Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:18, курсовая работа
Права человека - это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1.СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
2.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ: МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
В
числе структур, осуществляющих контроль
за соблюдением прав человека в государствах
СНГ, Комиссия по правам человека, утвержденная
в 1993 г. В соответствии со статьей 33
Устава СНГ Комиссия по правам человека
является консультативным органом
и наблюдает за выполнением обязательств
по правам человека, взятым на себя государствами
в рамках Содружества. Однако механизм
защиты прав человека при их нарушении
в документах СНГ не просматривается.
Важные обязательства в области прав человека содержатся также в документах Союза Беларуси и России, прежде всего в его Уставе. Одним из основополагающих принципов Союза является уважение прав человека и гражданина. В качестве цели Союза выделено повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармонического развития личности, что является важнейшей предпосылкой обеспечения прав и свобод человека.
Республика
Беларусь регулярно представляет доклады
об осуществлении положений
Создана определённая система защиты прав человека. Конституционные гарантии содержаться в Конституции Республики Беларусь. Как я отмечал , главным образом они сосредоточены в разделе II "Личность, общество, государство" в статьях 21-63. В преамбуле Конституции отмечается стремление государства "утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь". Конституционная свобода заключается не только в защите индивида от чрезмерного вмешательства со стороны государства, но и в гарантиях государством основных прав.
Конституция Республики Беларусь в соответствии с международной классификацией содержит основные права и свободы. К гражданским правам и свободам она относит право граждан на жизнь (ст. 24), свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25), право на охрану от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от покушения на честь и достоинство (ст. 28), право на свободу перемещения и выбор места жительства (ст. 30) и др.
К политическим правам граждан Конституция Республики Беларусь причисляет право на свободу мысли, убеждений и их свободное проявление (ст. 33), право на получение, сохранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34), право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст.35), право на свободу объединений (ст. 36), право принимать участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей (ст. 37), избирательное право (ст. 38), право равного доступа к любой должности в государственных органах (ст. 39) и др.
Экономические права включают право собственности (ст. 44), право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего свободное и достойное существование (ст. 42) и др.
Социальные
права по Конституции Республики
Беларусь – это право на труд
как способ самоутверждения человека
(ст. 41), право на отдых (ст. 43), право
на охрану здоровья, включая бесплатное
лечение в государственных
Конституция Республики Беларусь предусматривает такие культурные права, как право на образование (ст. 49), право на сохранение национальной принадлежности (ст. 50), право на участие в культурной жизни, свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст. 51) и др.
Систему защиты прав человека в Беларуси, согласно Конституции, возглавляет Президент страны. Часть I статьи 79 гласит: "Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина". Однако механизм деятельности Президента в этой сфере так и не определился. Например, в России при Президенте создана комиссия по правам человека, которая является совещательным и консультативным органом при Главе государства, содействует реализации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. По поручению Президента комиссия по правам человека впервые в российской истории разработала проект федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека [25, с. 27].
В компетенцию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь входит рассмотрение проектов законов, в том числе и по проблемам, затрагивающим права и свободы человека: об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; о правах национальных меньшинств; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости (ст. 97) и т.д. Конкретно этими вопросами в нижней палате парламента занимается Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам информации.
В
обязанности Правительства
Глава 6 раздела IV "Суд" не содержит прямых указаний деятельности судов в сфере прав человека. Косвенно их можно истолковать на основе части I статьи 112 об осуществлении судами правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Это позволяет гражданам в необходимых случаях в решении проблем своих прав и свобод обратиться к судебной власти. Однако судебная практика показывает, что суды рассматривают данное конституционное положение как исключающее использование норм международных договоров при рассмотрении конкретных дел. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем обращении "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." отметил, что нередко гражданину отказывают в реализации его права либо его защите со ссылкой на отсутствие необходимого нормативного акта.
Конституционный Суд в связи с правами человека полномочен давать заключения (если ему это предложат сделать Президент, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров) о соответствии Конституции Республики Беларусь всех внутригосударственных законов и других правовых актов, а также о соответствии актов государственных органов страны международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ст. 116). Это позволяет гражданам при осуществлении своих прав и свобод апеллировать непосредственно к Конституции Республики Беларусь и к соответствующим международным актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
В июне 1998 г. Парламентом республики был принят в первом чтении проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь". Видимо, в процессе создания института Уполномоченного по правам человека неизбежно встанет проблема соотношения компетенции органов, призванных защищать права человека. Включение нового элемента в сложившийся правозащитный механизм может оказаться небезконфликтным.
Таким образом, высшие органы государственной власти Республики Беларусь – Президент, Парламент, Правительство, суд - непосредственно отвечают за обеспечение прав и свобод человека, их защиту.
В
Беларуси действует и ряд
Оргкомитет гражданских инициатив "Хартия-97" утвердил национальные премии в сфере защиты прав человека. В 1998-2000 гг. ее лауреатами стали 18 журналистов и творческих работников. Национальные премии присуждаются ежегодно по трем номинациям: "За личное мужество", "За лучшее освещение правозащитной темы", "За смелость в творчестве".
В течение последних лет Беларусь лидирует среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему продолжительность жизни, прогресс в области образования и уровень доходов на душу населения. Об этом свидетельствуют данные глобального отчета о человеческом измерении под названием "Углубляя демократию в разрозненном мире", подготовленного группой независимых экспертов по изучению Программы развития ООН (ПРООН). В нем отражены и позитивные, и негативные для Беларуси моменты. К негативным относится тот факт, что, несмотря на рост абсолютного значения индекса человеческого развития в Беларуси за 2001 г., в рейтинге 173 стран мира республика переместилась с 53-го на 56-ое место, уступая государствам Прибалтики, Польше, Мексике и Кубе, но опережая Россию (60-ое место) и Украину (80-ое место).
Вместе с тем Беларусь имеет достаточно высокие показатели политической стабильности и правопорядка, а также самый низкий в СНГ показатель коррупции. Что касается сферы развития демократии, в частности, гражданских свобод и прав человека, то, по оценке международных экспертов, республика опережает Кубу, Саудовскую Аравию, Сирию, Экваториальную Гвинею и другие страны и находится на одном уровне с Узбекистаном, Китаем, Ираном, Вьетнамом, Камбоджей, Камеруном. Беларусь выполнила или приближается к выполнению большинства целевых показателей человеческого развития (Народная газета. 2002. 26 ліпеня).
В то же время права граждан в Республике Беларусь еще часто нарушаются, а имеющиеся средства и учреждения защиты не являются достаточно эффективными. Многие государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов, спецслужб не имеют до сих пор представления о том, что у человека есть права, гарантированные Конституцией Республики Беларусь, а также международными договорами и соглашениями. Общество практически никак не реагирует на грубейшие нарушения прав человека со стороны государства.
В Послании "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что наибольшее число жалоб граждан в 2000 г. касалось нарушений их прав и свобод в области жилищных, трудовых, административных, уголовных, налоговых и иных правоотношений. Местные органы, суды, правоохранительные органы, а также отдельные должностные лица не принимают необходимых мер по защите законных интересов граждан. При этом остались без удовлетворения обращения граждан к субъектам государственной власти, имеющим право на внесение предложений в Конституционный Суд. Отказывают им в удовлетворении таких ходатайств вопреки требованиям статьи 112 Конституции Республики Беларусь и общие суды при рассмотрении конкретных дел. Проигнорировали эту свою обязанность и обе палаты парламента. Отмечается тенденция к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования.
Требует внимания в стране положение женщин и детей. По данным социологического исследования "Насилие в отношении женщин как социальная проблема" [26], белорусские студентки почувствовали на себе все виды насилия. Самым распространённым является психологическое: вмешательство в личную жизнь (25%), ревность (23%), упреки (22%), оскорбления, ругань, унижение личного достоинства. Самыми распространёнными формами экономического насилия являются отбирание денег у женщин (83% ответов). Для 35 процентов студенток их дом является местом их постоянного унижения. Физическое насилие (в том числе телесные наказания) в отношении к себе пережили более трети девушек (35%). Четвёртая часть студенток подвергнута была сексуальному насилию, одна треть из них в возрасте от 14 до 17 лет. По этим и другим причинам более 20 процентов студенток обычно находятся в негативном эмоциональном состоянии.
По мнению председателя Белорусского союза женщин Н.А. Ермаковой, в Беларуси насилие в отношении женщин носит сегодня довольно распространенный характер, в первую очередь в семье, но это традиционно замалчивается [27, с. 72]. Женщины становятся объектами сексуального надругательства и эксплуатации не только со стороны преступников, но и со стороны мужей и сослуживцев. Система правосудия неадекватно реагирует на факты изнасилования, а насилие в семье пока почти не привлекает внимания правоохранительных органов. Как и в других странах, отмечается гендерный дисбаланс. Одна из причин – то, что общество, парламентарии и правительство в силу патриархальных традиций рассматривают женщину как мать в контексте семьи, а не как личность, действующую в общественной сфере.
Замечено, что если происходят существенные сдвиги в оплате труда, то феминизированные отрасли наполняются мужчинами. Так, в 70-80 гг. в Беларуси удельный вес женщин был наивысшим в сфере финансов, банковского обслуживания и страхования, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. Зарплата в этих отраслях была ниже средней по стране. В 90-е годы положение изменилось. Так, в 2000 г. средняя зарплата в сфере финансов, страхования и кредита составила 204 процента по отношению к средней по стране, а численность женщин, занятых в этой сфере, сократилось за 10 лет с 90 до 74,4 процента. В области информационно-вычислительного обслуживания средняя зарплата выше республиканской в 1,5 раза, и удельный вес женщин сократился с 83 до 62,9 процента.
В то же время численность женщин в сфере образования увеличилась до 82 процентов, при этом средняя зарплата работников системы образования составила в 2000 г. лишь 60,9 процента от средней оплаты труда в промышленности. Подобное положение сложилось в здравоохранении, социальном обеспечении, культуре.