Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа
Цель исследования – изучить технологию проектирования в социальной работе.
Цель исследования предопределила его задачи:
1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.
2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.
3. Проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов.
4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.
5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.
6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.
Объект исследования – проектирования в социальной работе.
Предмет исследования – технология социального проектирования.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии проектирования в социальной работе 6
1.1 Основные понятия проектирования в социальной работе 6
1.2 Проектное управление социальной сферы 11
Глава 2. Основы технологии социального проектирования 17
2.1 Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации 17
2.2 Виды технологий социального проектирования 19
2.3 Алгоритмы разработки социального проекта 22
2.4 Требования, предъявляемые к научно-разработанным социальным 23
проектам 23
2.5 Характеристика жизненного цикла проекта 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
- ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;
- любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;
- «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов»9.
Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути – управление изменениями.
В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности – вписывается в повседневную жизнь.
Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.
Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее – дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.
Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности – «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе – вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений»10.
При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.
Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.
Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:
1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;
2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;
3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;
4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);
5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта, как руководителем, так и исполнителями;
6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;
7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта – от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;
8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;
9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.
Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:
- «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;
- выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;
- расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;
- грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;
- подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения – «по результатам», а не по смете.
Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:
- инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто – к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;
- отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;
- выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения – «инвестиции в управленческое эго»;
- отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам – «реперным точкам»11.
Неразрывность
проектов обусловлена не столько технологией
реализации, сколько едиными ресурсами,
едиными структурами и работами. Объединение
отдельных проектов в систему – «портфель»
– позволяет получить дополнительный
эффект от совместной, скоординированной
их реализации на общей технологической
и ресурсной базе.
В современной социологии описаны многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выделяют субъективные и объективные основания социального проектирования. Особое внимание изучению субъективных оснований социального проектирования уделяют сторонники субъектно-ориентированного подхода12, а сторонники объектно-ориентированного подхода13 преимущественно рассматривают объективные основания социального проектирования.
Сторонники
проблемно-ориентированного подхода
стараются в равной мере учитывать
как субъективные основания, так
и объективные основания
При рассмотрении оснований социального проектирования сторонники субъектно-ориентированного подхода критически оценивают взгляды сторонников объектно-ориентированного подхода и наоборот. Так, например, сторонник объектно-ориентированного подхода Ж.Т. Тощенко отмечает, что при абсолютизации требований субъектно-ориентированного подхода появляется вероятность превращения проектов в прожекты. Поэтому он выступает за развитие целостного объективно-субъективного подхода в социальном проектировании14.
В
свою очередь сторонник субъектно-
Я полагаю, что решение спорных вопросов возможно на основе развития целостного объективно-субъективного подхода в социальном проектировании. Обоснованность объективно-субъективного подхода в социальном проектировании обусловлена тем, что детерминация разработки и реализации социального проекта обусловлена как субъективными, так и объективными факторами.
В
качестве объекта социального
Реальный объект может быть представлен в виде социальной системы, а идеальный объект – в виде концептуальной системы или модели реального объекта.
Идеальный объект и реальный объект не тождественны друг другу.
Предметом социального проектирования является определенная сторона объекта. Многообразие сторон объекта обусловливает многообразие предметов социального проектирования. Таким образом, можно выявить объективные основания выделения разновидностей социального проектирования.
В качестве объективных оснований выделения разновидностей социального проектирования можно рассматривать различные сферы общественной жизни. Наличие социально-экономической сферы общественной жизни способствует развитию социально-экономического проектирования, социально-политической сферы общественной жизни способствует развитию социально-политического проектирования и т. д. Таким образом, можно обосновать выделение следующих разновидностей социального проектирования:
-
социально-экономического
-
социально-политического
-социокультурного проектирования,
-
социально-педагогического
-
социально-медицинского
-
других разновидностей
В.А.
Луков относит к числу
На выбор предмета социального проектирования влияют субъективные интересы людей. В связи с этим можно говорить о влиянии субъективных оснований на развитие разновидностей социального проектирования. Наличие субъективных оснований социального проектирования приводит к появлению различных проектов решения одной и той же социальной проблемы.
Проект включает в свое содержание концепцию преобразования предмета. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между концептуальной системой и предметом социального проектирования. В.И. Курбатов и О.В. Курбатова отмечают, что социальный проект должен отражать будущее состояние социальной системы, которая может возникнуть в результате действий людей17.