Проектирование в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить технологию проектирования в социальной работе.
Цель исследования предопределила его задачи:
1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.
2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.
3. Проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов.
4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.
5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.
6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.
Объект исследования – проектирования в социальной работе.
Предмет исследования – технология социального проектирования.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии проектирования в социальной работе 6
1.1 Основные понятия проектирования в социальной работе 6
1.2 Проектное управление социальной сферы 11
Глава 2. Основы технологии социального проектирования 17
2.1 Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации 17
2.2 Виды технологий социального проектирования 19
2.3 Алгоритмы разработки социального проекта 22
2.4 Требования, предъявляемые к научно-разработанным социальным 23
проектам 23
2.5 Характеристика жизненного цикла проекта 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая томск.doc

— 188.50 Кб (Скачать)
y">    - Обоснованность. Важна реальность указанных цен и планируемых расходов.

    - Логичность – взаимоувязанность  с запланированными мероприятиями  и иными действиями

    - Соразмерность масштабу проекта

    - Эффективность расходов.

    - Создание эффекта социальной  и экономической устойчивости

    Наиболее  удобная форма представления  бюджета проекта – табличная.

    Этап  реализации

    Этап  реализации социального проекта  полностью зависит от того, насколько  успешно проведены подготовительные работы, т. е. насколько сумели концептуально  осмыслить проект, перевести концепцию в планы работ, финансирования и ресурсного обеспечения и оценить жизнеспособность проекта. На этом основании мы готовы представлять свой проект обществу и защищать его.

    1. Защита проекта. Особую проблему  составляет защита проекта, финансирование которого предполагает обращение к меценатам (благотворительный проект) и в органы государственной власти, органы местного самоуправления (бюджетный проект). Здесь поддержка во многом зависит от того, насколько удачным оказывается установление личного контакта. Поскольку это очень сложная задача с большой психологической нагрузкой на просителя средств, ему необходимо предпринять защитные меры.

    2. Управление проекта. В зависимости  от характера и масштабов проекта  необходимо избрать структуру  управления им на этапе реализации.

    Управление  проектами может осуществляться разными способами, которые в  основном сводятся к трем управленческим структурам: функциональной, матричной  и проектному управлению.

    3. Контроль за реализацией проекта.  Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточных и финальной фазы реализации подтверждается контролем.

    В технологии управления проектами принято  выделять три вида контроля.

    - Предварительный контроль. Такой  контроль осуществляется до фактического  начала работ. Его назначение — заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.

    - Текущий контроль. Поскольку проект  планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству.

    - Заключительный контроль. При завершении  работ стоит задача дать интегральную  оценку того, что достигнуто при  реализации проекта в целом.  С этой целью проводится заключительный  контроль.

    Все выделенные виды контроля находятся  внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

    Контроль  призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

    4. Коррекция проекта по итогам  мониторинга. Мониторинг проекта  не представляет собой формы  его внутреннего контроля, хотя широко и плодотворно используется в этих целях. Его назначение — фиксация динамических изменений проекта и его среды под влиянием их взаимодействия. Даже в краткосрочных проектах возможны заметные изменения в условиях жизнеобеспечения проекта по сравнению с первоначальными. В среднесрочных и долгосрочных проектах это неизбежно.

    Регулярные  исследования по однородным параметрам дают динамическую характеристику проекта  и его контекста, которая не может  быть в полной мере предугадана на стадии разработки. Проект способен порождать по мере своего осуществления непредвиденные обстоятельства, которые сами становятся по отношению к нему внешними факторами. Разумеется, здесь может выявиться и какая-либо неожиданная опасность для общества. Но в такой же мере мы вправе говорить, что проект может порождать и непредвиденные позитивные процессы и явления, которые дают основание для его расширения, развития, структурного усложнения и т. д.

    5. Завершение работ. Заключительный  контроль позволяет зафиксировать  завершение работы по проекту. Эта стадия предусматривает и осмысление реализации проекта.

    6. Ликвидация проекта. Пока проект  не ликвидирован, он не завершен. Ликвидация проекта — это действия  по прекращению всех вытекающих  из него прав и обязательств (без их перехода в порядке правопреемства к другим лицам). 

 

Заключение

 

    По  проведенному исследованию можно сделать  следующие краткие выводы.

    Фактически  социальное проектирование – это  технология, представляющая собой конструктивную, творческую, деятельность, сущность которой в единой своей совокупности составляют:

    - выявление проблем, 

    - целеполагание 

    - инструментализация.

    Данная  технология и практическая реализация проекта в виде планов и программ представляют собой два встречных  «потока» интеллектуальной деятельности. На практике процесс окончательного оформления проектного решения требует необходимости мысленного воспроизведения субъектом проектирования как «прямого» алгоритма проектной деятельности, так и «обратной» последовательности развертывающейся системы действий (собственно – логики его реализации), что позволяет «конструировать» конечный результат, просчитать возможности и эффективность решения проблем посредством планируемых методов, с учетом имеющихся (или предполагаемых) ресурсов.

    Следует отметить, что не только конструктивная фаза разработки проекта (инструментализация), но и целеполагание носит творческий, характер.

    Цель  проекта, понимаемая как образ «желаемого», всегда выходит за рамки наличного  состояния предметно-объектной области. Исходя из реальных социальных проблем, противоречий и ресурсов, она включает также и потенциальные возможности осуществления тех или иных социальных изменений.

    Алгоритм  проектирования в социальной работе:

    1. Выявление потребности в социальном  преобразовании; трансформация потребности в цель проекта (систему целей), определение сущностных характеристик аналога задач по созданию проекта.

    2. Формирование предпосылок для  осуществления проекта: отбор  информации, разработка системы  действий во времени и пространстве, определение порядка, способов и средств осуществления задач, выдвинутых в проекте; создание пакета решений (в соответствии с ресурсами и факторами внешней среды); определение метода замера результатов.

    3. Организация проектной деятельности: создание проектной команды и оперативного руководства, распределение ролей и действий; экспериментальная проверка и идентификация проекта, текущий анализ. Контроль и корректирование деятельности.

    4. Анализ результатов социального  проекта.

    В завершение необходимо отметить, что в современных условиях реализации государственной социальной политики задачи государственных социозащитных учреждений становятся гораздо шире, чем просто управление отдельными проектами, – появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень системного управления проектами, который, прежде всего, предполагает неделимость, неразрывную связь всех проектов по всем направлениям, реализуемых в учреждении.  

 

Список использованной литературы

 

    1. Автономов, А.С. Социальные технологии  межсекторного взаимодействия в современной России: учебник. / Под общей редакцией А.С.Автономова. М.: Фонд «НАН», 2003. – 416 с.

    2. Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 8.

    3. Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). - Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11.- С. 164–168.

    4. Бестужев–Лада, И.В. Социальное  прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев–Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с.

    5. Викторова, Т.Б. Социальное проектирование  – социальное действие/ Т.Б. Викторова. // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

    6. Герасимова, Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - 118 с.

    7. Григорьева, Н.Ю. Технологии социальной работы / Н.Ю. Григорьева, Е.Ю. Герасимова. - Саратов, 2003. - 142 с.

    8. Ковалев, В.Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. - М. : Академ. проект, 2003. - 232 с.

    9. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие  для студентов высших учебных  заведений / А.И. Кравченко, И.О.  Тюрина – 4–е изд., испр., и доп. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008. – 983 с.

    10. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие. / В.И.Курбатов, О.В.  Курбатова. - Изд-во Феникс. М.: 2001. –  416 с.

    11. Луков, В.А. Социальное проектирование /В.А.Луков. - Изд-во Флинта. М.: 2007. – 397.

    12. Лукс, Г.А. Социальное инновационное  проектирование в региональной  молодёжной политике / Г.А. Лукс. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. - 278 с.

    13. Носакова, Т.В. Роль проектных  технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) / Т.В. Носакова. // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

    14. Оценка проектов и программ. Школа  управления НКО. Книга IV. Под ред. Центра поддержки НКО. – М.: ЦПНКО, 2003. – 232 с.

    15. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред.  академик РАН Г.В. Осипов. –  М.: Издательство Норма, 2002. – 912 с.  Глава 22. Прогнозирование в социологии.

    16. Тихонов, А.В. Социология управления / А.В. Тихомиров. – изд. 2–е, доп, и перераб. / М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 472 с.

    17. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т.  Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 673 с.

    18. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 189 с.

Размещено на

Информация о работе Проектирование в социальной работе