Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа
Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
Очень важно выделить именно эти, назовем их сущностными, черты модернизированного общества. Когда речь заходит о том, что отставшие в своем развитии страны ныне втягиваются в орбиту модернизации , социолог точно должен знать, каковы обязательные признаки нового общества и что такому обществу придется делать, для того чтобы его признали модернизированным. Ему придется в обязательном порядке стать а) рыночным, б) демократическим, в) классовым обществом. Технические критерии играют второстепенную роль.
Таким образом, сделаем еще один чрезвычайно важный вывод о том, что необходимо различать два явления:
Модернизацию в содержательном смысле - появление в обществе главных признаков , а именно рынка, демократии и классов;
Модернизацию в формальном смысле - появление в обществе второстепенных признаков , а именно индустриализации и урбанизации, при отсутствии или невыраженности главных критериев.
Отсюда следует, что индустриализация - это не базовый, а надстроечный признак модернизации . Выражение звучит довольно странно, поскольку речь идет об изменении технико-экономической базы материального производства, всегда составлявшего основу любого общества. Однако в данном случае речь идет о социологической классификации признаков модернизации . С этих позиций индустриализация, если в стране отсутствуют рынок (а вслед за ним и капитализм), демократия и классы, выполняет совсем иную, вовсе не первоначальную, предназначенную ей историей функцию, а именно способа догнать передовые страны. При этом воплощение индустриализации принимает самые разные, нередко уродливые и нелегитимные формы, например, посредством промышленного шпионажа у промышленно развитых стран воруются передовые технологии, которые на местных фабриках тиражируются под другим именем, в другой упаковке или под иной формой. разумеется, у технических клонов резко падают качество, прочность, функциональные характеристики. Компьютеры так называемой "желтой сборки" представляют тому наглядный пример: сама компьютерная технология разрабатывается в знаменитой Силиконовой долине, американские же фирмы выпускают высококачественные оригинальные компьютеры, которые позже тиражируются, т.е. полулегально клонируются в азиатских и восточноевропейских странах.
В эпоху модерна западная цивилизация разработала собственную систему ценностей, среди которых следует выделить индивидуализм, возникший на почве провозглашенных Великой французской буржуазной революцией прав человека и буржуазных свобод; частную собственность, закон, рационалистический прагматизм, культ денег и всего, что с ними связано, — славы, успеха, богатства; стремление непрерывного развития и прогресса, а также постоянного совершенствования окружающей среды. Нормативные установки на дисциплину, самоотречение и достижения, прежде всего экономические, формировали человека как вполне рациональное экономическое существо, которое стало отождествлять экономическое развитие с общественным прогрессом.
Человек эпохи модерна построил индустриальное общество, характерными институциональными признаками которого были бюрократическое государство, дисциплинированная олигархическая политическая партия, конвейерная линия массового производства, профсоюз старого образца и иерархическая корпорация, которые в условиях быстрого развития высоких технологий и формирования высокоспециализированной рабочей силы утратили свою эффективность и, к тому же, перестали восприниматься на массовом уровне в обществе постмодерна в силу ценностной переориентации.
Нормативно-ценностные ориентации западного человека, сформированные в капиталистических обществах, по мнению известного американского социолога Д.Белла, всегда были и остаются амбивалентными, поскольку, с одной стороны, капиталистическая система нацеливает людей на упорный труд и признание обществом их особых заслуг в сфере труда, а с другой — в значительной мере под влиянием СМИ и рекламной продукции “общества массового потребления” — на беззаботную жизнь, полную разнообразных наслаждений, несовместимую с тяжким, однообразным и неинтересным трудом. В связи с этим в западном обществе обостряется конфликт между традиционными буржуазными ценностями и “квазиценностями массовой культуры” и между их носителями, причем этот конфликт приобретает глобальный характер. Если ценности эпохи модерна ориентировали индивида на упорный труд ради достижения общественного прогресса и в конечном счете собственного благосостояния, то ценности, возникающие в условиях постмодернизации, благодаря СМИ решительно отрицают классические буржуазные ценности и формируют потребительское и гедонистическое отношение к жизни.
Метанарратив "– это особый тип дискурса, возникший в эпоху модерна, и претендующий на особый статус по отношению к другим дискурсам (наррациям), стремящийся утвердить себя не только в качестве истинного, но и в качестве справедливого, т.е. существующего на законных основаниях. Этим термином и его производными ("метарассказ", "метаповествование", "метаистория", "метадискурс") Лиотар обозначает все те "объяснительные системы", которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое "знание"). Согласно Лиотару, о ситуации "постмодерн" можно говорить "как о недоверии в отношении метарассказов", разочаровании в них. Именно в устарелости метанарративного способа обоснования легитимности французский мыслитель видит причины кризиса метафизической философии. Таким образом, главной отличительной чертой эпохи постмодерна по Лиотару будет эрозия веры в "Великие метаповествования", легитимирующие, объединяющие и тотализирующие представления о современности, среди которых в качестве основных он выделяет гегелевскую диалектику духа, эмансипацию личности, идею прогресса, просветительское представление о знании как о средстве установления всеобщего счастья и т.п.
Ряд социологов
и социальных теоретиков считает, что
социальные изменения конца XX – начала
XXI века столь значительны, что уже не могут
быть объяснены даже с помощью социологических
теорий, относящихся к модерну и постмодерну.
В этой связи учеными было предложено
социальные реалии, идущие на смену модерна,
именовать постмодерном. Соответственно,
теории, их интерпретирующие, стали называться
постмодернистскими. Как будет показано
ниже, они имеют свой, весьма специфический теоретико-
Естественно, пока не сложилось общепринятого представления о том, что же есть постмодерн. И все же многие ученые, проявляя воистину незаурядное социологическое воображение, пытаются создать теории, которые позволяли бы углублять наши представления о характере новейших социальных тенденций, о том, каковы сегодня наши самопредставления, в каких направлениях идет развитие человеческой цивилизации.
Постмодерн
представляет собой эпоху в развитии
человечества, для которой характерно
Как же исследовать эти новые реалии с собственно социологических позиций?
Некоторые социологи стали исходить из того, что для анализа отмеченных выше реалий требуется принципиально новый тип теоретизирования о социальном мире.
В самом общем виде их воззрения свелись к следующему.
– Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т. д., закончилась.
Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса ныне не приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и последователями этих социологов, что, несомненно, сказывается на характере их взглядов (своим локальным и этноцентристским интерпретациям подчас пытаются придать неоправданно глобальные обобщения).
– В отличие от классических и современных социологических теорий, нацеленных на выявление истины, на представление целостного знания о сущностных связей определенной области действительности, теории постмодерна по духу релятивистские. Они открыты не только для рациональных, но и для иррациональных понятий. Их главная цель – найти не исчерпывающие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития. Примером тому может быть уже упоминавшаяся теория макдональдизации общества, предложенная Дж. Ритцером. Она образно определяет процесс распространения особых социальных практик, характерных для ресторанов быстрого обслуживания, во многие сферы общественной жизни – образование, медицину и т. д.
– Теории постмодерна, строго говоря, не являются собственно социологическими.
Они
вбирают достижения целого ряда дисциплин
– лингвистики, антропологии, математики,
особенно семиотики, включающей в себя
не только язык, но и другие знаковые
и символические системы, и т.
д. Во многих из них практически отсутствуют
границы между реальностью и
виртуальной реальностью, предметами
и их образами, между наукой и
фантастикой, детерминизмом и
Некоторые представители постмодерна даже не считают себя социологами. Однако независимо от их собственных мнений влияние теорий постмодерна на современную социологическую мысль является бесспорным. Они отвечают основным критериям научной теории – имеют дело с социально значимыми проблемами, признаются и широко применяются представителями социальных наук, выдерживают определенное испытание временем.
–
Некоторые представители
– Сами постмодернисты оценивают происходящие перемены в обществе по-разному. Одни считают, что общество уже радикально изменилось. Другие полагают, что постмодерн ныне сосуществует с модерном. Нам представляется данная позиция более адекватной происходящим переменам. В самом деле, постмодерн не мог враз проникнуть во все культуры, охватить все сферы общественной жизни. Поэтому, на наш взгляд, сегодня правильнее говорить об особенностях постмодерна применительно к конкретному социально-культурному пространству.
Рассмотрев
и проанализировав, в основных чертах,
глобальные социально-экономические
и информационные процессы в развитых
странах Запада и вызванные ими
важные изменения во всех сферах общественной
жизни, можно сделать вывод о становлении
под влиянием нового общества, кардинально
отличающегося от предыдущего. Среди характерных
признаков постмодерного общества, можно
выделить следующие:
1) формирование
глобальной постиндустриальной
экономики, основанной на
2) исчезновение
государства общего
3) усложнение
социальной структуры в связи
с изменением
4) возрастание
значения технологической
5) деидеологизация
общественной сферы,
6) изменение
ценностных ориентаций
7) деградация
духовной сферы, упадок морали
в результате повсеместного
8) усиление
взаимного отчуждения людей
Таким
образом, можно утверждать, что именно
новые реалии, свидетельствующие
о радикальных преобразованиях
всех сфер общественной жизни, позволяют
трактовать развитые общества Запада
как постмодерные, радикально отличающиеся
от обществ эпохи модерна .
Общество Постмодерна принадлежит к настоящему
лишь отчасти. В значительной степени,
это описание того, к чему в скором времени
приведут те социальные процессы, которые
сегодня уже запущены и развиваются по
своей инерции и по своим довольно строго
определенным траекториям. Пока мы живем
в обществе, которое есть, и которое только
еще намеревается перейти к постобществу,
где общества больше не будет.