Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Министерство  обороны Российской Федерации и  федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена  военная служба, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывают требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886) Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе. Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатных военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), а также представлять медицинские карты амбулаторных больных и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу (службу в органы) по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные (учебные) заведения, училища, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Должностные лица, ознакомленные со сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за разглашение этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. По окончании медицинского освидетельствования военные комиссариаты, кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатные военно-врачебные комиссии возвращают в 2-недельный срок медицинские документы в соответствующие медицинские организации.

Порядок организации  и проведения медицинского освидетельствования, а также требования к состоянию  здоровья граждан, поступающих на службу в органы, Государственную противопожарную  службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членов их семей, граждан, поступающих на военную службу по контракту, а также проходящих военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации (за исключением пограничных войск), федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, и членов их семей, граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и граждан, поступающих в учебные заведения, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. (п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886)

 

Судебно-медицинская  экспертиза

Судебно-медицинская  экспертиза (СМЭ) является одной из самых вострeбованных, сложных и  дорогостоящих экспертиз.

Данный вид  экспертных исследований проводится врачами  – судебно-медицинскими экспертами (судебными медиками). Требования, предъявляемыми к специалистам в данной отрасли науки, являются очень жесткими. Чтобы быть допущенным к проведению СМЭ, необходимо:

  • иметь диплом о высшем медицинском образовании по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» (6-летнее очное обучение);
  • иметь свидетельство о прохождении первичной подготовки в форме клинической интернатуры или ординатуры по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (1- или 2-хлетнее очное обучение);
  • иметь сертификат специалиста по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (получается при сдаче сертификационного экзамена);
  • иметь свидетельства о регулярном повышении квалификации – не менее 1 раза в 5 лет (4-хнедельное очное обучение на сертификационном цикле);
  • иметь лицензию на занятие судебно-медицинской деятельностью (их получают в органах государственной власти в сфере здравоохранения на территории субъекта РФ на основании заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и противопожарной службы).

Лицензию получает или учреждение (государственное Бюро судебно-медицинской экспертизы, негосударственное экспертное учреждение) или частнопрактикующий негосударственный эксперт.

Кроме того, свидетельством высокого профессионального уровня эксперта является своевременное присвоение квалификационной категории – второй, первой, высшей – каждые пять лет работы (после 15 лет работы в случае присвоения высшей квалификационной категории в дальнейшем она лишь подтверждается каждые 5 лет). Присвоение категории производится только практическим государственным судебно-медицинским экспертам. Для негосударственных экспертов подобная практика не предусмотрена.

Выделяют как  государственную, так и негосударственную  экспертизу.

Государственную судебно-медицинскую экспертизу проводят в Бюро судебно-медицинской экспертизы государственные эксперты. Негосударственную экспертизу проводят негосударственные экспертные учреждения и негосударственные эксперты, требования к ним те же самые, что и к государственным.

Нормативное регулирование  судебно-медицинской экспертной деятельности

На сегодняшний  день СМЭ регламентируется:

- основами законодательства  об охране здоровья граждан

- Уголовно-процессуальный  кодекс РФ

- Гражданский  процессуальный кодекс РФ

- Федеральный  закон №73-ФЗ о государственной судебно-экспертной деятельности

- постановление  правительства №522 об определении  степени тяжести вреда, причиненного  здоровью.

В настоящее  время закон относительно полно  регламентирует государственную судебно-экспертную деятельность.

Неоднозначно  утверждение, что любая экспертная деятельность, в том числе негосударственная, регламентируется данным законом.

Экспертизу  можно проводить только по постановлению  органов дознания и следствия, суда. Экспертизу можно проводить как  в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственном.

Интересен вопрос, насколько законно направление  в государственное учреждение для  прохождения так называемого  «судебно-медицинского исследования»  – действия не процессуального, то есть не описанного в законе. Уголовное процессуальное законодательство не предусматривает на досудебном этапе проверять какие-либо сведения путем осмотра пострадавших. Это законодательное упущение. Оформляемые по «направлениям» правоохранительных органов при обращении в Бюро СМЭ «Акты судебно-медицинского исследования» являются не установленной формой. Они не предусмотрены ни медицинским, ни процессуальным (административным, гражданским, уголовным) законодательством. При этом неясно, в качестве кого выступает государственный эксперт: статус специалиста ему не присваивается, экспертом в процессуальном смысле (проводящим судебную экспертизу) он не является.

В то же время, в  негосударственном учреждении частное  лицо сразу обращается к специалисту, получает на руки «Заключение специалиста» – документ, который может использоваться самостоятельно в качестве доказательства. В конечном итоге, органам дознания и следствия все равно, кто выявил признаки наличия вреда здоровью – государственное судебно-медицинское учреждение или негосударственное. И по тому, и по другому документу – если он есть – правоохранитель может назначить экспертизу.

При обращении  в негосударственное учреждение пострадавший, во-первых, проходит лояльную процедуру приема (без очереди, что  повышает качество услуги), во-вторых, сокращается длительность производства исследования. Если в государственном учреждении это может занимать до нескольких месяцев (например, по ДТП), то в негосударственном – намного быстрее, возможно даже окончание исследования в день обращения, что не просто экономит время, но и позволяет принимать тактически верные решения, обладая достаточной информацией.

Закон запрещает  государственному эксперту заниматься негосударственной судебной экспертизой. В том случае, если судебно-медицинский  эксперт занимается негосударственной экспертизой, он предоставляет медицинские услуги населению в качестве частнопрактикующего врача – судебно-медицинского эксперта. В связи с этим он должен быть зарегистрированным налогоплательщиком (организовать ООО, либо работать в негосударственном учреждении, осуществляющем подобную деятельность, либо встать на учет в налоговом органе как индивидуальный предприниматель). Кроме этого, поскольку судебно-медицинская экспертиза является лицензируемым видом деятельности, он должен либо получить лицензию как частнопрактикующий врач на право занятия «судебно-медицинской экспертизой» (с указанием в приложении к лицензии перечня видов деятельности), либо устроиться на работу в негосударственное учреждение, лицензированное на данный вид деятельности.

В том случае, если государственный эксперт проводит экспертизу вне государственного учреждения и составляет «Заключение эксперта», такое заключение будет признано в суде недопустимым доказательством по двум основаниям:

  • пострадавший не наделен процессуальным правом назначать к производству экспертизу (ст. 195 УПК РФ «Порядок назначения судебной экспертизы» п.1 «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление…»;
  • подобные действия прямо запрещены Федеральным законом №73-ФЗ.

По поводу лицензирования деятельности см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 сентября 2004 г. N КАС04-451 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, которая  оттенила лицензирование судебно-медицинской  экспертизы по медицинским документам.

По определению степени тяжести вреда здоровью – см. соответствующие Правила, утвержденные Постановлением Правительства №522 от 17 августа 2007 года. Согласно п.6, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом – судебно-медицинским экспертом. Однако по этому пункту снова имеется ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 09 декабря 2010 г. N КАС10-611 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации , которое отменило данный пункт в части определения вреда здоровью в государственных учреждениях здравоохранения. Реакция на это последовала быстрая и уже 24 марта 2011 года появилось Постановление Правительства РФ №206 , которое ввело новую редакцию п.6 Правил «В пункте 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4308), слова "государственной системы здравоохранения" исключить». То есть теперь ничто не мешает определяет степень тяжести вреда здоровью не в учреждениях государственной системы здравоохранения. Практическое значение этого следующее: раньше, даже будучи негосударственным экспертом, можно было определять вред здоровью (по крайней мере, формально) только в государственной больнице – то есть нельзя было, например, арендовать офисное помещение и осуществлять свою деятельность там. Сейчас это положение недействительно, то есть фактически можно определять вред здоровью где угодно.

На текущий  момент принято свежее Постановление  Пленума ВС от 21 декабря 2010 года №28, которое предельно четко регламентирует критерии производства экспертизы и  участия специалиста в процессе. Очень важный момент – назначение экспертизы негосударственному эксперту в случае исчерпания возможностей для назначения в государственное Бюро.

Основные виды судебно-медицинской экспертизы:

  • живых лиц (проводится с целью определение наличия, характера, механизма и давности образования повреждений; определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека);
  • трупов (проводится с целью установления причины и давности наступления смерти; определения наличия, характера, механизма и давности образования повреждений; определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека; установления причинно-следственной связи между образованием повреждений и причинением вреда здоровью);
  • химическая, в том числе токсикологическая (исследование жидкостей и внутренних органов на наличие различных химических веществ);
  • биологическая, в том числе цитологическая и медико-генетическая (исследование жидкостей и тканей человека для определения групповой принадлежности, различных антигенов, для установления родства – в том числе отцовства, и многое другое);
  • гистологическая (исследование кусочков внутренних органов и тканей для определения патологических процессов на микроскопическом уровне);
  • медико-криминалистическая (трассологическая – обнаружение следов травмирующих объектов на биологических объектов, баллистическая – установление характера огнестрельного повреждения, ситуационная – определение возможности образования повреждений при конкретных условиях и обстоятельствах), установления истинного пола и возраста, микрологическая – обнаружение мельчайших частиц вещества на биологических объектах);
  • медицинских документов (в том числе так называемая экспертиза «врачебных ошибок» – то есть при подозрении на неоказание или на ненадлежащее оказание медицинской помощи).

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов