Понятие социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 182.16 Кб (Скачать)

Термин  «социальный  институт»  употребляется  в  самых  разнообразных значениях.

Одним из первых  развернутое  определение  социального  института  дал американский социолог  и  экономист  Т.  Веблен.  Он  рассматривал  эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных  институтов.  По  своей

природе они представляют привычные способы  реагирования на стимулы,  которые  создаются внешними изменениями.

Другой  американский социолог, Ч.Миллс, под  институтом  понимал  форму некоторой  совокупности социальных ролей.  Институты  он  классифицировал  по выполняемым  задачам  (религиозным,  военным,  образовательным  и  т.д.   ), которые образуют институциональный порядок.

Немецкий  социолог  А.Гелен   трактует   институт   как   регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных.       По мнению  Л.Бовье,  социальный  институт  – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение  набора  конкретных  социальных потребностей или целей.

Дж.Бернард и Л.Томпсон  трактуют  институт  как  совокупность  норм  и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций,  верований, установок,  законов,   которые   имеют   определенную   цель   и   выполняют определенные функции.

В  социологической  отечественной   литературе   социальный   институт определяется  как  основной   компонент   социальной   структуры   общества, интегрирующий и  координирующий  множество  индивидуальных  действий  людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно  С.С.Фролову социальный институт –  это организованная  система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные  ценности и  процедуры,  удовлетворяющие основным потребностям общества.

По  мнению  М.С.Комарова,  социальные  институты  представляют   собой  ценностно -  нормативные   комплексы,  посредством которых направляются  и контролируются  действия  людей в жизненно  важных  сферах  –   экономике, политике, культуре, семье и др.

  1. В чем состоит специфика общества как социальной реальности? Поясните основные особенности линейного и цивилизационного вариантов трактовки исторического процесса.

    Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. 
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

  1. Каковы особенности процесса социализации? Что такое десоциализация и ресоциализация, как эти понятия конкретизируются в социологии девиантного поведения?

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.  
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.  
Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

В современных  условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его  члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила  поведения, законы, то его поведение  в зависимости от характера нарушения  называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.

Все общества, государства имеют законы, и везде  наказываются их нарушители. Тем не менее немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.

В современном  обществе наиболее существенные нормы  поведения, затрагивающие интересы других людей, вписаны в законы, и  их нарушение рассматривается как  преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые  преступают закон, так как они  представляют собой угрозу для общества. Чем больше квартирных краж, тем  больше люди боятся за свое имущество; чем больше убийств, тем больше мы опасаемся за нашу жизнь.

  1. Какие способы трактовки термина «идентичность» вы знаете? Какую роль в социологии играют эти понятия?

Идентичность - (от лат. identi-cus - тот же, одинаковый) - англ. identity; нем. Identitat. 1. Свойство индивида  оставаться самим собой в изменяющихся соц. ситуациях .  2. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.

Идентичность - - социальное  качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида  с другими людьми, социальной общностью  или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального.

Идентичность - (identity) - смысл и непрерывность "Я", которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе. Неофрейдистский теоретик Эрик Эриксон предположил, что в юности наблюдается кризис идентичности. Именно на этой стадии молодой человек  ищет идентичность ,  опробуя на опыте различные группы друзей, стили жизни, планы  в карьере. В идеале  к концу юности процесс  стабилизируется и человек воспринимает себя, чувствуя непринужденно с этой идентичностью. В представлении Эриксона, следовательно, идентичность формируется в результате социальной интеракции, а проблемы происходят, если юноша ощущает отчужденность от общества, например, из-за этнических различий или безработицы. См. также Идентификация .  В психологии и в социологии имеется много сходства, но есть и некоторые различия в акценте на идентичности и процессе ее формирования (см. Мид; Кули). См. также Социальная идентичность .  В некоторых версиях психоаналитической теории, особенно в постструктурализме  Лакана, идентичность в целом более проблематична. Лакан оспаривает основное предположение, содержащееся в вопросе "Кто я?" и в наличии картезианского "Я", предполагая зависимость от диалектики "Я" и других людей. Хотя такая диалектика  относительно широко распространена в социологии, формулировка Лакана отличается весьма большим радикализмом ее значений. Нет присутствия, только язык ,  а отсутствие идентифицируемого ядра "Я", согласно Лакану, может быть возмещено лишь "воображаемым "Я", "фантазией", в которой идентичность сохраняется защитным механизмом, вроде "отрицания".

  1. Объясните разницу между такими понятиями, как «идентичность» и «идентификация». Какую роль в процессе идентификации играет культура общества?

Начиная от нашего опыта как живущих и  дышащих существ (первичное состояние) и вплоть до всех наших представлений (концепции) своего "я" (метасостояние) мы наслаиваем мысли и чувства на мысли и чувства до тех пор, пока не выработаем крайне сложные самоопределения. Мы отличаем себя от других, формируем границы эго и затем раскрываем эти границы, чтобы привнести в мир нашего "я" различные вещи, людей, представления и т. д. Мы используем для определения самих себя опыт, взаимоотношения, статус, личные вещи, чувства, собственность и т. д.

 

И все  в этом мире зависит от того, как именно мы производим самоопределение. 
Делаем ли мы это с осознанием того, что являемся само-конструкторами, что мы изобретаем собственную идентичность, что "идентичность" не обладает внешней реальностью и мы можем заново изобрести себя, как только пожелаем? Или же мы думаем, что то, "кем мы являемся", предопределено генами и культурой? Думаем ли мы, что нас определяет наша раса? Или наш пол? Или культура? Или наши переживания? Забываем ли мы о том, что мы сами сформировали свои самоопределения'? Смешиваем ли мы наше "я" с нашим картографированием "я"? 
Чтобы научить людей прекращать идентифицировать карту и территорию, Альфред Кожибски (Korzybski, 1933/1994) разработал особый нейролингвистический тренинг. Карты - это не территория. Они обеспечивают нас лишь символической репрезентацией того, что существует на самом деле. 
Смешивая карту и территорию, мы смешиваем два различных уровня - первичный уровень и все мета-уровни. И теряем ориентацию в пространстве. Мы приписываем нашим представлениям и концепциям ложную конкретность и реальность! 
Кожибски назвал этот феномен идентификацией и выделил ее в качестве источника и самой сути неэффективности. Он назвал ее "безумием". Отталкиваясь от понятий "здравомыслия" как "удачного приспособления" к реальному миру и "безумия" как полного разрыва с реальностью, можно сказать, что безумие - это смешанное состояние, пребывая в котором двигаться по жизни в принципе возможно, однако это сопряжено с колоссальными усилиями. Карта, которой мы руководствуемся, в конечном итоге ведет нас к нашему предназначению или, по крайней мере, подводит нас достаточно близко к нему, однако она проводит нас через всевозможные ненужные препятствия, ведет кружными путями или же по ходу дела превращает нас в комок нервов (в "невротиков"). 
И все это делает идентификация. Когда мы идентифицируем наше "я" с чем-либо, то поспешно приходим к абсолютно нереалистичному заключению, будто мы "являемся" "тем же самым", что предмет идентификации. И тогда это стирает из нашего осознания все, чем мы "являемся", и, как правило, порождает всевозможные ограничения. Кем бы вы себя ни назвали, на самом деле вы явление значительно более масштабное, чем это название. Приравнивая свое "я" к власти, богатству, статусу, признанию, достижениям или красоте, мы создаем изначально порочное эго, которое будет неотступно преследовать объект своей идентификации, игнорируя зачастую другие аспекты (здоровье, отношения с окружающими и т. д.). 
Кшишентмихальи (1993) писал: 
Проблема в том, что чем больше эго идентифицируется с символами, лежащими вне нашего "я", тем уязвимее оно становится. 
Какие представления вы используете в качестве своих центральных репрезентаций? Сколько психической энергии вы вкладываете в эти представления? Соответствуют ли такие энергозатраты символу? 
И напротив, разграничение позволяет нам создавать значительно более обширные и полезные "я"-карты. Это позволяет нам разидентифицироваться с вещами.

Информация о работе Понятие социологии