Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;
2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних………………………………………………………3
1.1 Неимущественные права ребенка в РФ…………………………………………………………………………….4
1.2 Имущественные права ребенка в РФ……………………………………………………………………………….10
1.3 Права несовершеннолетних детей в мире………………………………………………………………………14
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………………….19
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….19
2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованных нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной литературы. …………………………………………………………26
Суммы полученных
алиментов, пенсий и пособий являются
собственностью ребенка. Однако право
распоряжаться ими в интересах ребенка
принадлежит его родителям (заменяющим
их лицам - усыновителям, опекунам, попечителям,
приемным родителям). Они обязаны расходовать
эти средства на содержание, воспитание
и образование ребенка (п.2 ст. 60 СК).
Если родитель, выплачивающий алименты,
считает, что они расходуются другим родителем
не по назначению (особенно когда речь
идет о суммах, превышающих текущие потребности
ребенка), он вправе обратиться в суд с
требованием о зачислении части алиментов
(не более 50 %) на счета, открытые на имя
ребенка в банке.
Ребенок является
также собственником
Гражданское законодательство определяет право ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста и определяются статьями 26 и 28 ГК РФ. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.
Все другие
гражданско-правовые сделки, связанные
с реализацией имущественных прав ребенка,
он совершает с письменного согласия своих
законных представителей (родителей, усыновителя,
попечителя). Причем эти сделки будут действительны
и в том случае, если родители (лица, их
заменяющие) впоследствии одобрят их в
письменном виде. Из этого общего правила
есть исключение: суд при наличии достаточных
данных по просьбе родителей (лиц, их заменяющих)
или органов опеки и попечительства может
либо ограничить, либо лишить ребенка
в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно
распоряжаться своим заработком, стипендией
и иным доходом. Причиной тому может послужить,
в частности, использование причитающихся
ребенку сумм на приобретение спиртных
напитков, наркотиков.
При ограничении этого права несовершеннолетний
распоряжается своими доходами только
с согласия родителей (лиц, их заменяющих),
а при лишении права в интересах несовершеннолетнего
распоряжаются его доходами родители
(лица, их заменяющие). Ребенок в возрасте
от 14 до 18 лет самостоятельно несет имущественную
ответственность по совершенным им сделкам.
Малолетние
(несовершеннолетние, не достигшие 14 лет)
в возрасте от 6 до 14 лет могут
совершать: мелкие бытовые сделки, сделки,
направленные на безвозмездное получение
выгоды, а также сделки по распоряжению
средствами, предоставленными им родителями
(лицами, их заменяющими) или третьими
лицами с согласия последних. Малолетние
в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно
пользоваться предоставляемым им имуществом,
принимать подарки. Они вправе также сами
распоряжаться средствами, которые им
выдают родители (лица, их заменяющие),
а если эти средства им вручают другие
члены семьи или вовсе посторонние лица,
необходимо согласие на то родителей (лиц,
их заменяющих).
Родитель не вправе совершать сделки со
своими несовершеннолетними детьми, за
исключением передачи им имущества в дар
или в безвозмездное пользование. Кроме
права собственности на собственное имущество,
дети и родители не имеют права собственности
на имущество друг друга, однако, если
они проживают совместно, они вправе владеть
и пользоваться имуществом друг друга
по взаимному согласию, строя свои отношения
на доверии, сообразуя их со сложившимся
в семье укладом.
Никакого
особого правового режима для
собственности родителей и
В последние годы в нашей стране наметились
тенденции направленные на то, чтобы, во-первых,
полностью возродить понимание семьи
как непреходящей ценности, во-вторых,
в корне изменить сложившееся веками патриархальное
представление о подчиненном положении
несовершеннолетнего в семье. Закрепление
законодательно прав несовершеннолетних
детей, корреспондировало закрепление
соответствующих обязанностей у родителей.
Так, например, забота о детях, их воспитание
- равное право и обязанность родителей.
Следовательно, речь идет не только о нравственном
долге каждого родителя, но и о его конституционных
правах и обязанностях. Причем их существование
не связывается с наличием или отсутствием
брака родителей. Наделение родителей
правами в отношении их несовершеннолетних
детей означает, что им предоставляется
возможность совершать одобряемые, желательные
с точки зрения государства действия и
поступки, направленные на благо ребенка.
Правам родителей
корреспондируют
Включение в текст Семейного кодекса РФ норм об имущественных правах ребенка имеет большой смысл. Оно означает расширение круга отношений, регулируемых семейным законодательством, поскольку сюда входят имущественные права несовершеннолетних, как в семье, так и за ее пределами.
Как бы ни менялось отношение государства к семье и родителям, ребенок всегда имел право на получение содержания за их счет. На обязанность материально обеспечивать несовершеннолетних, а также нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних детей можно посмотреть и как на право ребенка на заботу со стороны своих родителей. Это один из наиболее типичных примеров слияния личных и имущественных прав ребенка в семье.
В заключение этого раздела стоит сказать, что имущественные права ребенка относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке. Сложность вызывает отсутствие законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта права. Конвенция ООН «О правах ребенка», рассматривая личные неимущественные права детей, вскользь затрагивает отношения имущественного характера, ст. 27 Конвенции ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей. В Конвенции даже не содержится упоминания о праве собственности ребенка.
Вместе с
тем нормы семейного права
не один раз ссылается на гражданское
законодательство, тесно соприкасается
и с другими отраслями права,
что подчеркивает комплексный, сложный
характер имущественных прав ребенка,
в обеспечении которых не последнее место
должно занимать государство.
1.3. Международное правовое регулирование положения детей.
Описав ситуацию с правовым положением детей в Российской Федерации, представляется возможным рассмотреть также и мировое положение дел в сфере регулирования прав несовершеннолетних.
Несмотря на то, что в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития, жестокая действительность ХХ века влекла за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность. Процветали различного рода идеологии, проповедующие бесполезность института семьи и его скорую гибель. Вплоть до середины века в мире ни о каких правах ребенка не могло быть и речи, однако развитие гуманитарной мысли не могло обойти стороной эту проблему.
В 1945 году Генеральная
Ассамблея ООН создает Детский
фонд Организации Объединенных Наций
(ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея
ООН принимает Всеобщую декларацию прав
человека, провозгласившую право на защиту
семьи, естественной и основной ячейки
общества, со стороны общества и государства.
Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался
праву на особое попечение и помощь материнству
и младенчеству. Здесь же было сказано:
"Все дети, родившиеся в браке или вне
брака, должны пользоваться одинаковой
социальной защитой". (3,с.38) В 1966 году
был принят Международный пакт о гражданских
и политических правах, где повторялось
положение о праве семьи на защиту со стороны
общества и государства. А ст. 24 этого
Пакта предназначалась специально для
всех детей, имеющих право на такие меры
защиты, которые требуются в его положении
как малолетнего со стороны его семьи,
общества и государства. В Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах, принятом также в 1966
году, не только повторялись ранее зафиксированные
положения, но и в более широком плане
рассматривалась забота о "несамостоятельных
детях и их воспитании". Здесь же обращалось
внимание на мероприятия, необходимые
для здорового развития ребенка.
1.3.1 Конвенция ООН о Правах ребенка.
Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана, несомненно, имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:
"Ребенок
для полного и гармоничного
развития его личности
После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" (12, с.955) Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.
Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание. (24, с.38)
Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.
Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.
Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).
В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.