Права человека как сущностная основа человеческого существования и сосуществования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Права человека - это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ: МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Работа содержит 1 файл

1. Права человека как сущностная основа человеческого существования и сосуществования.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Из  числа работающих с высшим образованием женщины составляют 58,2 процента, среди специалистов со средним специальным образованием – 66,5 процента. В то же время женщины реже занимают руководящие должности. Если из работающих мужчин 9,7 процента являются руководителями, то среди женщин только 7,2 процента [28, с. 74].

     Такое положение вызвано главным образом  объективными причинами. Большинство  женщин имеет перерывы в работе, связанные с рождением детей  и уходом за ними, что препятствует профессиональной карьере, особенно в  перспективных, динамично развивающихся отраслях. Большая занятость домашним хозяйством, уходом за детьми и их воспитанием также не способствует карьерному росту женщин. Было бы ошибочным не учитывать эти особенности в государственной политике.

     Среди депутатов Палаты представителей и  членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь женщин единицы, лишь одна является членом Правительства. 40 процентов женщин связано с тяжёлым физическим трудом. Среди безработных они составляют 70 процентов.

     Сегодня в Беларуси более 30 тысяч детей, имеющих отношение к т.н. категории "социальных сирот" – дети, у которых родители живы. Ежегодно их число увеличивается на 5 тыс. 15 тыс. детей занимаются бродяжничеством .

     Грубыми и неистребимыми остаются нарушения  в организации детского питания  в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения. Недовложение продуктов доходит до 90 процентов. Причем ни дисциплинарные взыскания, ни штрафы, ни освобождения от должностей виновных в воровстве положительных результатов не дают. Видимо, и по этой причине за последние 5 лет на 14 процентов возросла заболеваемость детей .

     В Минске по состоянию на 1 января 2001 г. зарегистрировано около двух тысяч  взрослых беспризорных. Однако реальное их число в 7-10 раз больше. Чаще всего  бомжами становятся люди в возрасте от 30 до 50 лет, оказавшиеся на улице в результате махинаций с куплей-продажей квартир.

     На  учете в Минском городском  наркологическом диспансере около 4 тысяч детей (среди них 20% составляют девочки). По оценкам социологов, треть  школьников "уже испытала состояние опьянения". Всего же, по мнению медиков, в столице около 30 тыс. подростков употребляющих спиртное.

     Много проблем в белорусской тюремной системе. В стране имеется более 30 исправительно-трудовых учреждений (тюрем, колоний и др.), в которых  отбывает наказание 55,8 тыс. осужденных при возможности обеспечить содержание в них лишь 42 тыс. По числу осужденных на 100 тыс. населения Беларусь занимает одно из первых мест в мире и второе место в СНГ после россиян.

     Большинство жителей Беларуси плохо представляет себе комплекс прав, которыми они обладают. Социологическое обследование, проведенное автором среди студентов четвёртого курса одного из вузов белорусской столицы в марте 1999 г. показало: среди прав и свобод, которыми они обладают, 40 процентов студентов не вспомнили право на жизнь, 52 процента – право на труд, 63 процента – право свободы совести, 74 процента – право на образование, 80 процентов – право на свободу, 83 процента – право на собственность. На вопрос, есть ли в нашей стране или за рубежом организации, защищающие права человека, 49 процентов опрошенных назвали Организацию Объединённых Наций, 18 процентов – суды. Остальные понятия не имеют о таких организациях. На вопрос, в каких документах отражены права человека в Беларуси, 91 процент назвал Конституцию Республики Беларусь, 34 процента – Всеобщую декларацию прав человека и 34 процента – законы.

     И это не удивительно. Ведь до сих пор  в государстве, закрепившем за собой, согласно Конституции, статус правового, всё ещё ведутся споры о  том, являются ли права человека "приемлемыми" или же "чуждыми" белорусскому менталитету. Спор отдаёт схоластикой, ибо пресловутый коллективизм, которому якобы отдавал предпочтение (вслед за представителями восточных цивилизаций) советский человек, сегодня далеко не столь очевиден. В.И. Бобрович считает, что противопоставлять белоруса как коллективиста западному человеку как индивидуалисту, значит грешить против истины. Ни сфера межличностного общения, где главным критерием коллективизма выступает готовность к взаимопомощи, ни сфера социальных и политических отношений не дают оснований для подобного рода выводов. Скорее наоборот, именно западный человек, будучи более обеспеченным и менее конфликтным, гораздо более склонен как к проявлению солидарности в отношении к ближнему, так и к проявлению гражданской активности в общественной жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Итак, права человека - что это? Претензия  на свой автономный мир, независимый  от общества, государства? Крайний индивидуалист  или человек общественный? Быстрее  всего и то, и другое – все, что благоприятствует человеческой личности проявить и развивать себя. Как часто в жизни проявления индивидуальности, непохожести задевают других, в т.ч. и государственных чиновников, как много из-за этого появляется искусственных сложностей. Жить, высоко неся свои честь и достоинство, очень трудно. Элементарное право на самого себя, реализацию собственных природных и приобретаемых качеств требует немалых усилий для защиты от грубости, зависти, коллективистского самолюбия, государственного насилия. Нужны незаурядные усилия, чтобы противостоять этому, оградить свою индивидуальность от внешнего вторжения. Но ведь в этом-то и суть. Лишь употребив незаурядные силы, желания и волю можно выстроить жизнь по собственному замыслу, преодолевая возникающие проблемы. Только имея возможность раскрывать свой личностный потенциал индивид в состоянии многое дать обществу, государству. Иного источника силы и процветания ни у общества, ни у государства нет.

     Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит. Идти с судьбой в ногу, быть ведущим, а не ведомым, творить себя самому, а не быть средством в руках других – таково высшее право человека на Земле. И это право в нем самом по рождению, а не дар государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Использованная  литература

 
    
  1. 50 лет Всеобщей декларации прав человека. Мн. 1998.
  2. XVI съезд ВКП(б). Стеногр. отчет. М. 1935.
  3. Арендт Х. Vita activa или о деятельной жизни. С-Пб. 2000.
  4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  5. Белякович Н.Н. Права и свободы человека. Учеб.-метод. пособие. Мн. 2001.
  6. Бердяев Н.А. Государство //Политология. Хрестоматия. Под ред.  М.А. Василика. М. 2000.
  7. Бобрович В.И. Права человека и менталитет белорусов ("старый" спор о "новых" ценностях) //Власть и жизнь. Межд. науч. конф. Мн. 1998.
  8. Бойцова В.В. Отношение к смертной казни зарубежных государств, России и Совета Европы //Общественные науки и современность. 2000. №1.
  9. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  10. Дарендорф Р. Фрагменты нового либерализма //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  11. Ермакова Н.А. Белорусский союз женщин как сегмент социальной жизни //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. №8.
  12. Жидмонт А.М. Европейский контрольный механизм защиты прав человека и универсальные конвенционные органы //Белорусский журнал международного права и международные отношения. 2000. №3.
  13. Кіш Я. Уводзіны //Анталогія сучаснай палітычнай філасофіі. Пераклад з англ. мовы. Мн. 1999.
  14. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Сочинения. Т. 1. М. 1995.
  15. Милль Дж. О свободе //Политология. Хрестоматия. Составитель     Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  16. Мясникович М. Беларусь в контексте глобализации //Обозреватель - Observer. 2000. №12.
  17. Народная газета. 2000. 28 лістапада.
  18. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий // Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  19. Осятыньский В. Введение в концепцию прав человека //Заметки о правах человека и мониторинге прав человека. Варшава. 1997.
  20. Петухов В. Общество и власть //Свободная мысль – XXI. 2001. №4.
  21. Поппер К. Открытое общество и его враги //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  22. Права человека. Сборник международно-правовых документов. Мн. 1999.
  23. Симановский С.И. Права человека. Учебное пособие. Мн. 2001.
  24. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебное пособие для ВУЗов. М. 1995.
  25. Шкляревский А.Н. Право на жизнь: проблемы и реальность //Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сб. матер. межд. научно-практич. конф. Мн. 1999.
  26. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.
  27. Юк З.М. Гендерный подход к преподаванию прав человека //Всеобщая декларация прав человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сб. матер. межд. научно-практич. конф. Мн. 1999.
  28. Я и другой в философском дискурсе //Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 2. Под общей редакцией И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Мн. 2000
  29. Конституция Республики Беларусь 1994года. Изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах  24 ноября 1996года , 17 октября 2004года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1. 

     Участие Республики Беларусь в международных  договорах

     по  правам человека (по состоянию на 01 ноября 1999 г.)

     (Источник  – "Права человека". Сборник  межд.-прав. док.

     Мн. Белфранс. 1999. С. 1133) 

Название  договора Ратификация, присоединение
Международный пакт о гражданских и политических правах (1) 12 ноября 1973 г.
Факультативный  протокол к Международному пакту  о гражданских и политических правах 30 сентября 1992 г.
Международный пакт об экономических, социальных и  культурных правах 12 ноября 1973 г.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (2) 08 апреля 1969 г.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (3) 13 марта 1987 г.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин 04 февраля 1981 г.
Конвенция о правах ребенка 01 октября 1990 г.
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказаний за него 02 декабря 41975 г.
Международная конвенция против апартеида в  спорте 01 июля 1987 г.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (4) 11 августа 1954 г.
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (5) 08 мая 1969 г.
Конвенция о политических правах женщин (6) 11 августа 1954 г.
Конвенция о гражданстве замужней женщины 23 декабря 1958 г.
Конвенция о рабстве 1926 г. с изменениями, внесенными в нее Протоколом 1953 г. 13 сентября 1956 г.
Дополнительная  Конвенция об упразднении рабства  работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 05 июня 1957 г.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и  с эксплуатацией проституции  третьими лицами 24 августа 1956 г.
Конвенция о принудительном труде (№29) 21 августа 1956 г.
Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (№87) 06 ноября 1956 г.
Конвенция о применении принципов права  на организацию и ведение коллективных переговоров (№98) 06 ноября 1956 г.
Конвенция о равном вознаграждении мужчин и  женщин за равный труд (№100) 21 августа 1956 г.
Конвенция об упразднении принудительного  труда (№105) 25 августа 1995 г.
Конвенция о дискриминации в области  труда и занятий (№111) 04 августа 1961 г.
Конвенция о политике в области занятости (№122) 26 февраля 1966 г.
Конвенция о трудовых отношениях на государственной  службе (№151) 08 сентября 1987 г.
Конвенция о содействии коллективным договорам (№154) 08 сентября 1987 г.
Конвенция о борьбе с дискриминации в области образования 17 ноября 1962 г.
Женевская Конвенция об улучшении участи раненых  и больных в действующих армиях 05 июня 1954 г.
Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение  из состава вооруженных сил на море 05 июня 1954 г.
Женевская Конвенция об обращении с военнопленными 05 июня 1954 г.
Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 05 июня 1954 г.
Дополнительный  протокол к Женевской Конвенции, касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (7) 25 августа 1989 г.
Дополнительный  протокол к Женевской Конвенции, касающейся защиты жертв вооруженных  конфликтов международного характера 25 августа 1989 г.
Европейская культурная конвенция 18 октября 1992 г.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Продолжение

     приложения  №1 

  1. 30 сентября 1992 г. Республика Беларусь сделала  заявление о признании компетенции  Комитета по правам человека  в соответствии со статьей  41 Пакта получать и рассматривать  сообщения о том, что какое-либо  государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту.
  2. При ратификации Конвенции Республика Беларусь (в то время БССР) сделала заявление о том, что считает положения параграфа 1 статьи 17 Конвенции, не позволяющие ряду государств стать участниками Конвенции, дискриминационными по своей природе и что в соответствии с принципом суверенного равенства государств Конвенция должна быть открыта для всех заинтересованных государств.
 
  1. При подписании Конвенции Республика Беларусь (в  то время БССР) сделала оговорку, которая была подтверждена при ратификации, о том, что Республика Беларусь не признает компетенцию Комитета против пыток, определяемую статьей 20 Конвенции.
  2. При ратификации Конвенции Республика Беларусь (в то время БССР) сделала заявление о том, что она не согласна со статьей 12 Конвенции и считает, что все положения Конвенции должны распространяться на не самоуправляюшиеся территории, а также на территории, находящиеся под опекой.
  3. При ратификации Конвенции Республика Беларусь (в то время БССР) сделала заявление о том, что положения статей 5 и 7 Конвенции, не позволяющее ряду государств подписать Конвенцию или присоединиться к ней, противоречащими принципу суверенного равенства государств.
  4. При ратификации Конвенции Республика Беларусь (в то время БССР) сделала заявление о том, что она не согласна с последним предложением статьи 7 Конвенции и считает, что юридическая сила оговорки заключается в том, что Конвенция вступает в силу между государством, сделавшим оговорку и другими государствами-участниками конвенции, за исключением той части Конвенции, в отношении которой сделана оговорка.
  5. При ратификации Протокола Республика Беларусь (в то время БССР) сделала заявление о том, что признает компетенцию Международной комиссии по установлению фактов в соответствии со статьей 90 Протокола.

Информация о работе Права человека как сущностная основа человеческого существования и сосуществования