Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3


1 Система социальной политики

Сущность социальной политики государства .………………….............4
Основные направления социальной политики государства ………….5


2 Социальная политика Казахстана

2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан ……..7

2.2 Социальное страхование …………………………………………………10

2.3 Социальная защита граждан ……………………………………………12

2.4 Здравоохранение, образование и культура ……………………………22


Заключение ……………………………………………………………..…..

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Айжан курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     - предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;

       - перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

     -регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительностью). [16, 315 С.] 

 

      2 Социальная политика  Казахстана 

       2.1 Конституция РК – гарант социальной защищенности граждан 

     Обретение Казахстаном государственной независимости  поставило перед собой задачу «строительства сильного суверенного  государства с социально ориентированной  рыночной экономикой» и обусловил  формирование принципиально новых общественных отношений. [6, 8С.] При этом упор был сделан на активизацию процесса либерализации экономики. Предполагалось, что чем большую силу наберет данный процесс, тем успешней будут продвигаться экономические реформы, тем быстрее страна выйдет из острого социально-экономического кризиса. Такая логика вытекала и из рекомендаций Всемирного банка.

     В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в октябре 1997 года, Н.А.Назарбаев подчеркивал, что в течение последних шести лет мы преследовали две главные цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным независимым государством; во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы. Взятый курс на создание социально направленной рыночной экономики остро поставил проблему психологической адаптации к новым условиям независимости государства и становление идентичности у населения как  граждан Казахстана. Положение еще больше усугублялось разрывом экономических связей, спадом производства, увеличением безработицы, проблемой неплатежей, инфляционными процессами, ростом абсолютного обнищания населения. Важной проблемой для определения дальнейшего политического и экономического развития Казахстана стало выступать его соотношение с социальным развитием Республики. [5, 93С.] Одним из главных направлений стала задача обеспечения стабильности и межнационального согласия, построения общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех своих граждан и углубление демократических преобразований. Стало очевидным, что успех экономической реформы не может быть обеспечен без приоритетного развития науки, образования, культуры, без должного обеспечения здоровья и социальной защиты граждан. Поэтому в процессе выработки основных направлений внутренней политики государства потребовалось формирование принципиально новой социально-культурной политики государства. «Мы должны четко знать и понимать, - подчеркнул Президент, - что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по тому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути». [5 С.93]

     Проблемы  политики государства в социально-культурной сфере требуют самого серьезного отношения со стороны нашего государства. От своевременного решения этих проблем во многом зависят стабильность в обществе, уровень жизни населения, культурно-образовательный потенциал страны, а следовательно, успех проводимых социально-экономических реформ, призванных обеспечить достижение экономической независимости Республики Казахстан.

     Конституция и действующие законы дают всем гражданам  независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию по национальным и языковым мотивам. [2, ст.19] Конституция устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому казахстанцу необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека. Конституция РК 1993 г. Закрепляет основные направления социальной политики государства, которыми стали:

     - установление гарантированного  минимального размера заработной  платы и пенсии, социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца;

     - обеспечение гарантированного бесплатного  среднего обязательного образования;

     - обеспечение права на охрану  здоровья и бесплатное получение  гарантированного объема медицинской  помощи;

     - охрана окружающей среды, благоприятной  для жизни и здоровья человека, рациональное природопользование. [1, ст.28-31]

     В то же время анализ законодательного и нормативного обеспечения крупнейших блоков социально-культурной политики в 1991-1994 гг. показывает наличие определенных проблем, связанных зачастую с их неадекватностью складывающимся новым отношениям в обществе. Так, в данный период в социально-культурной сфере действовали:

     - в области социальной защиты:

     Закон «О минимальном потребительском  бюджете» от 6 июня 1991 года; Закон РК «О страховании» от 3 июля 1992 г.; Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (1993г.); Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (1992г.); Указ Президента РК «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992г.); Также были созданы Фонд государственного социального страхования (1992г.), Государственный фонд содействия занятости (1991г.), Пенсионный фонд (1991г.)

     - в области трудовых отношений: Закон РК «Об охране труда» от 22 февраля 1993 г.;

     - в области здравоохранения: Закон  РК «Об охране здоровья» от 19 февраля 1992г., Закон РК «О  профилактике СПИДа» от 5 октября  1994 г.;

     - в сфере образования: Законы  РК «Об образовании» от 5 марта 1992 г., «О высшем образовании» от 10 апреля 1993 г.;

     - в сфере культуры: Закон РК  «Об охране и использовании  историко-культурного наследия»  от 2 июля 1992 г.

     Эти законодательные акты представляли собой нормативный массив, в котором  регламентирующую роль играли противоречащие друг другу законы СССР, законы, принятые прежними Верховными Советами Казахской ССР и Республики Казахстан в начале 90-х годов. Эти нормативно-правовые акты были слабо состыкованы и создавали большие трудности при их практическом применении.

     Так, например, со временем социальные услуги, финансируемые как из бюджетных  средств, так и из средств предприятий, подверглись резкому сокращению в реальном выражении. Причиной этого  стало несовершенство Закона «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» от 17 июня 1991г., который был принят в совершенно иной социальной, экономической, правовой, демографической ситуации. Поэтому за небольшой срок своего действия этот Закон оброс огромным количеством поправок, порой принципиально изменяющих те или иные статьи Закона. Однако все эти изменения не приносили пенсионерам ощутимой прибавки к доходам, не смогли сдержать падения уровня пенсии. Аналогичная ситуация сложилась и в области здравоохранения, когда в начале 1992 года был принят Закон «О здоровье народа», который также в условиях изменившихся социально-экономических отношений практически не мог быть правовой основой для дальнейшего развития и функционирования данной отрасли. Поэтому Президентом РК были приняты ряд указов, имеющих силу Закона: «О медицинском страховании граждан», «О частной и платной медицине», «О донорстве крове и ее компонентов».

     С принятием  в августе 1995 года новой  Конституции РК в стране начался  очередной этап преобразований общественного  мировоззрения, создания макромодели нового казахстанского социума. Новый Основной Закон страны поставил перед РК цель – построение демократического, светского, правового, социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти права наиболее полно и последовательно раскрыты в разделе II. Человек и гражданин, ст. 10-39. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального государства, поставило перед обществом ответственность за эффективное претворение принципов Конституции в реальной жизни. Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Они были направлены, прежде всего, на защиту и поддержку государством брака и семьи, материнства, отцовства и детства, на установление гарантированного минимального размера заработной платы и назначение пенсии, социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Таким образом, задачами государства по новой Конституции становятся не только гарантия в прожиточного минимума каждого члена общества и мероприятия в сфере здравоохранения, жилищного строительства и семейной политики, но и выравнивание различий в стартовых возможностях через государственную систему образования, перераспределение национального дохода в рамках налоговой политики и регулирование рынка рабочей силы. 

       2.2 Социальное страхование  

     В советской экономике социальная защита населения и обеспечение  социальных услуг являлись почти государственным и осуществлялось государством  и его органами по двум направлениям – как государственное обеспечение и как обеспечение через предприятия. Здесь предприятия не только производили определенную продукцию, но и осуществляли важную дополнительную функцию социального обеспечения. В условиях рыночной экономики предприятия уже были не в состоянии выполнять свои функции в сфере социальной защиты трудящихся в том же объеме, что и раньше. В условиях рынка, когда предприятия стали независимыми участниками рынка, ответственность в сфере социального обеспечения полностью перешла от предприятий к государству. В результате в стране стали не удовлетворяться потребности в некоторых видах социальной обеспеченности многих слоев населения. Эти проблемы вызвали принятие Парламентом страны 18 июля 1996 года Закона РК «Об обязательном социальном страховании», в соответствии с которым к гарантированным видам социальной защиты населения, осуществимым за счет средств обязательного социального страхования, были отнесены следующие виды гарантий:

     - пенсионное обеспечение;

     - пособие по временной нетрудоспособности;

     - пособие по беременности;

     - услуги оздоровительного характера;

     - социальная поддержка на случай безработицы;

     - обязательное медицинское страхование;

     - пособие на рождение ребенка.  [3, 16С.]

     Эта система была создана государством в целях дополнительной формы социальной защиты граждан, в случае наступления с ними события, влекущего утрату трудоспособности, потерю работы или потерю кормильца. И сегодня можно уже говорить о том, что система эта эффективно работает. Обязательному социальному страхованию подлежат все работники, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением работающих пенсионеров. Годы 2005, 2006 и 2007-й предусмотрены законом как годы поэтапного внедрения системы. Ставка уплачиваемых в Государственный Фонд социального страхования социальных отчислений установлена в размере в 2005 году – 1,5 %, в 2006 году – 2 %, в 2007 году – 3 % от объекта исчисления социальных отчислений.

     С начала введения в действие системы  обязательного социального страхования по состоянию на 1 января 2007 года сумма поступивших отчислений в Государственный Фонд составил 38 866 587,2 тысячи тенге, кроме того, пени за несвоевременную уплату социальных отчислений поступило 204 299,7 тысячи тенге. За 2006 год социальных отчислений поступило на сумму 25 163 209,4 тысячи тенге, что почти в два раза больше, чем в 2005 году, когда сумма поступивших отчислений составляла 13 703 377,2 тысячи тенге. Кроме того, пеня в 2006 году составила 151 999,2 тысячи тенге, что почти в три раза больше, чем в 2005 году.

     Количество  участников системы обязательного  социального страхования, которые  при возникновении случаев социального  риска имеют право на получение  социальных выплат, то есть лиц, за которых  хотя бы раз производилась уплата социальных отчислений за последние 24 месяца, по состоянию на 1 января 2007 года составило 4 500 тысяч человек, что составляет 90,2 процента от численности занятого населения.

     Всего с начала введения в действие системы  обязательного социального страхования по состоянию на 1 января 2007 года сумма осуществляемых социальных выплат из Государственного Фонда составила 205 284,4 тысячи тенге, в том числе:

     - по случаю утраты трудоспособности  – 135 142,4 тысячи тенге;

     - по случаю потери кормильца  – 67 513,3 тысячи тенге;

     - по случаю потери работы –  2 628, 7 тысячи тенге.

     Для сравнения за 2006 год Государственным  Фондом осуществлены социальные выплаты  на сумму 195 070,4 тысячи тенге 9 595 получателям:

     - по случаю утраты трудоспособности 7 056 получателям на сумму 128 761,6 тысячи тенге;

     - по случаю потери кормильца  2 324 получателям на сумму 63 737,5 тысячи тенге;

     - по случаю потери работы 215 получателям  на сумму 2 571, 3 тысячи тенге.

     В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента 10 января 2007 года Президент РК одной из задач для нового Правительства определил продолжение работы по всем направлениям социальной политики: «В социальной сфере мы много делали для поддержки уязвимых слоев населения». И в нашей стране социальная политика, как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения, осуществляется также через систему обязательного социального страхования. Это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере. Добиваясь повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс, обязательное страхование является одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе. [19, 4С.] 

       2.3 Социальная защита граждан  

     1) пенсионное обеспечение

       Из всех стран постсоветского  периода в Казахстане осуществлены  наиболее радикальные реформы системы социальной защиты. Взяв курс на построение социально-рыночной экономики, наше государство определило главной целью проводимых реформ повышение благосостояния населения. Динамичный рост расходов на социальную сферу способствует росту возможностей для углубления социальных реформ, решению социально значимых проблем, таких как снижение безработицы, повышение уровня жизни, совершенствование системы социальных выплат, развитие пенсионной системы. Особое место в социальном обеспечении занимает пенсионная система. С 1998г. Республика Казахстан одна из первых в постсоветском пространстве внедрила накопительную пенсионную систему. В результате реформирования в стране создана смешанная пенсионная система: более полутора миллионов состоявшихся пенсионеров обеспечиваются пенсионными выплатами на солидарной основе.

Информация о работе Пролемы социальной защиты населения Республики Казахстан