Права несовершеннолетних детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование личных имущественных и неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.

В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:

1. Дать правовую характеристику, и выделить особенности регулирования положения детей, как в России, так и на международном уровне;

2. Проанализировать способы защиты прав ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних………………………………………………………3

1.1 Неимущественные права ребенка в РФ…………………………………………………………………………….4

1.2 Имущественные права ребенка в РФ……………………………………………………………………………….10

1.3 Права несовершеннолетних детей в мире………………………………………………………………………14

Глава 2. Защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………………….19

2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства. ……………………………………………………..19
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….19

2.3 Судебная защита прав несовершеннолетних………………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….24

Список использованных нормативно-правовых актов. ……………………………………………………….25
Список специальной научной и учебной литературы. …………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

права детей_итог.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

2.3 Судебная защита  прав несовершеннолетних.

Судебная  защита прав детей осуществляется прямо  и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это:

- определение  места жительства детей при  раздельном проживании их родителей;

- обеспечение  права ребенка на общение с  родителем, проживающим отдельно  от него;

- обеспечение  права ребенка на общение с близкими родственниками;

- лишение  родительских прав и восстановление  в родительских правах;

- ограничение  родительских прав и его отмена.

Характерная особенность прямой защиты прав детей  заключается в том, что здесь  налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью  семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная  защита может осуществляться и с  помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский  суд по правам человека.

2.3.1 Европейский Суд  по правам человека  и защита прав  детей.

Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод для обеспечения обязательств государств-членов, принятых в соответствии с Конвенцией Михайленко К. Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5, с.18.

Европейский суд по правам человека - международный  орган правосудия, который был  учрежден Конвенцией, действующий на ее основе и основе Правил Процедуры Суда. Европейский суд находится в г. Страсбурге (Франция). В его компетенцию входит: рассматривать жалобы граждан и неправительственных организаций на неправомерные действия государства, нарушающие права и свободы, гарантированные в Конвенции.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, которые подаются физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

При обращении  в Европейский суд, нужно помнить, что он рассматривает жалобы на нарушения  Европейской конвенции, которые  имели место после ее вступления в силу для Российской Федерации  (5 мая 1998 г.).

В Европейской  Конвенции о защите прав и основных свобод статей, которые напрямую затрагивают  права детей, не очень много. Тем  не менее, к ребенку, как и к  любому другому субъекту прав, могут  быть применены положения Конвенции. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством. При этом в прецедентах Европейского суда указывается, что несовершеннолетние могут как самостоятельно, так и через представителей инициировать подачу жалобы. Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются: контактов с родителями и другими родственниками, назначения опеки над ребенком, а также, права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

На основании  нижеприведенных статей Судом были разработаны определенные правовые стандарты, которые регулируют положение детей в международном праве:

- Статья 3. Свобода  от пыток и бесчеловечного  унижающего достоинство обращения  или наказания (в частности,  в случаях применения к детям  телесных наказаний в школе,  родителями, или по решению суда);

- Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, которые обвиняются в совершении преступления);

- Статья 8. Право  на уважение семейной жизни  (определяет концепцию действий  в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.); статус незаконнорожденных детей; передачу государству права на опеку над ребенком; случаи разлучения родителей и детей по причине депортации родителей);

- Статья 14. Принцип не дискриминации, то  есть не допущение дискриминации по отношению к детям и соблюдение всех вышеупомянутых прав.

- Протокол  № 1 статья 2. Право на образование  (например, образование в частных  школах).

При рассмотрении конфликтов в семье Суд старается  максимально учесть интересы детей, не упуская из внимания и принципы «охраны здоровья и нравственности» и «права на семейную жизнь». Так, например, в одном из дел, право на неприкосновенность частной жизни «вступило в конфликт» с правом других лиц на семейную жизнь. Девочка (четырнадцатилетняя) убежала из дома для того, чтобы жить со своим другом. Органы власти вернули ее к родителям. Рассматривая, жалобу Комиссия пояснила, что Славкина Н. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право, 2004, № 4, с.52.: «В качестве общего положения, при условии отсутствия каких-либо особых обстоятельств, обязанность детей проживать вместе со своими родителями или иным образом быть объектами социального контроля является необходимой для охраны здоровья и нравственности детей, хотя с точки зрения каждого конкретного ребенка это может представлять вмешательство в его личную жизнь. Комиссия считает, что вмешательство с целью принудить ее вернуться к своим родителям, было направлено на то, чтобы обеспечить уважение жизни ее семьи, а также было необходимо для защиты здоровья и нравственности девочки по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции, Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Из представленного  в данной курсовой работе материала  видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения  несовершеннолетних. Россия встает на путь стабильности и формирования условий  для экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. Приведение российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами повлекло существенные изменения в регулировании прав ребенка. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему, личных неимущественных и имущественных прав.

Обязательства государств мира (в том числе России) в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт «О гражданских и политических правах», Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и др. Но ключевым документом в этой области является Конвенция ООН «О правах ребенка», которая закрепляет различные права детей - гражданские, политические, социальные, экономические и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор определяет ребенка как лицо, которое обладает конкретными правами и предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Российская  Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка» 16 августа 1990 г., возлагая на себя обязательство, уважать, обеспечивать и защищать права детей, предусмотренные этим международным договором.

Таким образом, к личным правам детей, в соответствии с Конвенцией «О правах детей» и СК РФ, относятся: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование, право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и занятость, право на отдых, оздоровление и досуг.

На основании  изучения и анализа научной юридической  литературы, можно сделать следующие  выводы:

- современное  Российское законодательство, регулирующее  гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан;

- взаимодействие  различных отраслей права при  определение правового статуса  несовершеннолетних создают предпосылки  к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.

 

Список  использованных нормативно-правовых актов. 

  1. Конвенция ООН  о правах ребенка от 20 ноября 1989 года//Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями: Конвенция ООН о правах ребенка  – М.: 96 г.
  2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам // СЗ РФ. 1995. № 17.
  3. Декларация прав ребенка // Документы ООН о детях, женщинах, образовании. М., 1995
  4. Конституция Российской Федерации. М., Право, 1995
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации. М.:  Право, 1999.
  7. ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ // Российская газета № 147. 05.08.1998
 

 

    Список  специальной научной  и учебной литературы. 

  1. Антокольская  М.В. Семейное право:Учебник.-Изд.2-е  перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000
  2. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и  право. –  №3. 1994.
  3. Борисова В.А., Дмитриев А.И. Проблема возрастных ограничений// Государство и  право № 11 – 1999
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. С постатейным приложением  материалов практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Арбитражного суда РФ/Сост. Д.В. Мурзин, - 2-е изд//М.: НОРМА, 2001.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988.
  6. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка
  7. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. М., Инфра, 2004

Информация о работе Права несовершеннолетних детей