Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, реферат
Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.
Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения. Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении.
Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит:
- из Федерального закона
"О социальной защите
- правовых актов, нормы
которых регламентируют иные
отношения в области
К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт и т.д.).
Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов.
1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной
особенностью данного этапа
2-й этап: 1997 - 2001 гг. На
данном этапе осуществляется
формирование пенсионного и
3-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация
отношений в области
Именно в этот период нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов" подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие "реабилитация инвалидов", расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.
Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:
1) разграничения предметов ведения;
2) создания и функционирования организационного механизма;
3) труда и занятости;
4) обеспечения доступа
инвалидов к объектам
5) деятельности общественных объединений инвалидов.
1. Проблемы правового
регулирования в области
Федеральный центр и субъекты Российской Федерации при принятии Федерального закона "О социальной защите инвалидов" наделялись практически идентичными полномочиями в области социальной защиты инвалидов. Нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов.
В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:
- принятия целевых программ
(социальная поддержка,
- установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;
- реабилитации инвалидов (
- обеспечение доступа инвалидов
к объектам различных
- социального обслуживания (установление
перечня социальных услуг,
- установления льгот
различным категориям
Нормами Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" была изложена в новой редакции. Субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов было возвращено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.
Однако сравнительный анализ первоначальной и последней редакции ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяют говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов Российской Федерации вопросов создания организационного механизма в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов" не содержат (и не содержали) структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов. Указанная компетенция объективировалась путем вычленения посредством анализа как положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов", так и других нормативных актов.
Анализ компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами различных правовых актов, позволяет определить компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в связи с чем Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" следует дополнить ст. 5.1, нормы которой устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образований, участия в реализации федеральных, региональных программ в области социальной защиты инвалидов, разработки и финансирования муниципальных программ в указанной области, принятия в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов, формирования бюджетов муниципальных образований в части расходов на социальную защиту инвалидов, формирования органов управления муниципальной системы социальной защиты инвалидов, создания и управления объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении муниципальных образований, ведения муниципальных банков данных по проблемам инвалидности и инвалидов.
2. Основополагающей в области
регламентации отношений по
В области реабилитации нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов - модели организационного механизма в области реабилитации инвалидов. С момента принятия Федерального закона "О социальной защите инвалидов" в области реабилитации сложилась не только определенная федеральная, но обширная региональная правовая база. Другое дело, что был выбран не самый оптимальный вариант в подходах к регламентации отношений в области реабилитации.
Наиболее приемлемым в данном случае
представляется создание и функционирование
системы реабилитации инвалидов, составными
элементами которой являлись бы: органы
управления (государственные и
3. Основной проблемой в области
труда и занятости по-прежнему
является незаинтересованность
работодателя в приеме
Низкая конкурентоспособность
на рынке труда, несбалансированность
спроса и предложения рабочей
силы (образовательный и
Следует отметить, что трудоустройство
инвалидов сопряжено с
Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.
4. В области обеспечения
Тем не менее приоритетными в данной области социальной защиты инвалидов должны оставаться:
организация проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов на основе неукоснительного соблюдения нормативных актов в части доступности для инвалидов; формирование жилищной политики с учетом предоставления инвалидам равных со всеми гражданами жилищных условий исходя из особенностей, обусловленных характером инвалидности и физическими возможностями инвалидов.
5. В области деятельности
Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов