Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;
2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних………………………………………………………3
1.1 Неимущественные права ребенка в РФ…………………………………………………………………………….4
1.2 Имущественные права ребенка в РФ……………………………………………………………………………….10
1.3 Права несовершеннолетних детей в мире………………………………………………………………………14
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………………….19
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….19
2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованных нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной литературы. …………………………………………………………26
Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции "О правах ребенка", следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.(24, ст.39)
При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Богатство
содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных
ею прав позволяет лишний раз убедиться
в их комплексном характере, требующем
применения мер защиты с помощью не только
семейного, но и других отраслей права.
В то же время Конвенция формулирует свои
требования в такой гибкой форме, которая
позволяет государству любого уровня
развития, учитывая свои особенности и
возможности, обеспечивать права любого
ребенка. А это важно еще и потому, что
ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно
90% всех государств (по состоянию на
1999 год).
1.3.2 Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.
Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.
Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.
Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.
Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.
Правила применяются
в контексте экономических, социальных
и культурных условий каждого государства-участника.
1.3.3 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)
Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". (2,с. 72)
Минская конвенция в отношении правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:
-правоотношении родителей и детей;
-порядок принятия мер по опеке и попечительству;
-порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.
Таковы, в самых общих чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.
Вместе с
тем в общем массиве
Кроме того,
идеи этой Конвенции непосредственно
касаются общечеловеческих проблем. Не
случайно ее называют "Великой хартией
вольности для детей", "Мировой
Конституцией прав ребенка". Не менее
важно ее значение для охраны прав ребенка
в семье, что имеет особое значение для
современной России, которой предстоит,
во-первых, полностью возродить понимание
семьи как непреходящей ценности, во-вторых,
в корне изменить сложившееся веками патриархальное
представление о подчиненном положении
несовершеннолетнего в семье.
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних.
В соответствие
с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется
судом, а также государственными органами
или органами опеки и попечительства.
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:
- предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;
- выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;
- дают заключения
по делам, связанным с
- дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;
- участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей ст. 79 СК РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.
В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удается только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.
2.2
Защита прав и
интересов несовершеннолетних
детей органами
опеки и попечительства.
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства ст. 8 СК РФ. К государственным органам относятся:
- Прокуратура;
- Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);
- предъявление
в суд, орган опеки и
- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ;
- внесение
предостережения о
- опротестование
актов других административных
органов, имеющих прямое
Органы внутренних дел (ОВД) участвуют в принудительном исполнении решений, которые связанны с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ). А также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (п. 14 ст. 10 Закона «О милиции»; ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу: - с семьями, в которых нарушаются права ребенка;
- с родителями,
не исполняющими или при
- участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;
- в необходимых
случаях осуществляют
На местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (Центр социальной помощи семье и детям, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует о том, что защиту прав ребенка осуществляют, например, «общинные» центры помощи (США, Англия), семейные «наблюдатели» (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..
Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд.
Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
Помимо защиты
прав ребенка на национальном уровне
возможна его защита с помощью
международных механизмов, которые
основаны на международных нормативных
актах, являющиеся, в соответствии с
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой
системы Российской Федерации, и имеющей
преюдициальное значение. Более того,
Конституция РФ закрепляет право каждого
на обращение в межгосударственные органы
по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты ч.3 ст.46 Конституции
РФ.