Понятие социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 182.16 Кб (Скачать)

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти  повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую  лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние  века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

В более узком  смысле Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые  различаются по их отношению к  средствам производства. Поскольку  он видит основу классового деления  общества в производственных отношениях, постольку классы выступают как  выражение этих отношений. Различная  форма собственности на средства производства и, главное, наличие или  отсутствие этой собственности выступают  как главные критерии классообразования.

Но этих объективных  критериев еще недостаточно для  того, чтобы говорить о классе в  полном смысле слова. Это еще “класс в себе”. Класс в полном смысле, по Марксу, – это “класс для себя”, т. е. класс, осознавший себя как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам. Наряду с такими признаками, как  отношение к средствам производства, экономическое положение, образ  жизни, уровень образования и  т. п., классовое самосознание составляет важнейший признак класса. С его  точки зрения, наиболее адекватной формой выражения классового самосознания является политическая партия.

По Марксу, противостояние, оппозиция данной социальной группы определенной другой группе – один из важных признаков класса. Таким  образом, марксова концепция классов неотделима от его концепции классового господства и классовой борьбы.

В принципе Маркс  исходит из дихотомического деления  общества на классы. Классовая дихотомия  выступает у него в двух формах.

Во-первых, это  сквозное противостояние, характерное  для всех “антагонистических” формаций, где на одном полюсе располагаются  непроизводительные, господствующие, угнетающие, эксплуатирующие классы, извлекающие прибавочный продукт  из эксплуатации другого класса, а  на другом, соответственно, классы производительные, подчиненные, угнетаемые, эксплуатируемые.

Во-вторых, в  каждой из этих формаций существуют свои специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает в принципе своего антипода, с которым он находится  в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально  или потенциально; в прошлом, настоящем  или будущем.

Вот примеры  таких пар у Маркса: свободные  – рабы; патриции – плебеи; помещики – крепостные; мастера – подмастерья; буржуа – пролетарии и т. п.

Борьба между  классами, по Марксу, – это в конечном счете выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс (“реакционный”) воплощает отжившие производственные отношения, другой (“прогрессивный”) – нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает прогрессивным и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрессивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом.

 

 Теория социального  развития. Социальная революция

Динамика социального  развития, по Марксу, обусловлена постоянно  возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными  силами, с одной стороны, и производственными  отношениями – с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в  конфликте с надстройкой и  различными формами осознания этого  базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они  не могут не развиваться. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами  способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто “включено” в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

Отчуждение  труда

Экономическое отчуждение есть основа отчуждения действительной жизни, а действительная жизнь человека, по Марксу, есть, прежде всего, его практическая жизнь. Именно поэтому Маркс усматривает корень всех форм отчуждения в отчуждении труда. И первой формой проявления отчуждения труда является частная собственность, которая, согласно Марксу, есть и результат отчуждения труда, и его основа.

Продукт труда  есть труд, закрепленный в некотором  предмете, овеществленный в нем, это  есть опредмечивание труда. Осуществление труда есть его опредмечивание. При тех порядках, которые предполагаются политической экономией, это осуществление труда, это его претворение в действительность выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета - как отчуждение».

Итак, опредмечивание имеет место при всех формах труда, но отчуждением оно оборачивается только при определенных исторических условиях, а именно тогда, когда сам труд уже не принадлежит рабочему, потому что последнему не принадлежат условия его труда. Тогда рабочий, по Марксу, становится рабом своего предмета. Сама деятельность рабочего теперь ему уже не принадлежит, она не есть его самодеятельность.Она принадлежит другому, а потому есть утрата рабочим самого себя.

 
 

      Вопрос 7

      Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской  социологической школы, признанный классик мировой социологии. Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной  жизни” (1912).

Книга “О разделении общественного труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым  теориям, разделение общественного  труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Для обоснования  этого положения Дюркгейм развивает  теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических (“сегментарных”) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании” (“механическая солидарность”), то в развитых (“организованных”)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (“органическая солидарность”), причем “коллективное сознание” здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ .

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)

Механическая  солидарность

  1. Морфологическая (структурная) основа 
    • Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)
    • Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)
    • Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)
    • Относительно малый объем населения
    • Относительно низкая материальная и моральная плотность
  2. Типы норм (воплощенные в праве)
    • Правила с репрессивными санкциями
    • Преобладание уголовного права
  3. а) Формальные признаки коллективного сознания
    • Большой объем
    • Высокая интенсивность
    • Высокая определенность
    • Власть группы абсолютна

    б) Содержание коллективного сознания

    • Высокая степень религиозности
    • Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
    • Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
    • Конкретность и легальный характер

Органическая  солидарность

  1. Морфологическая (структурная) основа
    • Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
    • Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
    • Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
    • Относительно большой объем населения
    • Относительно высокая материальная и моральная плотность
  2. Типы норм (воплощенные в праве)
    • Правила с реститутивными санкциями
    • Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)
  3. а) Формальные признаки коллективного сознания
    • Малый объем
    • Низкая интенсивность
    • Низкая определенность
    • Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

    б) Содержание коллективного сознания

    • Возрастающая светскость
    • Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
    • Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
    • Абстрактность и общий характер.

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему “нормальному” состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования “Самоубийства)” (1897) и особенно выхода второго издания книги “О разделении общественного труда” (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила  объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что но помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории; помимо уже упоминавшегося “коллективного сознания”, это, в частности, такие понятия, как “социальная функция” и “аномия”.

Информация о работе Понятие социологии