Защита прав несовершеннолетних: профилактика детского алкоголизма, предотвращение бытового насилия детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики пёоследних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении

Содержание

Введение
1.Защита несовершеннолетних от бытового насилия.
2. Проблема детского алкоголизма.
2.1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить
2.2. Борьба с детским алкоголизмом
Заключение

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ 1..doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт  Прокуратуры 
 
 

Реферат.

по  учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». 

Защита  прав несовершеннолетних: профилактика детского алкоголизма, предотвращение бытового насилия детей. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 102 группы ИП

Ракитин Д.А.

Проверил:

Старовойтов В.И.

Екатеринбург 2011.

План  Реферата.

   Введение

1.Защита несовершеннолетних от бытового насилия.

2. Проблема детского алкоголизма.  

2.1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить

2.2. Борьба с детским алкоголизмом

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

          Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики пёоследних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них -- погибают; 60% -- сироты, достигшие трехлетнего возраста, -- попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность» (только в 1994 г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше 5 лет, 348 тысяч считаются потенциально безнадежными детьми); дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации Российской Федерацией Конвенции по правам ребенка в 1993 -- 1997 гг.»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка, как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.                                   

                 Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах. В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Основным  документом о правах детей в нашей  стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно  разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

С рождения у ребенка и его родителей  сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и  детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

· право  на жизнь и воспитание в семье;

· право  знать своих родителей и право  на их заботу;

· право  на совместное с ними проживание;

· право  на воспитание своими родителями;

· обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. 

  1. Защита несовершеннолетних от бытового насилия.

              В своей работе я хочу  поднять  проблему защиты детей от алкоголизма и бытового насилия.

 Актуальность  исследования темы  бытового насилия в отношении несовершеннолетних не вызывает сомнений. Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы сталкиваемся с фактами насилия и жестокости по отношению к детям. Разнообразные проявления жестокого отношения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Беда в том, что долгое время общество старалось обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным классом» и уже,  поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Следствием такого отношения явилось отсутствие действенного предупреждения насилия в обществе, плохое выявление и регистрация случаев жестокого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям и их семьям. Жестокость и насилие по отношению к детям наблюдаются и в школе, и в неформальной среде сверстников.    Многое уже сделано, однако принятых мер еще недостаточно. По данным МВД России, в 2010 г. было зарегистрировано свыше 106 тыс. преступлений в отношении детей, из них 68 тыс. насильственного характера. В 2010 г. число детей, ушедших из дома и учреждений социальной защиты, превысило 50 тысяч.   Одна из причин совершаемых преступлений, проявления насилия к детям — отсутствие в российском обществе должного противодействия жестокому обращению с детьми.

                Ребенок является особым субъектом права. Во-первых, несовершеннолетнему легче причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели или учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей или лиц, их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание того, что не всякое наказание пойдет ему во благо. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточное знание законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильника.

               В древней Руси отношения между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, большей частью регулировались нормами церковного законодательства. Это давало мужчине право пользоваться безграничной властью над членами семьи. Большинство документов того времени регулировали отношения между мужем и женой, что же касается несовершеннолетних, то отец и мать имели практически безграничную власть над ребенком. Кроме того, бытовое насилие в отношении несовершеннолетних было довольно широко распространено. Церковные каноны даже предписывали главе семьи «поучать отрока». Способы такого «поучения» были чрезвычайно жесткими, но законодательство выделяло только «увечье», сексуальное насилие и убийство. В период формирования российского абсолютизма начинает созревать убеждение в необходимости оградить членов семьи от произвола мужа (отца). Именно в XVII в. впервые произошло вмешательство светской законодательной власти в семейно-бытовые отношения. Благодаря Петру I, в законодательстве появились нормы, предусматривающие уголовную ответственность за насильственные действия в отношении несовершеннолетних. Однако реального улучшения положения дел в этой сфере не произошло. Законодатель в данном случае решал другую задачу - ограничить власть церкви в семейно-бытовых отношениях.

Первые  уголовные кодексы РСФСР отказались от подробного регламентирования ответственности  за насильственные преступления против несовершеннолетних. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал единственную статью, предусматривавшую ответственность родителей за неплатеж алиментов на содержание детей и за оставление несовершеннолетних детей без надлежащей поддержки.  Нормы Уголовного кодекса РСФСР (1960 г.), по сравнению с действующим Уголовным кодексом криминализировали практически те же деяния. Исключением явилась декриминализация такого действия, как доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Действующее Российское уголовное законодательство, предусмотрев ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми, регулирует защиту несовершеннолетних потерпевших полнее и эффективнее, нежели старый уголовный кодекс. Бытовое насилие в отношении несовершеннолетних необходимо рассматривать через призму семейно-бытовых отношений. Это связано с тем, что бытовая сфера не имеет твердо очерченных границ. В ней происходит семейная жизнь, воспитываются дети, передаются традиции. Человек с младенческого возраста впитывает все достоинства и недостатки бытового уклада, господствующие в семье взаимоотношения и ценности. Именно в семье создаются и культивируются бытовые нормы, определяющие поведение и мотивацию несовершеннолетнего, а также ведущие ценностные ориентации личности. Усиливая те или иные образцы поведения родителей, и выполняя их требования, ребенок тем самым усваивает систему моральных норм. Семья выполняет важнейшие социальные функции, организуя потребление духовных и материальных благ, создаваемых обществом, воспитание и социальный контроль. Семья всегда выступает как хранительница обычаев, традиций, духовных ценностей. К основным задачам семьи относится создание условий для развития ребенка. Бытовая деятельность развертывается в значительной мере как жизнедеятельность семьи, в которой закладываются поведенческие стереотипы будущего гражданина.

                Социально-экономические изменения, происходящие в конце XX века, не могли не затронуть семейно-бытовой сферы существования человека. В результате непродуманных экономических реформ был нанесен серьезный удар по традиционному семейному укладу. Что привело к разбалансированию ролевых функций членов семьи, сформировало новый, устойчивый тип семей (с одним родителем или родителей, проживающих в свободных гражданских браках). Все вышеперечисленные изменения не могли не затронуть бытовой сферы, в которой живут и развиваются несовершеннолетние. Результат таких изменений привел к росту насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние стали заложниками кризиса семейно-бытовых отношений.

Можно выделить несколько факторов, детерминирующих  насилие в отношении несовершеннолетних в семейно-бытовой сфере:

а) противоречия, возникающие по поводу наличия ребенка  в семье, предполагающее негативное отношение к ребенку со стороны одного из родителей или лиц, их заменяющих;

б) неспособность  родителей или лиц, их заменяющих, создать необходимые условия  гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, что компенсируется насильственным подавлением его желаний;

в) деструктивные  семьи - алкоголиков, наркоманов и лиц  без определенного рода занятий  и места жительства, где насилие  в отношении несовершеннолетних выступает в качестве общепринятой нормы поведения.

 Вред, причиняемый несовершеннолетним  является связующим звеном в причинной цепи формирования антиобщественного образа жизни несовершеннолетнего, результатом которого нередко становится преступление.

                       Формирование антиобщественного образа жизни начинается с криминализации - в среднем каждый второй-третий подросток, совершивший общественно опасные деяния, воспитывался в неблагополучной семье. В детстве к 82 % взрослых осужденных часто применялось насилие. В целом насилие в семье применялось к 79,7 % несовершеннолетних преступников. Семейное насилие является особым самостоятельным фактором в развитии агрессивности личности. Более трети преступлений против личности совершены подростками, которые были воспитаны в семьях, где происходит насилие. Бытовое насилие в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев проявляется как психическое. При этом риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых семейных конфликтов, в четыре-пять раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в девять-десять раз выше, чем в нормальных. Насилие в семье наносит детям серьезные психические и нравственные травмы, нередко порождая тем самым цепную реакцию общественно опасного поведения несовершеннолетних.

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних: профилактика детского алкоголизма, предотвращение бытового насилия детей