     - для установления справедливости  при назначении размеров пенсии  от прежнего трудового вклада  изменить предусмотренное пенсионным законодательством ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя. Средний размер солидарной пенсии повысится до 13 604 тенге. Максимальные размеры солидарных пенсий увеличатся до 21 713 тенге в 2008 году, или на 76 процентов.

     Законодательство  по пенсионной реформе в республике подкреплено дополнительными актами по социальной защите населения, которые  предусматривают выплаты социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, а также регулируют отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на получение специального государственного пособия. С 1999 года средний размер месячного пособия поднялся на 5000 тенге.

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан