Право социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
программы развития образования и здравоохранения, имеющие стратегическое значение для страны, и их всесторонняя финансовая поддержка в бюджетах всех уровней;
нормативы и стандарты обеспечения населения благами невещественного достояния;

Содержание

Введение
1. Социальное обеспечение
1.1 Экономические основы и принципы социального обеспечения
1.2 Содержание категории социального обеспечения
1.3 Экономические источники социального обеспечения
1.4 Принципы социального обеспечения
1.5 Основные источники социального обеспечения
2. Социальная защита
2.1 Государственные пенсии
2.2 Концепция реформы пенсионной системы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

Государственное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования

 

«Сибирский политехнический  техникум»

 

Задание

На выполнение курсовой работы по дисциплине

«Право социального  обеспечения»

 

 

 

Студенту 3 курса группы Ю-09

Гусельникову  Алексею Алексеевичу 

 

 

Председатель комиссии

Социально-правовых дисциплин                                   А. Р.Двойнишникова

Преподаватель «Право социального  обеспечения»          М. Е.Полушкина

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Содержание

 

Введение

1. Социальное обеспечение

1.1 Экономические основы  и принципы социального обеспечения

1.2 Содержание категории  социального обеспечения 

1.3 Экономические источники  социального обеспечения

1.4 Принципы социального  обеспечения

1.5 Основные источники  социального обеспечения

2. Социальная защита

2.1 Государственные пенсии

2.2 Концепция реформы пенсионной  системы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Основными формами и инструментами  государственного регулирования развития социальной сферы являются:

  • программы развития образования и здравоохранения, имеющие стратегическое значение для страны, и их всесторонняя финансовая поддержка в бюджетах всех уровней;
  • нормативы и стандарты обеспечения населения благами невещественного достояния;
  • регулирование межбюджетных отношений между центром и регионами, позволяющее выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам;
  • государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение критических социальных ситуаций долговременного характера (проблем Севера, Нечерноземья, радиоактивного загрязнения регионов и др.), а также на решение целевых проблем развития отраслей (создание полноценной материальной базы социальной сферы);

• система мер экстренного  характера (прежде всего за счет резервных  фондов), позволяющая ослаблять социальную напряженность, периодически возникающую  из-за негативных процессов в образовании, охране здоровья, загрязнения окружающей среды.

Важнейшей задачей социальной политики является задача поддержания  максимально возможного уровня жизни  населения, особенно — его наименее социально защищенных слоев.

У большинства населения  формируются принципиально новые  ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни  россиян. В связи с появлением негосударственных учреждений социального  обслуживания у населения появилась  реальная возможность выбора различных форм обучения, медицинского обслуживания, страхования, отдыха и т. п. Наряду с традиционным общегосударственным бесплатным обслуживанием стал интенсивно складываться рынок социальных услуг. Доля платных социальных услуг существенно выросла. Однако в связи с тем, что развитие экономики на первых этапах переходного периода столкнулось со значительным снижением эффективности народного хозяйства, резким падением объемов производства и высокой инфляцией, доходы как государства, так и населения снизились. Как бы ни складывалась ресурсная обеспеченность социальной сферы, необходимы такие изменения в ее организации, в технологиях обеспечения социальных нужд, в социальной политике, которые позволили бы увеличить социальную отдачу затрачиваемых ресурсов. В целом анализ современного состояния социальной сферы в России и особенностей ее развития в переходный период убеждает в том, что объемы финансовых ресурсов, мобилизуемых для ее деятельности, и методы их формирования и использования не соответствуют современным требованиям и нуждаются в серьезной корректировке и реформировании. Целью данной работы является определение состояния и перспектив развития социального обеспечения в свете пенсионных реформ РФ.

 

 

 

1. Социальное обеспечение

 

1.1 Экономические основы  и принципы социального обеспечения

 

Конституция Российской Федерации  каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория  социальное обеспечение – это  система распределительных отношений, в процессе которых за счет части  национального дохода образуются и  используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения  и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее  обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования  фондов и организации обеспечения.

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии – это периодические  выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения  граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в  связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • за выслугу лет;
  • по случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан  выплачиваются так называемые социальные пенсии. Основные виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком;
  • на детей военнослужащих срочной службы;
  • по безработице;
  • ритуальные.

Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения:

  • профессионально-техническое обучение;
  • переобучение безработных;
  • переобучение и трудоустройство инвалидов;
  • бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, атомобилями;
  • организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение  — это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. В трудную  пору жизни, когда в связи с  прекращением трудовой деятельности его  материальное положение ухудшается, когда на моральное состояние  человека, привыкшего всю жизнь трудиться, так угнетающе действует сознание утраты своей полноценности, — в  эту пору он не предоставлен сам  себе, не забыт.

 

1.2 Содержание категории  социального обеспечения

 

По этому вопросу среди  экономистов нет единого мнения. Ряд авторов конструируют понятие  социального обеспечения в широком  смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических  мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан  в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием  и лечением. Другие социальное обеспечение  и социальное страхование рассматривают  как однопорядковые экономические  категории. Третьи вводят понятие социального  обеспечения в узком смысле, к  которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что  существует единое понятие социального  обеспечения, включающего различные  формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно  отвечает статье 39 Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации  гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, образование, пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д.

С позиции широкого толкования понятия социального обеспечения  в него следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические  мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но ведь каждое из этих прав предусматривает  удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией, мероприятиями  и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т. е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для более широкого толкования социального обеспечения достаточных оснований не имеется.

Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существо-вании  социального обеспечения и социального  страхования как самостоя-тельных  однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному  обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному  страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального  страхования.

В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда  социального страхования нет  различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так  и за счет Пенсионного фонда и  Фонда социального страхования  выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам  и др. Различия состоят только в  контингенте обеспечиваемых. Из средств  Пенсионного фонда и Фонда  социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета —  военнослужащие начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.

Таким образом нет оснований  считать социальное страхование  самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального  обеспечения. Наоборот, социальное страхование  относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.

 

1.3 Экономические источники  социального обеспечения

 

Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают  прибавочный продукт, другие связывают  общественные фонды потребления  с необходимым продуктом.

Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время  в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, свыше 37 млн. чел.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей  страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда  родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг  из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и  до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это  поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах. Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение  многих лет в основном путем вычетов  части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды  представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

Информация о работе Право социального обеспечения