Проектирование в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить технологию проектирования в социальной работе.
Цель исследования предопределила его задачи:
1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.
2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.
3. Проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов.
4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.
5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.
6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.
Объект исследования – проектирования в социальной работе.
Предмет исследования – технология социального проектирования.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии проектирования в социальной работе 6
1.1 Основные понятия проектирования в социальной работе 6
1.2 Проектное управление социальной сферы 11
Глава 2. Основы технологии социального проектирования 17
2.1 Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации 17
2.2 Виды технологий социального проектирования 19
2.3 Алгоритмы разработки социального проекта 22
2.4 Требования, предъявляемые к научно-разработанным социальным 23
проектам 23
2.5 Характеристика жизненного цикла проекта 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая томск.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

    Программа – научно-методическая часть проекта, предплановые наметки последовательности решения наших задач.

    Программирование  означает установление основных положений, которые затем развертываются в ходе планирования.

    План  – директивное решение относительно системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения.

    Планирование – обоснованное определение задач, сроков и пропорций развития, темпов его реализации. В идеале, разумеется, социальное планирование – это стремление к единству познавательной и преобразовательной деятельности, но реально это единство, к сожалению, не всегда достигается. Человеку свойственно планировать любую свою деятельность, а проектирует он только нововведения. Любой социальный проект характеризуется инновационностью. Если же задачей проекта является создание или внедрение чего-то принципиально нового – тогда это инновационный проект.

    Крупные, масштабные социальные проекты сходны с социальными реформами (монетизация льгот, ваучеризация), но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших социальных групп. В любом случае социальное проектирование предполагает признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого. В современных условиях, когда роль субъективного (человеческого) фактора при решении проблем социума возрастает, внимание к «субъекту» и «субъектности» вполне оправдано. Способность человека, группы, общества выступать в качестве активного начала социальной реальности носит название социальной субъектности.

    Когда разработка и реализация проекта  предпринимается для осуществления некой стратегической цели, то для всех людей, участвующих в проекте в том или ином качестве на любом этапе деятельности, эта цель приобретает личностный смысл. К сожалению, не каждый из нас и не всегда чувствует в себе такую активность. Специфика традиционной российской ментальности в том, что если лидер не желает что-то делать – ничего и не будет сделано. Население обычно покорно принимает свою судьбу, ожидая, когда же появится могучая личность с управленческим талантом и поведет электорат к светлому будущему.

    В активной деятельностной социологии сегодняшнего дня внимание исследователей все больше переключается на личность в качестве субъекта социального действия. Реальным, т. е. деятельным, субъектом может стать только личность определенного уровня развития. Субъектами социальной деятельности могут также выступать социальные группы и общество в целом.

    Социальная  субъектность трансформируется в жизненную позицию в соответствии с объективными условиями и принятыми в социальной системе моделями поведения.

    Жизненная позиция – это отношение человека к жизни, т. е. общая линия социального поведения. Один человек движется по воле жизненных волн, стараясь не вмешиваться в ход событий – сегодня такая позиция широко распространена (I вариант). Другой – стремится активно защищать традиции, устои, нравственные ценности нации (II вариант). Усилия третьего направлены на изменение мира либо путем личного самосовершенствования, либо изменением общества через инновации (III вариант). Социальная субъектность, как и социальная проекция, является непременным условием рождения социального проекта. К сожалению, сложные социально-экономические условия вызвали к жизни в российском обществе тип жесткого индивидуалиста. Задача выживания в современной социальной реальности привела к тому, что на первое место выходит индивид, никому и ничем не обязанный и выбирающий соответствующую жизненную стратегию. Такой вид социального поведения может быть эффективным какое-то время, но в перспективе он неизбежно приводит к развалу социума.

    Жизнь социума во многом определяется той  шкалой ценностных ориентаций, которая  принята большинством. Ценности – это и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей (так называемые «инструментальные» ценности). Ценности базируются на противопоставлении «добра» и «зла», «своего» и «чужого». Именно ценности вводят поведение людей в определенные рамки, обеспечивая предсказуемость ситуаций.

    Социальные  нормы – правила деятельности, принятые в социальной системе и подлежащие исполнению. Нормы предписывают, какие поступки или действия должны совершать люди в тех или иных условиях своей жизни. Любая шкала ценностей и совокупность норм обнаруживают себя в обществе через установки и идеалы.

    Установка – состояние сознания, выражающееся в активности субъекта по отношению к ценностям общества. Идеал можно рассматривать как наивысшее мыслительное выражение желаемого и должного. В нем отражены доминирующие жизненные установки социума. Отметим, что направленность на достижение идеала – это особенность социального проектирования. Подведем итог. Общими понятиями, характеризующими современные представления о социальном проектировании, выступают рассмотренные нами выше:

    1) проектирование,

    2) социальное проектирование,

    3) объект проектирования,

    4) предмет проектирования,

    5) социальная проекция,

    6) прогнозирование,

    7) управление,

    8) проект,

    9) социальный проект,

    10) инновационная деятельность,

    11) инновация,

    12) социальное конструирование,

    13) цель,

    14) программа,

    15) план,

    16) планирование,

    17) социальная субъектность,

    18) жизненная позиция,

    19) ценности,

    20) социальные нормы,

    21) установки,

    22) идеал.

1.2 Проектное управление социальной сферы

 

    В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки, <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования»2

    В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

    Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий»3.

    Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

    В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.

    В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

    Технология – категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта4.

    Построение  любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

    В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям  в трудной жизненной ситуации»  Т.В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги5.

    Таким образом, социальная технология может  быть определена как:

    1) специально организованная область  знания о способах и процедурах  оптимизации жизнедеятельности  человека;

    2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

    3) метод управления социальными  процессами, обеспечивающий их воспроизводство  в определенных параметрах: качество, свойство, объемы6.

    Социальные  технологии различаются по характеру  их новизны. Потребность в новых  технологиях возникает тогда, когда  существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

    Социальная технология – способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата7.

    На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

    Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

    Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

    Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений»8.

    Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

    Проектирование в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.

    Таким образом, социальное проектирование – это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

    Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности – как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

    Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

    Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

    В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

    - многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

Информация о работе Проектирование в социальной работе