Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа
Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;
Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;
Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);
Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;
Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.
Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;
Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;
Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;
Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;
Природопользование (
Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.
Факторы социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов,
влияющих на социализацию человека. К
ним относятся: мегафакторы — космос,
планета, мир, которые в той или иной мере
через другие группы факторов влияют на
социализацию всех жителей Земли; макрофакторы
— страна, этнос, общество, государство,
которые влияют на социализацию всех живущих
в определенных странах; мезофакторы —
условия социализации больших групп людей,
выделяемых: по местности и типу поселения,
в которых они живут (регион, село, город,
поселок); по принадлежности к аудитории
тех или иных сетей массовой коммуникации
(радио, телевидения и др.); по принадлежности
к тем или иным субкультурам; микрофакторы
— непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют,
— семья и домашний очаг, соседство, группы
сверстников, воспитательные организации,
различные общественные, государственные,
религиозные, частные и контрсоциальные
организации, микросоциум.
Отучение от
старых ценностей, норм, ролей и правил
поведения называется десоциализацией.
Следующий за ним этап обучения новым
ценностям, нормам, ролям и правилам поведения
взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация
— две стороны одного процесса, а именно
взрослой социализации. В детском и подростковом
возрасте, пока индивид воспитывается
в семье и школе, как правило, никаких резких
изменений в его жизни не происходит, исключая
развод или смерть родителей, продолжение
воспитания в интернате или в детском
доме. Его социализация проходит плавно
и представляет собой накопление новых
знаний, ценностей, норм.
Иногда человек попадает в такие экстремальные
условия, где десоциализация заходит столь
глубоко, что превращается в разрушение
нравственных основ личности. Она не способна
восстановить все богатство утраченных
ценностей, норм и ролей. Именно с такими
условиями сталкиваются те, кто попадает
в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии,
психиатрические больницы, а в некоторых
случаях и проходящие службу в армии.
Ресоциализация может быть столь же глубокой.
К примеру, русский, эмигрировавший в Америку,
попадает в совершенно новую, но не менее
разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание
от старых традиций, норм, ценностей и
ролей компенсируется новым жизненным
опытом. Уход в монастырь предполагает
не менее радикальные перемены в образе
жизни, но духовного обнищания не происходит
и в этом случае.
Вопрос 30
Познавать общество можно по-разному: изучая социальные институты, системы идей, способы производства, формы искусства, ситуации повседневного взаимодействия и т. д. Одну из возможных точек зрения на социальную жизнь предлагает и социология социальных проблем – нетрадиционная для отечественной социальной науки, но уже заявившая о себе область социологического знания. Значение такой точки зрения обусловлено прежде всего сложностью и драматичностью тех явлений, что обозначаются понятием «социальная проблема». Опыт повседневной жизни, сообщения средств массовой коммуникации и данные социологических исследований свидетельствуют о том, что современное российское общество насыщено социальными проблемами гораздо больше, нежели это было пятнадцать лет назад. Бедность, безработица, преступность, употребление наркотиков, терроризм, техногенные катастрофы, «новые» заболевания (такие, например, как «птичий грипп») – это далеко не полный перечень явлений, которые вызывают у людей тревогу и беспокойство.
Социальные проблемы, «внезапно» обрушившиеся на нас, – что это? Нежелательные, но неизбежные следствия быстрых социальных изменений, их побочный продукт, «цена» преобразований? Неотвратимая реальность, с которой нам отныне предстоит жить и справляться, создавая социальные проблемы, используя в своей профессиональной карьере и устраняя во благо себе и другим людям?
Значение этой области социологии подтверждается и тем, что посредством исследования социальных проблем мы получаем в конечном счете еще одну возможность проникновения в процессуальную природу общества, возможность увидеть, что общество – это не реальный объект, некая жесткая система, а процесс, постоянный поток социальных событий.
Возникновение понятия «социальная проблема» и ранние подходы к социальным проблемам
Хотя трудности
и страдания можно обнаружить
в любом обществе в любой исторический
период, представление о том, что
они являются социальными проблемами,относит
1) светский рационализм,
сущность которого заключалась
в концептуальном переводе
2) гуманизм как
постепенное расширение и
Само словосочетание «
Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при осмыслении социальных последствий промышленной революции. В США понятие социальной проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861–1865 годов, повлекшей за собой ухудшение жизненных условий большей части населения. В Британии значительную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований, опубликованные в конце XIX века. Описания бедности низших социальных слоев населения поразили британскую общественность.
Исторически первым подходом, который использовали социальные реформаторы и исследователи социальных проблем в конце XIX – начале XX века, был подход социальной патологии. Его фундамент составляет органическая аналогия, то есть понимание структуры и функций человеческого общества по аналогии с природой живых организмов. С данной точки зрения, люди или ситуации являются социальными проблемами в той степени, в какой они препятствуют «нормальной» работе социального организма. Социальные проблемы, таким образом, рассматривались как болезни или патологии общества. При этом различие между нормальным и патологическим, «здоровым» состоянием общества и его «болезнью» считалось в рамках подхода социальной патологии само собой разумеющимся.
Один из теоретиков данного направления Самуэль Смит, автор книги «Социальная патология» (НьюЙорк, 1911), выразил его сущность следующим образом: «Патология в социальной науке определенным образом параллельна патологии в медицине. Точно так же, как изучение физического заболевания имеет важное значение для поддержания физического здоровья, так социальное здоровье не может быть крепким без более широкого и более определенного знания болезни социальной».
Аналогия с
медициной вела не только к интерпретации
социальных проблем как болезней
общества и стремлению «лечить» социальный
организм на основе знаний, полученных
в результате их всестороннего изучения.
Основной источник социальных проблем
большинство «социальных
Подход социальной
патологии довольно долгое время
служил единственным основанием для
исследований социальных проблем. Расцвет
этого направления приходится на
период между 1890 и 1914 годами. Историки
социологии связывают его доминирование
с тем обстоятельством, что в
условиях ровного и постепенного
социального изменения в
Начиная с 1914 года подход социальной патологии переживает медленный, но неуклонный упадок. Спад популярности идеи социальной патологии во многом был связан с социальными потрясениями, вызванными Первой мировой войной, в условиях которых данный подход не объяснял реальность, вследствие чего был подвергнут критике. Основное критическое замечание заключалось в том, что подход социальной патологии не свободен от оценочных суждений. Указывалось, что данный подход предполагал согласие (часто подразумеваемое) относительно того, что представляет собой нормальное, или здоровое, состояние общества. Но какое общество можно считать нормальным? Что является болезнью или патологией? Любое современное общество состоит из множества социальных групп, имеющих различные представления о норме и патологии. Критики задавались вопросом, представления каких групп составляли основание для определения социальных проблем в рамках данного подхода. По мнению Чарльза Миллса, подход социальной патологии исходил из определенных ценностей, а именно – ценностей американского среднего класса, жившего в небольших городках и следовавшего протестантским идеалам. Миллс критиковал исследования «социальных патологов», определяя их как нетеоретические и крайне необъективные. Другой критик этого подхода отмечал: «Очевидно, у нас нет норм, реальных или воображаемых, с которыми мы <все> могли бы согласиться. Кроме того, норму невозможно установить вследствие постоянно меняющегося характера общества. Каким же образом возможно знание того, что на самом деле является патологией в обществе? Ответ может быть только один: это знание невозможно.
Среди
важнейших мировоззренческих