Право социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:02, контрольная работа

Описание работы

Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу, определяет государственное пенсионное страхование следующим образом:государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граж

Работа содержит 1 файл

контрольная по ПСО.docx

— 21.29 Кб (Скачать)

1. Пенсионная реформа в Российской Федерации

 

Реализуемая в настоящее  время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые  предложения по реформе пенсионного  обеспечения на среднесрочную перспективу, определяет государственное пенсионное страхование следующим образом:государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.

Обязательное пенсионное страхование представляет собой  систему правовых, экономических  и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан  в случае утраты ими заработка  вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных  законодательством.

Таким образом, государственное  пенсионное страхование – это  совокупность правовых, экономических  и организационных институтов и  норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей  и граждан. [6]

Социальная сущность пенсионного  страхования заключается в перераспределении  риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной  стороны, и всеми работодателями – с другой; между поколениями  застрахованных и работодателей, живущими и работающими на предприятиях в  разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и  т.д.

Основная особенность  пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют  специальные пенсионные схемы, в  состав которых входят отдельные  категории граждан из числа главным  образом государственных служащих: военные, служащие правоохранительных органов, определенных сфер государственной  власти и т.д.

Законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации  опирается на положения Конституции  РФ, гарантирующие всем гражданам  страны материальное обеспечение при  достижении установленного законодательством  возраста, а также при утрате работоспособности.

Пенсионные законодательные  акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, обеспечивают, с одной  стороны, социально-трудовую ориентированность, с другой – экономическую устойчивость системы обязательного пенсионного  страхования и ее сбалансированность в рамках рыночной экономики России.

Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года, - долгосрочная экономическая  программа, поскольку предусматривает  переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной  пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной  пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные  элементы.[7]

Центральное место в системе  правовых актов пенсионной реформы  занимают следующие Федеральные  законы:

·  «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;

·  «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ »  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;

·  «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;

·  «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.

Ключевой нормативный  документ системы законодательных  актов пенсионной реформы – Федеральный  закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку  в нем определены права граждан  на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры  всех видов трудовых пенсий.

В связи с его принятием  одновременно утратил силу действующий  более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ»  от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.

Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены  с улучшением для одних категорий  и ухудшением для других. Проведенная  пенсионная реформа – также не исключение: для значительного контингента  пенсионеров и застрахованных лиц  ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут  повлечь за собой каких-либо ухудшений  материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.

Достаточно радикальное  изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий  назначения, самой формулой исчисления размера трудовой пенсии и порядка  ее индексации.

Не менее серьезные  изменения претерпели механизмы  осовременивания назначенных пенсий для поддержания жизненного уровня и коэффициента замещения заработка, утраченного в результате наступления соответствующего страхового случая. Если раньше индексация трудовых пенсий осуществлялась исходя из темпов роста средней заработной платы в экономике, то теперь размеры индексации будут определяться также с учетом темпов инфляции, роста доходов Фонда, динамикой численности получателей пенсий.

Закон РФ № 173-ФЗ изменил  режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный  перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием  по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать  статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.

Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, то большое внимание в данном Законе уделено переходному  периоду, в течение которого будут  выходить на пенсию застрахованные в  системе государственного пенсионного  страхования лица, имеющие комбинированный  стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения  сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная  схема их конвертации.

Статьей 2 Закона РФ № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.

В новом Законе сохраняются  старые нормы о праве выбора пенсии(при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и а праве на получение двух пенсий в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ.[8]

В период после начала пенсионной реформы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило  в условиях отсутствия адекватной нормативной  правовой базы. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и степени доверия к ним  населения.

Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного  обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного  возраста с одновременной отменой  всех имеющихся льгот.

В долгосрочной перспективе  в качестве альтернативы действующей  распределительной системе предлагается комбинированная система пенсионного  обеспечения, которая включает в  себя:государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется за счет: текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ; средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционного дохода от их размещения;государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для тех лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет средств федерального бюджета; дополнительное пенсионное страхование, осуществляется за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ, - обязательных страховых взносов.

В процессе реформирования необходимо провести изменения нормативных  правовых актов по вопросам индивидуального  учета застрахованных лиц в системе  государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета  должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных  и именно накопительных счетов граждан  в механизм финансирования пенсий. Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных  механизмов.[9]

Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных  стимулов для добровольного более  позднего выхода на пенсию, в том  числе с использованием условно-накопительных  счетов граждан, при которых более  продолжительная работа и соответственно сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно  увеличивать для получателя ее ежемесячный  размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение  ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых людей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможного желанию.

Предлагаемая в Программе  модель государственного пенсионного  обеспечения с поэтапным введением  накопительных элементов обеспечивает сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации  в течение всего переходного  периода (до 2020г.) без увеличения базовой  ставки страховых взносов в Пенсионный фонд.[10]

 

2. Размер трудовой пенсии  по старости

 

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" устанавливаются  размеры трудовых пенсий по старости.

Трудовая пенсия состоит  из базовой части, не связанной со страховым стажем, и является государственной  гарантией минимального пенсионного  обеспечения граждан при наличии  у них определенной продолжительности  страхового стажа (для пенсии по старости - не менее 5 лет, для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца - не менее  одного дня страхового стажа).

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается для всех пенсионеров  в твердом размере, который дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения способности  к трудовой деятельности, наличия  на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Тем самым лицам, достигшим  возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности  к трудовой деятельности III степени, и лицам, на иждивении которых  находятся нетрудоспособные члены  семьи, устанавливается повышенная базовая часть трудовой пенсии по старости.

Для лиц, проживающих в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 01.01.2004 размер базовой части трудовой пенсии на весь период их проживания в указанных  районах (местностях) увеличивается  на районный коэффициент, установленный  Правительством РФ. При выезде указанных  граждан на новое место жительства за пределы "северных" территорий, размер базовой части трудовой пенсии устанавливается по общим правилам.

Размер страховой части  трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т.

Величина расчетного пенсионного  капитала (ПК) может быть представлена как сумма расчетного пенсионного  капитала, определяемого в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по состоянию на 01.01.2002, и страховых взносов, поступивших (уплаченных) за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ после указанной даты:

 

ПК = ПК на 01.01.2002 + страховые взносы.

 

При этом во всех случаях  размер страховой части трудовой пенсии определяется исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного  с применением установленных  коэффициентов индексации.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого для расчета  страховой части указанной пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев). При учете  пенсионных прав, приобретенных застрахованными  лицами до 1 января 2002 г., размер устанавливаемой  страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

 

Расчет страховой части  трудовой пенсии можно представить  следующим образом:

 

СЧ = ПК / Т = п. 5 ст. 14

 

= (ПК на 01.01.2002 + страховые  взносы) / Т =

 

= ПК на 01.01.2002 / Т + страховые взносы / Т =

 

= (РП - 450) x Т / Т + страховые взносы / Т =

 

= (РП - 450) + страховые взносы / Т. 

 

СЧ трудовой пенсии на 01.01.2002 равна расчетному размеру пенсии, исчисленному по нормам ранее действовавшего порядка исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, за вычетом размера базовой части трудовой пенсии.

Снижение размера ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии предусматривается только при назначении страховой части трудовой пенсии после достижения пенсионного возраста.

Ожидаемый период выплаты  трудовой пенсии по старости сокращается  на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не может быть менее 14 лет (168 мес.).

Информация о работе Право социального обеспечения