Понятие социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 182.16 Кб (Скачать)

Фёдорова  М.Л., группа 437С 

Вопрос 1

Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований. 
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. 

 В истории  социологии первоначально возникли  и развивались два подхода  к рассмотрению общества как  социальной реальности и, соответственно, два подхода к определению предмета социологии.   

 Первый, получивший  название «социальный реализм»  в качестве объекта исследования  рассматривает общество как особый  вид реальности, обладающей специфическими  свойствами и развивающейся по  своим специфическим закономерностям,  не сводимых к индивидуальной  деятельности людей и не выводимых  из нее. Отсюда: 

предмет социологии - общество как целостный организм, его структуры и взаимодействие между ними.    Второй – получивший название «социальный номинализм» рассматривает общество как совокупность взаимодействующих людей. Поэтому понять его можно только через понимание природы самого индивида. Отсюда - предмет социологии - человек и его поведение.

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

    «Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социальный  порядок - условия существования, при которых формируются, поддерживаются и разрушаются различные образцы социальной организации, представленные совокупностью институтов и способов их воздействия на социальную жизнь.

Социальные  институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Социальная  деятельность- специфически человеческое отношение к миру, в рамках которого человек его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность.

Вопрос 2

 Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности - ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать. 
 
Представления об обществе углубляются по мере
развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни `Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?` и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства. 
 
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе. 
 
На Западе 
социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли.  
 
Первое - выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно представлено прежде всего 
учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде `Государство`. У Платона общество уподобляется `огромному человеку`. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия - правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы).  
 
Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью `благородного вымысла` обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других - серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества.  
 
Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. `Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство в целом.  
 
Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости`. . Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства. 
 
Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует `Государство` Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. `Дело в том, - писал Аристотель, - что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и, государства`, ибо `каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя`.  
 
Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.

 
Теория  общественного договора

  

 Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"

Томас Гобс (1588 - 1679) выделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. Естественное Томас Гобс характеризует как войну всех против всех, поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти. Законы государства, по мнению Гобса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства).

Государство - продукт  общественного договора. Государство, как гарант мира, дает возможность  каждому человеку реализовать его  права (на жизнь, безопасность и т.д.), которые ему даны от природы. Томас  Гобс являлся сторонником сильной абсолютной государственной власти.

Итак, в 18 веке Идея Просвещения - мысль о разумности мира, доминирования разума становятся главной движущей силой истории.

Теория общественного  договора объясняет возникновение  государственной власти соглашением  между людьми, которые вынуждены  перейти от своего естественного, необеспеченного  защитой состояния к гражданскому состоянию.

 

Вопрос 3

Основным методом исследования в социологии Конт считал наблюдение социальных фактов. При этом под ними понималось, прежде всего, наблюдаемое физическое поведение людей. Именно социальное, наблюдение должно было поставить социологию в ранг науки, придать анализируемому материалу характер объективности - точно так, как это имело место в физике. Не будем забывать, что социология субъективно оставалась для Конта всю жизнь социальной физикой, т.е. наукой, основанной на естественнонаучном способе изучения фактов. Другое дело, что в реальности он не сумел воплотить

Чтобы быть надежным источником получения знаний, наблюдение социальных фактов должно опираться  на законченную теорию (у Конта это позитивная философия), иначе есть риск запутаться в их бесконечном многообразии. Это - первое условие эффективности применения метода наблюдения. Второе условие заключается в том, что социальное наблюдение предполагает четкое разделение его субъекта и объекта. По Конту, в социологии возможно наблюдение только "со стороны" (подобное тому, какое существует в науках о природе). Метод "включенного наблюдения", который в эмпирической социологии XX в. стал одним из популярных, Конту был неизвестен. Зато он признавал большое значение, и это следует особо подчеркнуть, косвенного наблюдения, состоявшего в описании нравов, обычаев, традиций изучаемых народов. Третье условие эффективности социального наблюдения, согласно учению Конта, определяется необходимостью преодоления иллюзии легкости наблюдения в социологии, поскольку исследователь является как бы сам участником событий. Основатель социологии считает, что "наблюдатель" должен уметь уходить от давления личного и группового интереса, не поддаваться ему, равно как и влиянию определенных предрассудков.  
 
Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент - наблюдение за изменением явления, под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Чаще всего, но его мнению, применяется последний, выступающий как наблюдение за переменами, кризисами, патологическими отклонениями в обществе, наконец, за резкими социальными потрясениями. Такое наблюдение (опосредованный эксперимент) помогает лучше понять нормальное состояние общества. Что касается непосредственного эксперимента, то возможности его ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов.  
 
Третий метод в социологии, о котором Конт много писал, - сравнительный, состоящий в сопоставлении жизни народов и деятельности 
государств. Социолог говорит о трех основных видах сравнения: а) сравнение нравственных и интеллектуальных факторов, оказывающих влияние на жизнь обществ, народов и государств; б) сравнение различных обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет обнаружить общее в развитии различных народов; в) сравнение различных состояний одного и того же общества, социального положения различных классов и групп - для того, чтобы выявить определенные этапы развития этого общества.  
 
Отсюда следует интерес Конта еще к одному, четвертому Методу - 
историческому. Именно этот метод способен, по его мнению, поднять науку до уровня позитивной. Задача исторического метода состоит в том, чтобы сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.  

      Вопрос 4

      Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ  и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

      Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

  • эволюционной теории,
  • органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
  • учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер  рассматривал общество как сложный  организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение  части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает  частью целого (общества), тем не  менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

  1. рост, увеличение в объеме,
  2. усложнение структуры,
  3. дифференциация функций,
  4. рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

      Аналогия  с биологическим организмом сказалась  и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две  стороны: интеграцию и дифференциацию:

  • интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
  • дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

      Спенсер сформулировал основные принципы функционального  подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

  1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
  2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
  3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
  4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
 

Вопрос 6 (Теория классов и классовой борьбы)

Тема классов  и классовой борьбы – центральная  у Маркса. Ее роль в его доктрине столь значительна, что марксисты  часто отождествляли “марксистскую  точку зрения” с “классовой точкой зрения”.

Сам Маркс отмечал, что не он открыл существование классов  в современном обществе, классовую  борьбу, историческое развитие этой борьбы и “экономическую анатомию классов”. “То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов”,

 С его точки  зрения, классовое деление отсутствует  в первобытных обществах, в  которых существует коллективная  собственность на средства производства; оно возникает только в так  называемых антагонистических формациях,  в результате развития разделения  труда и частной собственности  на средства производства. Что  же такое классы в его трактовке?

В самом широком  смысле классы, по Марксу, это любые  социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между  собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более  или менее значительные социальные категории, расположенные на различных  ступенях социальной лестницы

Информация о работе Понятие социологии