Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:38, реферат
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики пёоследних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении
Введение
1.Защита несовершеннолетних от бытового насилия.
2. Проблема детского алкоголизма.
2.1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить
2.2. Борьба с детским алкоголизмом
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Институт
Прокуратуры
Реферат.
по
учебной дисциплине
«Безопасность
Защита
прав несовершеннолетних:
профилактика детского
алкоголизма, предотвращение
бытового насилия детей.
Выполнил:
студент 102 группы ИП
Ракитин Д.А.
Проверил:
Старовойтов В.И.
Екатеринбург 2011.
План Реферата.
Введение
1.Защита несовершеннолетних от бытового насилия.
2. Проблема детского алкоголизма.
2.1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить
2.2. Борьба с детским алкоголизмом
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок должен знать свои права
и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать
в любой жизненной ситуации. Но, как показывает
практика, во многих случаях дети не имеют
доступа к информации, материалам, подробно
затрагивающим и раскрывающим вопросы
правового положения несовершеннолетних.
Согласно данным официальной статистики
пёоследних лет российские дети находятся
в тяжелейшем положении. Насилию в семье
ежегодно подвергаются около двух миллионов
детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из
дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из
них -- погибают; 60% -- сироты, достигшие
трехлетнего возраста, -- попадают в специнтернаты
с диагнозом «дебильность» (только в 1994
г. поставлено на учет 103 тысячи сирот старше
5 лет, 348 тысяч считаются потенциально
безнадежными детьми); дети из 148 тысяч
семей состоят на учете в комиссиях по
делам несовершеннолетних (из комментариев
к Российскому государственному периодичному
отчету «По реализации Российской Федерацией
Конвенции по правам ребенка в 1993 -- 1997
гг.»). Эти факты еще раз подтверждают необходимость
получения знаний в области защиты прав
ребенка, как детьми, так и родителями,
а также преподавателями школ, детскими
врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах. В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
С рождения у ребенка и его родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:
· право на жизнь и воспитание в семье;
· право знать своих родителей и право на их заботу;
· право на совместное с ними проживание;
· право на воспитание своими родителями;
· обеспечение
интересов ребенка и уважение его человеческого
достоинства.
В своей работе я хочу поднять проблему защиты детей от алкоголизма и бытового насилия.
Актуальность исследования темы бытового насилия в отношении несовершеннолетних не вызывает сомнений. Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы сталкиваемся с фактами насилия и жестокости по отношению к детям. Разнообразные проявления жестокого отношения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Беда в том, что долгое время общество старалось обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным классом» и уже, поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Следствием такого отношения явилось отсутствие действенного предупреждения насилия в обществе, плохое выявление и регистрация случаев жестокого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям и их семьям. Жестокость и насилие по отношению к детям наблюдаются и в школе, и в неформальной среде сверстников. Многое уже сделано, однако принятых мер еще недостаточно. По данным МВД России, в 2010 г. было зарегистрировано свыше 106 тыс. преступлений в отношении детей, из них 68 тыс. насильственного характера. В 2010 г. число детей, ушедших из дома и учреждений социальной защиты, превысило 50 тысяч. Одна из причин совершаемых преступлений, проявления насилия к детям — отсутствие в российском обществе должного противодействия жестокому обращению с детьми.
Ребенок является особым субъектом права. Во-первых, несовершеннолетнему легче причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели или учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей или лиц, их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание того, что не всякое наказание пойдет ему во благо. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточное знание законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильника.
В древней Руси отношения между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, большей частью регулировались нормами церковного законодательства. Это давало мужчине право пользоваться безграничной властью над членами семьи. Большинство документов того времени регулировали отношения между мужем и женой, что же касается несовершеннолетних, то отец и мать имели практически безграничную власть над ребенком. Кроме того, бытовое насилие в отношении несовершеннолетних было довольно широко распространено. Церковные каноны даже предписывали главе семьи «поучать отрока». Способы такого «поучения» были чрезвычайно жесткими, но законодательство выделяло только «увечье», сексуальное насилие и убийство. В период формирования российского абсолютизма начинает созревать убеждение в необходимости оградить членов семьи от произвола мужа (отца). Именно в XVII в. впервые произошло вмешательство светской законодательной власти в семейно-бытовые отношения. Благодаря Петру I, в законодательстве появились нормы, предусматривающие уголовную ответственность за насильственные действия в отношении несовершеннолетних. Однако реального улучшения положения дел в этой сфере не произошло. Законодатель в данном случае решал другую задачу - ограничить власть церкви в семейно-бытовых отношениях.
Первые
уголовные кодексы РСФСР
Социально-экономические изменения, происходящие в конце XX века, не могли не затронуть семейно-бытовой сферы существования человека. В результате непродуманных экономических реформ был нанесен серьезный удар по традиционному семейному укладу. Что привело к разбалансированию ролевых функций членов семьи, сформировало новый, устойчивый тип семей (с одним родителем или родителей, проживающих в свободных гражданских браках). Все вышеперечисленные изменения не могли не затронуть бытовой сферы, в которой живут и развиваются несовершеннолетние. Результат таких изменений привел к росту насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние стали заложниками кризиса семейно-бытовых отношений.
Можно
выделить несколько факторов, детерминирующих
насилие в отношении
а) противоречия, возникающие по поводу наличия ребенка в семье, предполагающее негативное отношение к ребенку со стороны одного из родителей или лиц, их заменяющих;
б) неспособность родителей или лиц, их заменяющих, создать необходимые условия гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, что компенсируется насильственным подавлением его желаний;
в) деструктивные семьи - алкоголиков, наркоманов и лиц без определенного рода занятий и места жительства, где насилие в отношении несовершеннолетних выступает в качестве общепринятой нормы поведения.
Вред,
причиняемый
Формирование антиобщественного образа жизни начинается с криминализации - в среднем каждый второй-третий подросток, совершивший общественно опасные деяния, воспитывался в неблагополучной семье. В детстве к 82 % взрослых осужденных часто применялось насилие. В целом насилие в семье применялось к 79,7 % несовершеннолетних преступников. Семейное насилие является особым самостоятельным фактором в развитии агрессивности личности. Более трети преступлений против личности совершены подростками, которые были воспитаны в семьях, где происходит насилие. Бытовое насилие в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев проявляется как психическое. При этом риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых семейных конфликтов, в четыре-пять раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в девять-десять раз выше, чем в нормальных. Насилие в семье наносит детям серьезные психические и нравственные травмы, нередко порождая тем самым цепную реакцию общественно опасного поведения несовершеннолетних.