Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;
2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних………………………………………………………3
1.1 Неимущественные права ребенка в РФ…………………………………………………………………………….4
1.2 Имущественные права ребенка в РФ……………………………………………………………………………….10
1.3 Права несовершеннолетних детей в мире………………………………………………………………………14
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………………….19
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….19
2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованных нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной литературы. …………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Академия Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации
Юридический
факультет им. М.М. Сперанского
Курсовая работа по дисциплине Семейное право на тему: «Права несовершеннолетних детей»
Выполнил: Поликарпов Н.В.
Студент 3 курса, 2 группы
Научный руководитель:
Емелина Л.А.
Москва 2011
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность
прав несовершеннолетних………………………………
1.1 Неимущественные
права ребенка в РФ…………………………………………………………………………
1.2 Имущественные права
ребенка в РФ…………………………………………………………………………
1.3 Права несовершеннолетних
детей в мире……………………………………………………………………
Глава 2. Защита прав
несовершеннолетних………………………………
2.1 Задачи и функции
органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних
детей органами опеки и попечительства.
………………………………………………………………………………
2.3 Судебная защита
прав несовершеннолетних…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной
литературы. …………………………………………………………26
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что во всем мире отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок -- это личность, умение которого жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ему возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, т.е. превращение его в самостоятельный субъект права. Стремление «посмотреть» на ребенка, как на самостоятельный субъект права созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, и находит свое отражение в Конвенции ООН 1959 г. «О правах ребенка» ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. После ее ратификации 16 августа 1990 г. Российская Федерация приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. Включение в Семейный кодекс РФ (далее СК РФ) главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. Согласно п. 1 ст. 54 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;
2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
При написании
работы было применено действующее
законодательство по данному вопросу,
а также изучены труды ученых-
В курсовой
работе, раскрывая изменения в
законодательстве по данному вопросу,
использовался исторический и сравнительный,
а также общенаучные методы анализа
и синтеза.
Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних
Представляется
уместным определить понятийную
базу и правовую основу рассматриваемого
явления – гражданско-правовой статус
несовершеннолетнего гражданина России.
Толковый
словарь русского языка определяет
объем понятий следующим
"несовершеннолетний" - не достигший совершеннолетия;
"совершеннолетие"
- возраст, по достижении
"совершеннолетний" - достигший совершеннолетия. (30, с.10)
«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» - такое определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1959 г. По российскому законодательству ребенком также является лицо, не достигшее 18 лет, причем до 14 лет ребенок считается малолетним.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
С момента
рождения каждый ребенок приобретает
способность иметь права, которые
предусмотрены семейным законодательством.
Глава 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних
детей, которые принято делить на личные
неимущественные и имущественные права.
1.1 Неимущественные права ребенка в РФ.
К личным неимущественным правам детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на
общение с родителями и
- право на защиту;
- право выражать своё мнение;
- право на имя, отчество и фамилию.
Однако в комплекс личных прав ребенка необходимо включать не только те, что закреплены в СК РФ, но также права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.
В соответствии с Конвенцией за ребенком признается также право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8); право на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) и др.
В связи
с таким разнообразием прав детей,
предметом данной главы станут лишь
некоторые, как мне кажется, основные
права, которые представляют, особый
интерес, как с теоретической, так и с практической
стороны. Рассмотрим эти права подробней.
1.1.1 Право жить и воспитываться в семье.
Право ребенка
жить и воспитываться в семье
заключается в обеспечении
Статьей 54 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов п. 2 ст. 20 ГК РФ. С четырнадцати лет несовершеннолетние с согласия законных представителей вправе избрать место своего жительства. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. В противном случае споры разрешаются в судебном порядке п.3 ст. 65 СК РФ.
Согласно ст. 7 Конвенции ООН «о правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. В том случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен - право ребенка знать своих родителей реализуется путем установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной оплодотворения.
Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Под заботой понимаются все виды помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т. п.
Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей, что позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.
Уважение
человеческого достоинства
1.1.2 Право на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 55 СК РФ закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также другими родственниками, как со стороны матери, так и со стороны отца. Закон не дает исчерпывающегося перечня родственников, которые имеют право на общение с ребенком. Таким образом, к этой категории относятся и ближайшие родственники, и родственники более отдаленных степеней. Право на общение с родителями и другими родственниками сохраняется, в случае расторжения брака между родителями, признание брака недействительным. Но тем не менее такое право может быть ограничено или ребенок может его лишиться в случаях, строго определенных законом: лишение (ст. 71 СК РФ) или ограничение родительских прав (ст. 74 СК РФ) и при отобрании ребенка у родителей (ст. 77 СК РФ).
Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государства-участники Конвенции ООН «О правах ребенка» обязуются уважать право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну п.2 ст.10 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.
Даже находящийся
в экстремальной ситуации (задержание,
арест, заключение под стражу и другое),
ребенок имеет право на общение
с родителями и другими родственниками.
Под экстремальной следует понимать
чрезвычайную, необычную ситуацию с вынужденной
изоляцией ребенка. Так же к экстремальной
можно отнести случай, когда ребенок тяжело
болен и нуждается в госпитализации или
не может находиться дома из-за инвалидности.
Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте
до 15-ти лет имеет право на совместное
пребывание с родителями, а также другими
законными представителями в стационаре
учреждения, которое оказывает несовершеннолетнему
помощь.
1.1.3 Право ребенка на защиту.
Впервые семейное законодательство не только закрепляет права ребенка, но и предусматривает гарантии их реализации. Одной из таких гарантий является право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, предусмотренное ст. 56 СК РФ. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется, прежде всего, его родителями, а также лицами, их заменяющими. Следует добавить, что защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные судом недееспособными. Также не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка граждане, дееспособность которых ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В том случае, когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в таких учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и законных интересов.