Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;
2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних………………………………………………………3
1.1 Неимущественные права ребенка в РФ…………………………………………………………………………….4
1.2 Имущественные права ребенка в РФ……………………………………………………………………………….10
1.3 Права несовершеннолетних детей в мире………………………………………………………………………14
Глава 2. Защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………………….19
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….19
2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список использованных нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной литературы. …………………………………………………………26
2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних.
Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это:
- определение
места жительства детей при
раздельном проживании их
- обеспечение
права ребенка на общение с
родителем, проживающим
- обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;
- лишение
родительских прав и
- ограничение
родительских прав и его
Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.
Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).
Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.
2.3.1 Европейский Суд по правам человека и защита прав детей.
Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод для обеспечения обязательств государств-членов, принятых в соответствии с Конвенцией Михайленко К. Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5, с.18.
Европейский суд по правам человека - международный орган правосудия, который был учрежден Конвенцией, действующий на ее основе и основе Правил Процедуры Суда. Европейский суд находится в г. Страсбурге (Франция). В его компетенцию входит: рассматривать жалобы граждан и неправительственных организаций на неправомерные действия государства, нарушающие права и свободы, гарантированные в Конвенции.
Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, которые подаются физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.
При обращении в Европейский суд, нужно помнить, что он рассматривает жалобы на нарушения Европейской конвенции, которые имели место после ее вступления в силу для Российской Федерации (5 мая 1998 г.).
В Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод статей, которые напрямую затрагивают права детей, не очень много. Тем не менее, к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены положения Конвенции. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством. При этом в прецедентах Европейского суда указывается, что несовершеннолетние могут как самостоятельно, так и через представителей инициировать подачу жалобы. Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются: контактов с родителями и другими родственниками, назначения опеки над ребенком, а также, права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.
На основании нижеприведенных статей Судом были разработаны определенные правовые стандарты, которые регулируют положение детей в международном праве:
- Статья 3. Свобода
от пыток и бесчеловечного
унижающего достоинство
- Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, которые обвиняются в совершении преступления);
- Статья 8. Право
на уважение семейной жизни
(определяет концепцию
- Статья 14. Принцип не дискриминации, то есть не допущение дискриминации по отношению к детям и соблюдение всех вышеупомянутых прав.
- Протокол № 1 статья 2. Право на образование (например, образование в частных школах).
При рассмотрении
конфликтов в семье Суд старается
максимально учесть интересы детей,
не упуская из внимания и принципы «охраны
здоровья и нравственности» и «права на
семейную жизнь». Так, например, в одном
из дел, право на неприкосновенность частной
жизни «вступило в конфликт» с правом
других лиц на семейную жизнь. Девочка
(четырнадцатилетняя) убежала из дома
для того, чтобы жить со своим другом. Органы
власти вернули ее к родителям. Рассматривая,
жалобу Комиссия пояснила, что Славкина
Н. Европейская Конвенция о защите прав
человека и основных свобод // Государство
и право, 2004, № 4, с.52.: «В качестве общего
положения, при условии отсутствия каких-либо
особых обстоятельств, обязанность детей
проживать вместе со своими родителями
или иным образом быть объектами социального
контроля является необходимой для охраны
здоровья и нравственности детей, хотя
с точки зрения каждого конкретного ребенка
это может представлять вмешательство
в его личную жизнь. Комиссия считает,
что вмешательство с целью принудить ее
вернуться к своим родителям, было направлено
на то, чтобы обеспечить уважение жизни
ее семьи, а также было необходимо для
защиты здоровья и нравственности девочки
по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции,
Конвенция «О защите прав человека и основных
свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950) - //
Собрание законодательства РФ, 08.01.2001,
№2.
Заключение
Из представленного
в данной курсовой работе материала
видно, что в законодательстве РФ
уделяется немало внимания вопросам
гражданско-правового
Обязательства государств мира (в том числе России) в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт «О гражданских и политических правах», Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и др. Но ключевым документом в этой области является Конвенция ООН «О правах ребенка», которая закрепляет различные права детей - гражданские, политические, социальные, экономические и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор определяет ребенка как лицо, которое обладает конкретными правами и предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка» 16 августа 1990 г., возлагая на себя обязательство, уважать, обеспечивать и защищать права детей, предусмотренные этим международным договором.
Таким образом, к личным правам детей, в соответствии с Конвенцией «О правах детей» и СК РФ, относятся: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование, право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, право на отдых, оздоровление и досуг.
На основании изучения и анализа научной юридической литературы, можно сделать следующие выводы:
- современное
Российское законодательство, регулирующее
гражданско-правовое положение
- взаимодействие
различных отраслей права при
определение правового статуса
несовершеннолетних создают
Список
использованных нормативно-правовых
актов.
Список
специальной научной
и учебной литературы.