Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

 

 

Судебно-психиатрическая  экспертиза

Основным и  приоритетным направлением судебной психиатрии является проведение судебно-психиатрической экспертизы, которая находится в ведении государственных opганов здравоохранения. Оперативное руководство осуществляет Министерство здравоохранения через управление (отделы) здравоохранения регионов страны, а методическое и научный Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Производство  судебно-психиатрической экспертизы возложено на федеральные и муниципальные  психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры.

Как известно, судебно-психиатрическая экспертиза необходима тогда, когда в ходе судебного следственного процесса потребовались специальные (медицинские) знания в области психиатрии. Следует особо подчеркнуть, что руководящими принципами отечественной судебно-психиатрической школы являются объективность, доказательность и независимость. Они и установив необходимость комиссионного порядка работы экспертов-психиатров, определили цели и задачи данной экспертизы в уголовном и гражданском судебно-следственных процессах, ее формы, а также основания для производства.

Акт судебно-психиатрической  экспертизы врачей-психиатров является одним из источников доказательства по уголовным и гражданским делам. Но и он подлежит оценке органами следствия  и суда, которые и делают окончательный  вывод о невменяемости или недееспособности обследованного ими лица. Юристы определяют этот медицинский документ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном разбирательстве всех обстоятельств дела, но всегда руководствуясь своими профессиональными знаниями и опытом законом и правосознанием. В то же время следует помнить, что наличие приводимых в актах судебно-психиатрической экспертизы тех или иных положений для следователя, прокурора и суды не имеет заранее установленной истины. Это возлагает на юристов особую ответственность перед обществом.

Правильное  решение вопроса о дальнейшем порядке производства по делу и необходимости  применения к лицу принудительных мер  медицинского характера при наличии  сомнений в психическом состоянии  обвиняемого невозможно без назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы.

Судебно-психиатрическая  экспертиза — это специальное  исследование, проводимое одним или  группой судебно-психиатрических  экспертов с целью дать заключение о психическом состоянии субъекта в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Основными задачами судебно-психиатрических экспертиз  являются:

а)   определение  вменяемости — невменяемости;

б)   определение  дееспособности — недееспособности;

в)   определение  процессуальной дееспособности в уголовном процессе;

г)   определение  процессуальной дееспособности в гражданском  судопроизводстве;

д)   рекомендации по применению принудительных мер медицинского характера;

е)   определение  возможности психически больных  осужденных (по медицинским показаниям) отбывать наказание в исправительных учреждениях.

Большинство судебно-психиатрических  экспертиз в России проводится в  государственных судебно-психиатрических  экспертных учреждениях. В судебной психиатрии функции экспертного  учреждения выполняют судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК) и судебно-психиатрические экспертные отделения, организуемые при психиатрических учреждениях общего профиля — психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Экспертные комиссии и экспертные отделения проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Ведущим в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (ГНЦС и СП им. В.П. Сербского).

Порядок организации  судебно-психиатрических экспертных учреждений определяется ведомственными нормативными актами Минздрава России, которые согласовываются в необходимых случаях с федеральными правоохранительными органами и юридическими ведомствами — Верховным судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, Минюстом России (важнейшими среди них являются Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 27 октября 1970 г. и Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 5 декабря 1985 г.).

Согласно этим нормативным документам судебно-психиатрические  экспертные комиссии подразделяются на амбулаторные и стационарные. Некоторые из них правомочны проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертизы (смешанные комиссии).

Для производства стационарной экспертизы при психиатрических  учреждениях, имеющих стационарные судебно-психиатрические экспертные комиссии, открываются специализированные.

 

Экспертиза профессиональной пригодности

Экспертиза профессиональной пригодности — вид медицинской  экспертизы, в ходе которой путем  освидетельствования лица, принимаемого на работу с неблагоприятными условиями  труда либо уже занятого на работе в таких условиях, изучения его медицинских документов и проведения регламентированных и, при необходимости, дополнительных обследований, выносится заключение о возможности дальнейшей работы (допуск к профессиональной деятельности). Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с которым Э. п. п. отнесена к экспертным видам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию.

Согласно действующему законодательству предварительные медицинские осмотры проводятся за счет обратившихся граждан либо за счет работодателя, принимающего их на работу или учебу. Периодические медосмотры осуществляются только за счет средств работодателя. Система здравоохранения обеспечивает проведение (соответствующих установленным регламентам) предварительных (при поступлении на работу) и периодических (профилактических) осмотров лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда и выдачу в установленном порядке медицинских заключений о годности к предлагаемой или выполняемой работе в соответствии с состоянием здоровья.

Предварительные медицинские  осмотры предполагают:

  • проведение оценки индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституциональных и генетических особенностей развития организма;
  • выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма, определение противопоказаний к работе во вредных условиях согласно перечню общих и дополнительных противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с утвержденными Минздравом России регламентами;
  • проведение оценки состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов-мишеней (специфические и неспецифические реакции);
  • выявление патологических нарушений, указывающих на несоответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);
  • определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации организма к УТ, адекватным состоянию здоровья.

Контролирующую функцию  в части своевременности, полноты  и качества медосмотров, обоснованности допуска к профессиональной деятельности осуществляют в пределах компетенции органы госсанэпиднадзора. Право на осуществление Э. п. п. по результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров предоставляется лечебно-профилактическим организациям (учреждениям) всех организационно-правовых форм, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

В Положении о проведении обязательных предварительных при  поступлении на работу и периодических  медицинских осмотров работников, утвержденном приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 1996 г. № 1224) определено, что основным лицом, проводящим указанные осмотры, является лечащий врач. В соответствии со ст. 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Отдельные аспекты Э. п. п. разрешается осуществлять некоторым специализированным лечебно-профилактическим учреждениям (кожно-венерологическим, наркологическим, психоневрологическим диспансерам) в пределах компетенции, т. е. по профилю деятельности для прикрепленного к данному учреждению контингента.

Приложением 1 к приказу  Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 "О порядке проведения предварительных  и периодических медицинских  осмотров работников и медицинских  регламентах допуска к профессии" утвержден Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований. Указанным Перечнем регламентировано проведение периодических медицинских осмотров в центрах профпатологии 1 раз в 3—5 лет в зависимости от воздействующих вредных и опасных веществ и производственных факторов.

Такие углубленные медицинские  осмотры могут проводиться в  условиях консультативной поликлиники  или стационара центра профпатологии. Центры профпатологии или медицинские  учреждения, на базе которых они  размещены, также должны иметь лицензию на проведение Э. п. п. Для осуществления Э. п. п. необходимо выполнение ряда требований.

Общие требования — наличие  полного пакета нормативных правовых актов по вопросам:

  • охраны здоровья работников;
  • проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
  • взаимодействия с органами социальной защиты, социального страхования и работодателями по данному направлению деятельности.

Требования к организации  проведения предварительных и периодических  медицинских осмотров:

  • участие в проведении медосмотров лечащего врача работника;
  • полное выполнение регламентов медосмотров, в т. ч. направление в центры профпатологии для проведения углубленных медосмотров; своевременное дообследование и оздоровление пациентов при выявлении отклонений в состоянии здоровья или общих заболеваний, не препятствующих профессиональной деятельности;
  • направление в центр профпатологии при подозрении на профессиональные заболевания.

Требования к техническому обеспечению условий осуществления  медицинской деятельности: наличие медицинской аппаратуры и оборудования, необходимых для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с утвержденными Минздравом России регламентами, либо договоры с иными медицинскими учреждениями на проведение недостающих медицинских исследований.

Требования к медицинскому персоналу:

  • наличие всех специалистов, необходимых для проведения в полном объеме предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с установленными регламентами, либо договоры с иными лечебно-профилактическими учреждениями или специалистами, позволяющие обеспечить полный набор необходимых специалистов;
  • наличие у всех врачей, принимающих участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, документов (сертификатов либо удостоверений) о специальной подготовке по вопросам профпатологии (не более чем пятилетней давности).

Требования к ведению  медицинской документации: вне зависимости  от организационно-правовых форм деятельности, медицинские учреждения и специалисты, осуществляющие Э. п. п., обязаны вести статистический учет и отчетность на основе учетных форм, утвержденных Минздравом России, и отчетных форм, утвержденных Госкомстатом России, в установленном объеме с последующим предоставлением информации в территориальные органы управления здравоохранением согласно существующей периодичности.

Данные медицинского обследования заносятся в амбулаторную медицинскую карту. Специалисты  дают свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечают необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. Отдельно фиксируются данные профессионального маршрута работника и окончательное заключение о соответствии состояния здоровья поручаемой работе или иные трудовые рекомендации.

Работнику, прошедшему Э. п. п. и признанному годным к профессиональной деятельности, выдается (на руки) соответствующее заключение, которое подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью учреждения. Работнику, прошедшему Э. п. п. и не признанному годным к профессиональной деятельности, выдается (на руки) соответствующее заключение, которое подписывается клинико-экспертной комиссией, скрепляется печатью учреждения. Копия заключения пересылается работодателю.

 

Экспертиза связи заболевания  с профессией

Экспертиза связи заболевания с профессией -  вид медицинской экспертизы, включающий установление причинно-следственных связей между особенностями формирования, течения, характера патологического процесса, степени его выраженности и конкретными неблагоприятными производственными факторами на основе анализа данных индивидуальной санитарно-гигиенической характеристики условий труда и результатов клинико-лабораторных исследований, направленных на выявление специфических признаков профессионального заболевания.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов