Право социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
программы развития образования и здравоохранения, имеющие стратегическое значение для страны, и их всесторонняя финансовая поддержка в бюджетах всех уровней;
нормативы и стандарты обеспечения населения благами невещественного достояния;

Содержание

Введение
1. Социальное обеспечение
1.1 Экономические основы и принципы социального обеспечения
1.2 Содержание категории социального обеспечения
1.3 Экономические источники социального обеспечения
1.4 Принципы социального обеспечения
1.5 Основные источники социального обеспечения
2. Социальная защита
2.1 Государственные пенсии
2.2 Концепция реформы пенсионной системы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

В нашей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты трудоспособности, а также  потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется  различными формами социального  обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего 1% от своего заработка. Не образуется заранее пенсионный фонд для будущих  пенсионеров и за счет государства. Фонды для обеспечения нетрудоспособных выделяются и используются ежегодно в процессе распределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого, ни прибавочного продукта, и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т. е, прибавочный продукт.

 

1.4 Принципы социального  обеспечения

 

Важной особенностью социального  обеспечения являются гуманные принципы его построения.

1. Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

  1. Общедоступность — условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 —55 лет, а для женщин —до 45—50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а занятых на тяжелых работах — еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
  2. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
  3. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.

5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.

Социальное обеспечение  способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца  создают детям возможность учиться  и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного  хозяйства — горной, металлургической, химической промышленности и т.д. Этой же цели способствует порядок выплаты пенсий по старости и других, при котором пенсионерам полностью сохраняется выплата пенсии.

 

1.5 Основные источники  социального обеспечения

 

До 1990 г. в СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих был бюджет социального страхования, а колхозников — централизованные союзные фонды социального обеспечения, социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.

С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» все граждане стали обеспечиваться пенсиями по этому закону за счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарплаты, содержание органов управления фондом и некоторые другие. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из Фонда социального страхования. С принятием Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» действие союзного Закона о пенсиях на территории России было прекращено.

В целях совершенствования  системы управления средствами, направляемыми  на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий  в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие граждане.

Бюджетные средства ассигнуются  также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств  для инвалидов, оказания им санаторно-курортной  помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения. Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются  условия для возвращения к  труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение  отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных  законом.

Осуществление социального  обеспечения возложено на Министерства труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социальной защиты населения РФ создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, контроль за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.

Назначение пенсий и пособий  офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных  войск, внутренних войск МВД, лицам  рядового и начальствующего состава  органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой  полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

 

 

2. Социальная защита

 

2.1 Государственные пенсии

 

Расходы на пенсии и пособия  планируются исходя из численности  пен-сионеров и размеров пенсий в  планируемом периоде. В составе  мер по социальной защите населения  важнейшее место занимают государствен-ные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения определя-ется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более 37 млн. престарелых, инвалидов и членов их семей, потерявших кормильца.

В настоящее время государственная  пенсионная система переживает кризис. Доходы пенсионеров хронически отстают  от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) значительно ниже прожиточного уровня жизни.

 

2.2 Концепция реформы пенсионной  системы

 

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской Федерации. Дальнейшее развитие Концепция реформы пенсионной системы получила в постановлениях Правительства «О программе социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 годов» (26 февраля 1997 г. № 222) и об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 — 2000 годах» (31 марта 1997 г.).

Основным содержанием  разрабатываемой реформы пенсионной системы в РФ является концепция  выплаты пенсий на основе накопительных принципов финансирования. Глубокий кризис действующей распределительной системы социального обеспечения, при которой пенсионный фонд образуется за счет платежей работающих налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, поставил вопрос о необходимости поэтапного перехода к системе накопительного финансирования пенсий.

Намечается установление трех уровней пенсий:

  1. накопительные пенсии, выплачиваемые лицам, работавшим по найму, за счет отчислений от их заработной платы в течение всей трудовой деятельности, а также процентов, начисляемых организациями, осуществляющими хранение этих отчислений и использующих их в своем обороте;
  2. социальные пенсии, выплачиваемые за счет общих налогов лицам, не накопившим необходимые средства на выплату им пенсий и не имеющим средств к существованию;
  3. дополнительные пенсии, выплачиваемые за счет средств, взимаемых с отдельных категорий работодателей или внесенных добровольно работодателями и работниками.

Основным видом пенсий станут накопительные пенсии. Предполагается, что начиная с 1998 г. лица в возрасте от 30 до 40 лет получат право требовать от работодателя перечисления части страховых платежей с их заработка не на счет Пенсионного фонда, а на собственный именной пенсионный счет. В этом случае они теряют право на пенсию за счет Пенсионного фонда.

Лица, которым в 1999 г. будет более 40 лет, пенсия станет начисляться по действующим ныне правилам, лица моложе 30 лет получат право выбора пенсии по достижении 30-летнего возраста.

Концепция реформы пенсионной системы предполагает плавный переход  к новым принципам пенсионного  обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей  пенсионной системе.

В соответствии с действующим  ныне Законом о государственных  пенсиях в РФ выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные. Рассмотрим основные положения по их выплате. Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним пенсия по старости назначается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше.

Женщины, родившие пять и  более детей и воспитавшие  их до восьмилетнего возраста, а  также матери детей инвалидов  с детства, воспитавшие их до этого  возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и  общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Законом также предусмотрено  льготное назначение пенсий по старости инвалидам I группы по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), в связи с особыми условиями труда (подземных работах, на работах с вредными условиями труда, горячих цехах и др.), в связи с работой на Крайнем Севере. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством РФ.

Лицам, достигшим пенсионного  возраста, но не имеющим полного  трудового стажа, устанавливается  пенсия при неполном стаже, если он не менее пяти лет.

Пенсия устанавливается  в размере 55% заработка и сверх  того 1% заработка за каждый полный год  общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового  стажа сверх необходимого для  установления пенсии на льготных основаниях.

Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.

Законом предусмотрено, что  минимальный размер пенсии при общем  трудовом стаже, равном требуемому для  назначения полной пенсии, устанавливается  не ниже минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается  на уровне трех минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи  с подземной работой, работой  с вредными условиями труда и  горячих цехах — на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового  стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Информация о работе Право социального обеспечения