Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:30, реферат
Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.
Министерство
обороны Российской Федерации и
федеральные органы исполнительной
власти, в которых законом
Порядок организации
и проведения медицинского освидетельствования,
а также требования к состоянию
здоровья граждан, поступающих на службу
в органы, Государственную
Судебно-медицинская экспертиза
Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) является одной из самых вострeбованных, сложных и дорогостоящих экспертиз.
Данный вид экспертных исследований проводится врачами – судебно-медицинскими экспертами (судебными медиками). Требования, предъявляемыми к специалистам в данной отрасли науки, являются очень жесткими. Чтобы быть допущенным к проведению СМЭ, необходимо:
Лицензию получает или учреждение (государственное Бюро судебно-медицинской экспертизы, негосударственное экспертное учреждение) или частнопрактикующий негосударственный эксперт.
Кроме того, свидетельством высокого профессионального уровня эксперта является своевременное присвоение квалификационной категории – второй, первой, высшей – каждые пять лет работы (после 15 лет работы в случае присвоения высшей квалификационной категории в дальнейшем она лишь подтверждается каждые 5 лет). Присвоение категории производится только практическим государственным судебно-медицинским экспертам. Для негосударственных экспертов подобная практика не предусмотрена.
Выделяют как государственную, так и негосударственную экспертизу.
Государственную судебно-медицинскую экспертизу проводят в Бюро судебно-медицинской экспертизы государственные эксперты. Негосударственную экспертизу проводят негосударственные экспертные учреждения и негосударственные эксперты, требования к ним те же самые, что и к государственным.
Нормативное регулирование судебно-медицинской экспертной деятельности
На сегодняшний день СМЭ регламентируется:
- основами законодательства об охране здоровья граждан
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
- Федеральный закон №73-ФЗ о государственной судебно-экспертной деятельности
- постановление
правительства №522 об определении
степени тяжести вреда,
В настоящее
время закон относительно полно
регламентирует государственную судебно-
Неоднозначно утверждение, что любая экспертная деятельность, в том числе негосударственная, регламентируется данным законом.
Экспертизу
можно проводить только по постановлению
органов дознания и следствия, суда.
Экспертизу можно проводить как
в государственном судебно-
Интересен вопрос, насколько законно направление в государственное учреждение для прохождения так называемого «судебно-медицинского исследования» – действия не процессуального, то есть не описанного в законе. Уголовное процессуальное законодательство не предусматривает на досудебном этапе проверять какие-либо сведения путем осмотра пострадавших. Это законодательное упущение. Оформляемые по «направлениям» правоохранительных органов при обращении в Бюро СМЭ «Акты судебно-медицинского исследования» являются не установленной формой. Они не предусмотрены ни медицинским, ни процессуальным (административным, гражданским, уголовным) законодательством. При этом неясно, в качестве кого выступает государственный эксперт: статус специалиста ему не присваивается, экспертом в процессуальном смысле (проводящим судебную экспертизу) он не является.
В то же время, в негосударственном учреждении частное лицо сразу обращается к специалисту, получает на руки «Заключение специалиста» – документ, который может использоваться самостоятельно в качестве доказательства. В конечном итоге, органам дознания и следствия все равно, кто выявил признаки наличия вреда здоровью – государственное судебно-медицинское учреждение или негосударственное. И по тому, и по другому документу – если он есть – правоохранитель может назначить экспертизу.
При обращении в негосударственное учреждение пострадавший, во-первых, проходит лояльную процедуру приема (без очереди, что повышает качество услуги), во-вторых, сокращается длительность производства исследования. Если в государственном учреждении это может занимать до нескольких месяцев (например, по ДТП), то в негосударственном – намного быстрее, возможно даже окончание исследования в день обращения, что не просто экономит время, но и позволяет принимать тактически верные решения, обладая достаточной информацией.
Закон запрещает государственному эксперту заниматься негосударственной судебной экспертизой. В том случае, если судебно-медицинский эксперт занимается негосударственной экспертизой, он предоставляет медицинские услуги населению в качестве частнопрактикующего врача – судебно-медицинского эксперта. В связи с этим он должен быть зарегистрированным налогоплательщиком (организовать ООО, либо работать в негосударственном учреждении, осуществляющем подобную деятельность, либо встать на учет в налоговом органе как индивидуальный предприниматель). Кроме этого, поскольку судебно-медицинская экспертиза является лицензируемым видом деятельности, он должен либо получить лицензию как частнопрактикующий врач на право занятия «судебно-медицинской экспертизой» (с указанием в приложении к лицензии перечня видов деятельности), либо устроиться на работу в негосударственное учреждение, лицензированное на данный вид деятельности.
В том случае, если государственный эксперт проводит экспертизу вне государственного учреждения и составляет «Заключение эксперта», такое заключение будет признано в суде недопустимым доказательством по двум основаниям:
По поводу лицензирования деятельности см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 сентября 2004 г. N КАС04-451 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, которая оттенила лицензирование судебно-медицинской экспертизы по медицинским документам.
По определению степени тяжести вреда здоровью – см. соответствующие Правила, утвержденные Постановлением Правительства №522 от 17 августа 2007 года. Согласно п.6, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом – судебно-медицинским экспертом. Однако по этому пункту снова имеется ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 09 декабря 2010 г. N КАС10-611 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации , которое отменило данный пункт в части определения вреда здоровью в государственных учреждениях здравоохранения. Реакция на это последовала быстрая и уже 24 марта 2011 года появилось Постановление Правительства РФ №206 , которое ввело новую редакцию п.6 Правил «В пункте 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4308), слова "государственной системы здравоохранения" исключить». То есть теперь ничто не мешает определяет степень тяжести вреда здоровью не в учреждениях государственной системы здравоохранения. Практическое значение этого следующее: раньше, даже будучи негосударственным экспертом, можно было определять вред здоровью (по крайней мере, формально) только в государственной больнице – то есть нельзя было, например, арендовать офисное помещение и осуществлять свою деятельность там. Сейчас это положение недействительно, то есть фактически можно определять вред здоровью где угодно.
На текущий
момент принято свежее Постановление
Пленума ВС от 21 декабря 2010 года №28,
которое предельно четко
Основные виды
судебно-медицинской
Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов