Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Отдельный акцент следует сделать  на регламентации отношений в  области создания и функционирования системы профилактики инвалидности, в частности: решения комплекса задач в части оказания первичной медико-санитарной помощи; профилактики вакцинации от инфекционных заболеваний, охраны труда и программ предупреждения несчастных случаев в различных ситуациях, включая приспосабливание рабочих мест в целях предупреждения профессиональных заболеваний и потери трудоспособности, предупреждения инвалидности, которая является следствием загрязнения окружающей среды или вооруженных конфликтов, разработки правил безопасности в целях сокращения числа несчастных случаев на транспорте и в повседневной жизни; контроля за использованием наркотических средств и алкоголя и борьбы со злоупотреблением ими.

 

Литература

 

1. Конституция РФ.

2. Лавренко И.М. Государственная  социальная политика РФ. М., 2007.

3. Российская энциклопедия социальной работы. М., 2007.

4. Федеральный закон  от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов".

5. Федеральный закон  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной  защите инвалидов".

6. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М., 1997.

7. Холостова Е.И. Социальная политика  и социальная работа: Учебное  пособие. М., 2007.

8. Михалева Н.А. Правовые аспекты  современного российского федерализма  // Федеральное устройство России: история и современность. М., 2007.

 

 

 


 

Оглавление

 

 

Введение

Правовое регулирование  медицинской экспертизы осуществляется различными нормативными правовыми актами. В Проекте Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" » этому посвящена глава 7. Мед. экспертиза и медицинское освидетельствование (статьи 54-60). Однако в ней не содержится определение медицинской экспертизы, не указаны общие принципы ее организации. Возможно, это объясняется тем, что конкретные виды медицинской экспертизы существенно отличаются друг от друга как по основаниям и способам проведения, так и по органам, их осуществляющим.

Медицинская экспертиза представляет собой систему организации  и проведения субъектами, обладающими  необходимыми знаниями и полномочиями, исследования и оценки состояния  здоровья лица, обстоятельств, оказывающих  или оказавших воздействие на него, с целью установления различных юридических фактов (временной нетрудоспособности, инвалидности, профессиональной пригодности и др.).

Разновидности медицинских  экспертиз:

1. Судебная 

2. Несудебная

  • экспертиза временной нетрудоспособности; 
  • медико-социальная экспертиза; 
  • военно-врачебная экспертиза; 
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы; 
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией. 

Классификация медицинской  экспертизы может быть проведена  в зависимости от учреждений или лиц, ее осуществляющих. По этому критерию можно выделить официальную и независимую медицинскую экспертизу.

  • Официальная медицинская экспертиза проводится специально уполномоченными государственными учреждениями, ее заключения имеют безусловное юридическое значение.
  • Независимой признается экспертиза, которую проводят лица, не находящиеся в служебной или иной зависимости от официальных учреждений медицинской экспертизы и органов, организаций и лиц, заинтересованных в ее результатах.

Ст. 53 Основ предусматривает  возможность проведения независимой  экспертизы только в случае, если гражданин  не согласен с заключением официальной  медицинской экспертизы соответствующего вида. При этом в качестве независимой  разрешается только военно-врачебная экспертиза (ст. 51) и проведение патологоанатомических вскрытий (ст. 48). Положение о независимой экспертизе не утверждено до сих пор, поэтому она пока не получила развития. При осуществлении независимой экспертизы гражданин сам выбирает лечебное учреждение для освидетельствования и не обязан обосновывать свой выбор. В то же время, лица, проводившие, организовывавшие оспариваемую экспертизу, могут обжаловать выбор независимого учреждения лишь на основании:

  • его профессиональной непригодности, например, в случае патологоанатомической экспертизы, если в нем нет патологоанатома, имеющего сертификат специалиста;
  • его зависимости от гражданина в виде родственной или иной несамостоятельности.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что любые конфликты, связанные с проведением независимой экспертизы, разрешаются в судебном порядке.

 

Экспертиза временной  нетрудоспособности

Экспертиза временной  нетрудоспособности организуется в  поликлиниках при наличии в их штате не менее 15 врачей. В состав экспертизы входят председатель - главный врач или (в крупных медицинских учреждениях) его заместитель по врачебно-трудовой экспертизе, заведующий соответствующим отделением и лечащий врач. При необходимости для консультации больных могут привлекаться заведующие специализированными кабинетами. Конкретный состав комиссии назначается руководителем медицинского учреждения.

Врачи на комиссии решают следующие вопросы:

  • разрешает сложные и конфликтные вопросы врачебно-трудовой экспертизы
  • санкционирует продление листка нетрудоспособности свыше 30 дней и осуществляет систематический контроль за обоснованностью и правильностью их выдачи
  • выдает заключение о необходимости перевода на другую работу, освобождения от работы в ночную смену и т.п.
  • выдает листки нетрудоспособности при временном переводе на другую работу больным туберкулезом и профессиональными заболеваниями
  • выдает листки нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, а также для специального лечения в другом городе
  • направляет больных на медико-социальную экспертизу.

Уровни проведения экспертизы временной нетрудоспособности:

  • первый - лечащий врач;
  • второй - клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения;
  • третий - клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект Федерации;
  • четвертый - клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением субъекта Федерации;
  • пятый - главный специалист по экспертизе временной нетрудоспособности Министерства здравоохранения России,

Виды временной  нетрудоспособности:

  • при заболеваниях и травмах;
  • при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации;
  • по уходу за больным членом семьи, здоровым ребенком и ре-бенком-инвалидом;
  • при карантине;
  • при беременности и родах;
  • при направлении на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу;
  • при протезировании.

 

Временная нетрудоспособность удостоверяется листком нетрудоспособности (больничным листом) и в отдельных  случаях, предусмотренных действующим  законодательством, справками установленной  формы.

Листок нетрудоспособности (справка) выдается:

  • гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, в том числе гражданам государств - членов СНГ, лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, работающим на предприятиях, в организациях и учреждениях Российской Федерации, независимо от их форм собственности;
  • неработающим гражданам, у которых нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам;
  • гражданам, признанным безработными и состоящими на учете в территориальных органах труда и занятости населения;
  • бывшим военнослужащим, уволенным со срочной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации при наступлении нетрудоспособности в течение месяца после увольнения.

Право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (листков нетрудоспособности, справок), имеют:

  • лечащие врачи государственных, муниципальных и частных лечебно-профилактических учреждений, имеющие диплом о высшем медицинском образовании, сертификат специалиста, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения РФ, - также и лицензию;
  • лечащие врачи, занимающиеся частной групповой или индивидуальной медицинской практикой вне учреждения здравоохранения, при наличии у них соответствующих (см. предыдущий абзац) документов, а также свидетельства (удостоверения) об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности;
  • лечащие медицинские работники со средним медицинским образованием при наличии у них соответствующих дипломов, сертификатов, лицензий и разрешения (решения) местных органов управления здравоохранением;

Не имеют права на выдачу документов, удостоверяющих временную  нетрудоспособность, медицинские работники  станций (отделений) скорой медицинской помощи, переливания крови, учреждений судебно-медицинской экспертизы, бальнеогрязелечебниц, домов отдыха, туристических и спортивных баз, учреждений санэпиднадзора, а также парамедицинский персонал.

Листок нетрудоспособности (справка) выдается и продлевается врачом, а при наличии разрешения медицинским работником со средним медицинским образованием при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента, его личном осмотре и подтверждается записью в медицинской документации (амбулаторная карта, история болезни и др.), обосновывающий освобождение от работы или учебы.

Документ, удостоверяющий временную нетрудоспособность, выдается и закрывается, как правило, в  одном лечебно-профилактическом учреждении по месту постоянного жительства пациента.

Гражданину, находящемуся вне постоянного места жительства, листок нетрудоспособности (справка) выдается лечащим врачом, установившим факт нетрудоспособности, с разрешения администрации  лечебно-профилактического учреждения по месту временного нахождения пациента, и заверяется печатью и подписью руководителя этого учреждения. При выезде пациента на постоянное или новое место жительства листок нетрудоспособности (справка) продлевается с учетом числа дней, необходимых для проезда.

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность российского гражданина в период его пребывания за границей, подлежат по его возвращению замене лечащим врачом на листок нетрудоспособности, утвержденный администрацией лечебно-профилактического учреждения.

Контроль за соблюдением "Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" в государственных, муниципальных, частных лечебно-профилактических учреждениях, а также частнопрактикующими врачами, осуществляется в пределах своей компетенции органом управления здравоохранением соответствующего уровня, профессиональной медицинской ассоциацией, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, комиссиями по аккредитации лечебно-профилактических учреждений и лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности специалистов.

Справка о временной  нетрудоспособности является юридическим  и статистическим, а листок нетрудоспособности еще и финансовым документом.

 

Организация и порядок  проведения

Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

  • определяет признаки временной утраты нетрудоспособности на основе оценки состояния здоровья характера и условий труда и других социальных факторов;
  • фиксирует в первичных медицинских документах анамнестические и объективные данные, подтверждающие диагноз заболевания или другую причину, обуславливающую нетрудоспособность;
  • определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях;
  • выдает документ, удостоверяющий нетрудоспособность, в том числе и при посещении на дому, назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;
  • своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности и решения других экспертных вопросов (частнопрактикующий врач направляет пациента в клинико-экспертную комиссию учреждения здравоохранения, обеспечивающего его медицинской помощью в соответствии с программой обязательного медицинского страхования;
  • при нарушении пациентом назначенного лечебно-охранительного режима делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и амбулаторной карте (истории болезни) с указанием даты и вида нарушения;
  • подготавливает документы в клинико-экспертную комиссию для направления пациента на МСЭК при наличии у него признаков стойкого ограничения жизнедеятельности и стойкой утраты трудоспособности;
  • анализирует причины и динамику заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, разрабатывает и осуществляет мероприятия по их снижению;
  • постоянно совершенствует знания по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности,

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов