Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:18, курсовая работа
Права человека - это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ: МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В этом смысле, будучи фундаментальными, права человека вместе с тем не являются абсолютными. Тюремное заключение противоречит личной свободе, запрещение пропаганды расизма или разжигания бунтов ограничивает свободу выражения мыслей, некоторые действия милиции и следователей приводят к нарушению права на неприкосновенность жилья и т.д. В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий: пропаганды войны, в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Но важно то, что эти вторжения в сферу прав личности не совершаются произвольно, они ограничиваются заведомо обусловленными обстоятельствами и надлежащей правовой процедурой.
В Конституции Республики Беларусь также установлены основания ограничения прав и свобод: статья 5 — "Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды»; статья 16 — "Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности". Эти и другие запреты, содержащиеся в белорусском законодательстве, в большинстве своем соответствуют международным стандартам.
Права человека — основа мира. Признание и соблюдение основных прав и свобод человека — основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. "Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими», — говорил Андрей Сахаров. Соблюдение прав человека — это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн. Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: " ... признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотчуждаемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".
Каждое право предполагает постоянную готовность его отстаивать. Право не есть просто мысль, а живая сила. Поэтому-то богиня правосудия, Фемида, имеющая в одной руке весы, на которых взвешивает право, а другой держит меч, которым она его отстаивает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права. Сопротивление – это обязанность, правомочное отношение к самому себе, нравственное самосохранение. В праве человек имеет и защищает условия своего морального бытия, без права он опускается до положения животного.
Права человека — это не наименьший общий знаменатель для всех наций, а скорее то, что можно назвать, по меткому выражению бывшего Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос-Гали, "минимальным человеческим элементом" [5, с. 57], другими словами, квинтэссенция ценностей, посредством которых мы все вместе подтверждаем, что мы — одно человеческое общество.
Как абсолютный критерий права человека являются общим языком человечества. Принимая этот язык, все народы получают возможность понимать друг друга и стать творцами своей собственной истории. Права человека являются высшей нормой любой политики.
Однако с правами человек получает и ответственность за свой выбор, свое поведение. Психологически это очень непростая ситуация. Ее рассматривает английский философ Эрих Фромм в своей книге "Бегство от свободы" (М.; 1990). Человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими. Он объединяется с другими для выживания, для защиты от врагов и опасностей природы для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни. Оказаться в одиночестве — это серьезнейшая угроза существованию человека.
Обращаясь к истории, Э. Фромм считает, что в докапиталистическом, дорыночном обществе человек был обречен жить в заданных условиях, в предопределенной роли (вождь - член племени, рабовладелец - раб, феодал - крестьянин). Он не имел выбора. Уже с рождения место его в определенном социальном слое было предопределено и шансов переместиться социально или даже географически у него почти не было. Личная экономическая и общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые распространялись практически на все формы деятельности.
Человек не был свободен в современном смысле. Но определенность порядка и положения в нем человека со дня его рождения порождали у него чувство уверенности. Упрощенно говоря, суть размышлений Фромма состояла в том, что сын крепостного оставался крепостным, а жизнь крепостного была строго предопределена юридическими и традиционными нормами. Каждый знал свое место с детства.
Капитализм разорвал путы неволи, стремление к богатству и материальному успеху стало всепоглощающей страстью. Все классы общества пришли в движение. Не существовало больше определенного места в экономической структуре, которое могло бы считаться естественным и бесспорным. Индивид стал одиноким; все теперь зависело не от гарантий его традиционного статуса, а от его собственных усилий. Человек стал хозяином своей судьбы: он рисковал, но мог и выиграть. Собственное усилие могло привести его к успеху и к экономической независимости.
Э. Фромм приходит к выводу, что структура современного общества воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все больше независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган. Свобода автоматически не обеспечивает проявление индивидуальности. Человек стал свободно действовать по своей воле. Но теперь он должен знать, чего хочет, что думает и чувствует. Для многих это оказалось весьма трудной задачей. В результате все более приспосабливается к власти, отказываясь от своего сущностного "Я". Современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат.
Размышления Э. Фромма приводят к выводу, что проблема свободы является не только количественной, но и качественной. Необходимо добиваться свободы нового типа: такой свободы, которая позволит нам реализовать свою личность, поверить в себя и в жизнь вообще.
Природа дала каждому право на все [6, с. 29]. И это все начинается, в первую очередь, с никем не регламентируемых прав на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, на личную свободу и безопасность, на свободу совести, на свободное выражение и распространение мыслей, на презумпцию невиновности, на личную собственность, на этническую самоидентификацию и т.д. Эти права получили название "естественные", т.е. права, которые не предоставляются человеку государством, властью, законом. Они осуществляются независимо от признания их тем или иным государством. По очень точному выражению генерального секретаря Организации Объединенных Наций Кофи Аннана, права человека – это то лучшее, что есть в нас. Они являются основой человеческого существования и сосуществования. Именно права человека делают нас людьми [7, с. 5]. Преднамеренное беззаконие, грубый произвол вызывают моральную боль, которая может быть острее физической. Удар, наносимый личности человека, не имеет материального эквивалента, ибо с подавлением личности исчезает человек. Поэтому условием сохранения человека как такового являются его естественные права, через которые он обеспечивает себе собственное моральное самосохранение. "Клейменный, да не раб", – с гордостью восклицает некрасовский Савелий-дедушка.
В повести В.Быкова "Сотников" перед нами проходят судьбы двух партизан, оказавшихся волей случая в немецком окружении. Обстоятельства для них таковы, что выбор выхода из ситуации оказался альтернативным: либо жизнь ценой предательства, либо – смерть. Для одного из них, Сотникова, выбор предельно ясен: он готов к смерти, не желая предавать своих товарищей. Другой же партизан, Рыбак, пытается исхитриться и незаметно, шаг за шагом, переходит ту грань, когда для сохранения своей жизни он становится палачом своего товарища. Василь Быков ставит проблему почти безальтернативно: жизнь и честь для человека только вместе, врозь они теряют смысл. Но выбор каждый делает сам, тем самым определяя свой вариант собственной жизни.
В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Именно поэтому права и свободы человека называют естественными, что они не дарованы ему никем. Человек никому не обязан за свои права. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопской благодарностью за то, что ему, человеку, позволили воспользоваться какими-то крохами его же прав. Основные права и свободы человека неотчуждаемы. Они не могут никем и никоим образом отняты у него. Это те права человека, которыми может распорядиться только сам человек. Но вся суть неотчуждаемости прав человека состоит в том, что ни письменный, ни устный, ни молчаливый отказ какого-то человека от своих естественных прав не имеет абсолютно никаких юридических последствий, ибо никто иной не может быть их обладателем. Если же они отторгаются от человека, то последний низводится до биологического существа, теряет качества личности, становится не целью самого себя, а средством, орудием, инструментом для других. Человеческое общество тем и отличается от животного стада, что оно состоит из личностей. И только жизнь среди личностей делает жизнь человека человеческой [8, с. 394].
Право на жизнь как первое из первых – это не только право на физическое существование. Оно – лишь обязательное условие, но не суть человеческая. В отличие от животного, жизнь которого состоит только в самых необходимых инстинктах на окружающую среду как детерминанту его жизни, человек сам "делает" свою жизнь, создает соответствующий ее образ.
Уникальной характеристикой права человека на жизнь является свобода. "Поймите, – писал Т. Карлейль, – что быть свободным – это глубина, более или менее осознанная потребность всего нашего естества. Свобода – это единственная (разумно ли, неразумно ли преследуемая) цель всей человеческой борьбы, трудов и страданий на этой земле" [4, с. 120]. Жизнь как свобода, свобода как сущностная черта жизни – таков качественный императив права человека на свободу. Для многих жизнь во имя свободы, жертвенность во имя свободы становились смыслом и целью жизни. Борьба за свободу разрывала оковы угнетения и день освобождения, увековеченный монументом свободы, является традиционно главным национальным праздником многих народов. "За 10 лет независимости, – отмечал Чрезвычайный и Полномочный посол Литовской Республики в Республике Беларусь Йонас Паслаускас, – мы приобрели главное – веру в то, что жить в свободном обществе лучше и интереснее, чем в "закрытом", как это было во времена Советского Союза" [9]. "Свобода" наряду с такими понятиями, как "равенство", "солидарность", "труд", "справедливость", "ответственность", "Родина" у 98,1 процента из числа опрошенных белорусов вызывает положительные эмоции и обладает наивысшим рейтингом [10, с. 8].
Итак, свобода для человека должна быть органической средой его обитания. Именно в такой среде человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы и развивает свои способности.
Как ни банально будет сказано, но человек начинается с самого себя. Каждый из нас воспроизводит себя сам: сам дышит, сам думает, сам двигает своим телом, сам желает, сам говорит… И здесь заключена первая степень свободы: непосредственно природой человек наделен неограниченной властью над своим телом [11, с. 158]. Это то изначально фундаментальное, что обеспечивает человеческое существование как таковое. Именно неограниченная власть человека над самим собой позволяет ему определять, где, как и зачем "тратить" себя, исходя из того, что он может, на что способен. Но лишь побуждая себя к действию, индивид превращает свою свободу в реальную действительность. Фридман Шварцкопф тонко анализирует этот механизм [12, с. 25]. По его мнению, человек потенциально предрасположен к свободе. Но это лишь данность, а не реализация. Человек сам концентрирует свое внимание на определенной цели, принимает собственное решение и действует в заданном себе направлении. Правильно или неправильно он решил – это его собственная ответственность, которая определяется интуитивным чувством истины.
Свобода начинается с осознанием Я своего собственного "внутреннего света и жизни сил внимания". Свобода – эта способность духа личности реализовать свой морально-этический потенциал. "Это значит, – пишет Шварцкопф, – что личность обучается тому, как давать моральной интуиции возможность задействовать собственную волю". Следовательно, свобода – это внутренний клад личности, который становится капиталом только тогда, когда личность способна сосредоточить на нем свое внимание, выбрать направления реализации клада и привести в действие в этом направлении свою волю. Наличие внешней силы и обстоятельства не могут принуждать индивид к этому.
Атрибут свободы присущ человеческой личности: дар определять самой себе цель и варианты поведения является врожденным. Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать "господином самому себе" и поэтому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Иначе говоря, никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.