Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:18, курсовая работа
Права человека - это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ: МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
В последней трети ХХ в. для многих людей в мире стало очевидным, что современная цивилизация может быть устойчивой, надежной и благоприятной для человека только при признании и утверждении фундаментальных прав и свобод человека. Эта взаимосвязь не случайна. Действительно, права человека приобретают реальность лишь в условиях устойчивых отношений в обществе, государстве. Поэтому права человека представляют собой, прежде всего, требования к обществу, государству и мировому сообществу в целом, что придает правам человека абсолютный и в то же время относительный, исторический характер. Именно в этом смысле следует, видимо, понимать права человека как основу человеческого существования, сосуществования и даже выживания, что особенно важно для современной эпохи.
Масштабы бедствий, унижений, жестокостей по отношению к человеку еще столь велики и обыденны, что оптимизм, вера в реальность прав и достоинство человека представляются сомнительными для многих людей, особенно для тех, кто по разным обстоятельствам попадает в унизительные жизненные условия. Поистине, как утверждал Фауст, что "человек терпел всегда нужду и счастье составляло исключенье".
Мировое сообщество вывело проблему прав человека на уровень международной политики. Нормы международных актов впрямую не вносят ограничений в государственную политику, в отношения государств и личности, но являются для власти и государства нравственным эталоном. Государства, придерживающиеся международных норм в области прав человека, неоспоримо выделяются как государства реальной демократии.
Однако вряд ли возможно одноуровневое развитие и принятие прав человека повсеместно. Различие культур, философий и уровней социально - экономического развития обуславливают во многом степень гарантий прав всех личностей. Необходим перекрестный консенсус прав, при котором будет учтено наибольшее количество цивилизационных подходов и национальных традиций. На этой основе наиболее целесообразно формирование универсальных прав человека.
Права человека - это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.
Объективная необходимость утверждения прав человека состоит в следующем:
Приступая к анализу прав человека, необходимо дать определение этому явлению. Вряд ли найдется единая формула, так как общественные явления, в отличие от физических, всегда многовариантны. Для мяча угол падения детерминирует угол отражения, реакция же каждого индивида на окружающую его среду строго индивидуальна, а потому чаще всего неожиданна, импульсивна. Поэтому в общественных науках приходится смириться с веером определений, каждое из которых истинно само по себе, но спорно по отношению к другим.
Авторы учебного пособия для вузов по политологии В.П. Пугачев и А.И. Соловьев считают права человека категорией политики. По их мнению, права человека – это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть обычно называют свободами), или получать определенные блага (это – собственно права) [1, с. 65-66].
Юридический
вариант предложен в
На мой взгляд, оба последних определения отрывают права человека от самого человека, заостряя внимание на их посреднической роли во взаимоотношениях человека, общества, государства. Исходя из первоисточника прав человека – самого человека – можно сказать, что права человека – это все то, благодаря чему индивид способен поддерживать свое физическое существование и обеспечить свой духовный прогресс, способность жить в соответствии со своими природными задатками и по своей воле, встраиваться в социум.
"Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", - провозглашено в статье первой Всеобщей декларации прав человека. Человек является началом и венцом общества и государства. Общество и государство создаются человеком "из себя", поэтому они вторичны. Все человеческое рождается и существует только с человеком. Он порождает жизнь, следовательно, естественным образом, производит все признаки этой жизни вокруг себя: и бездну, граничащую с адом, и возвышенные чувства, достигающие самого неба, сам оставаясь вечным чудом и тайной [4, с. 382].
Философия прав человека основывается на трех основных принципах: универсальности, неделимости и солидарности. Все здание прав человека видется на равном достоинстве всех людей. Логическим и неизбежным следствием этого принципа является то, что мы называем универсальностью прав человека, т.е. они принадлежат всем и везде: каждой женщине, каждому мужчине и ребенку, независимо от того, в какой стране или местности они живут. Никто не может быть исключен из пользования правами человека. Положение здесь еще крайне сложное. Всеобщая декларация прав человека и другие международные документы по правам человека провозгласили право каждой личности на жизнь как одно из фундаментальных прав. В то же время каждый день от голода и недоедания умирают тысячи людей, бесчисленны потери людей в результате войн и насилия.
Неделимость прав человека означает, что они образуют неразрывное целое, будь то права гражданские, политические, экономические, социальные или культурные. Только если индивидууму гарантируются все эти права, он может жить достойно. Поэтому извечный спор между Востоком и Западом, когда экономические, социальные и культурные права противопоставляются гражданским и политическим правам, представляется несостоятельным. Ни экономический детерминизм, ни рыночная свобода сами по себе не являются необходимыми и достаточными условиями для всякой свободы и для обеспечения прав человека.
Принцип солидарности означает, что все международное сообщество несет ответственность за совместную и коллективную защиту прав человека. Обеспечение этих прав является не только законной заботой, но и одной из основных задач международного сообщества. Эта солидарность должна выражаться на всех уровнях общественной жизни, во всех сообществах, к которым мы принадлежим, как на национальном, так и на международном уровнях. Элеонора Рузвельт, участвовавшая в разработке Всеобщей декларации прав человека, сказала: защиту прав человека надо начинать с себя — в каждой деревне, в каждом городе, повсюду в мире.
Необходимо при этом заметить, что чрезвычайно важно преодолеть по своей сути эгоистический, индивидуалистический, и потребительский подход к правам человека. Это не только права всех и каждого из нас. Это, прежде всего, права других. Именно сталкиваясь с другими, а не "со своими", мы обнаруживаем и начинаем уважать личность, ее достоинства и права. Права человека не могут существовать без солидарности между индивидуумами.
Особая роль в сфере прав человека принадлежит государству. Именно государство должно выступать главным гарантом прав человека. Уважение прав человека есть долг каждого государства, причем не только в отношении своего народа, но и в отношении международного сообщества.
Человек обладает автономным полем деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирающейся на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.
Если же говорить о правах гражданина, то они охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных отношений). Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, устанавливаются гражданские права и обязанности (например, воинская обязанность).
Все статьи раздела II "Личность. Общество. Государство" Конституции Республики Беларусь последовательно проводят различие прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: "каждый имеет право", "каждому гарантируется", "каждый может", "каждый вправе". Использование таких формулировок подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Беларуси, независимо от того, является ли он гражданином Беларуси, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ряде статей II раздела Конституции Республики Беларусь формулируются права, принадлежащие только гражданам Беларуси. Это преимущественно социальные и политические права: право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на информацию о государственной и общественной жизни, право участвовать в управлении делами государства, право на труд, защиту своих экономических и социальных интересов, отдых, собственность и т.д.
С
правами и свободами